Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Сложносочиненные предложения (ССП) и знаки препинания в них

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык
    Класс: 9 класс 
    УМК: учебник для общеобразовательных учреждений русский язык под редакцией М.М.Разумовской;П.А.Леканта., Москва. 2010 г
    Уровень обучения (базовый)
    Тема урока: Сложносочи­ненные пред­ложения (ССП) и знаки пре­пинания в них 
    Цель урока: провести исследовательский урок-практикум, ученики повторяют о ССП, упражняются в совершенствовании пунктуационных  знаков препинания, находят  смысловые отношения между частями ССП, вырабатывают  речевую деятельность школьников; через прочтение текстов проявляют  любовь к родному языку, гуманное отношение к людям.
    Тип урока: урок  новых  знаний, умений и навыков.
    Вид урока: урок-практикум.
    Ожидаемый результат: 
    учащиеся должны знать сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам;  учащиеся должны уметь  определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП. 
    Оборудование: раздаточный материал, компьютер.
    Рефлексия эмоционального настроя.  
    1.Прием «Жокей и лошадь» 
    Описание: приём интерактивного обучения.. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
        I.Вызов
    
    2.Раздаю три цвета листьев. По цвету формирую группы. Каждая «тройка» должна составить предложения, используя союзы, данные на доске.
    
    
    - О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?  
    - Что мы должны знать, для того чтобы выполнить задание по теме?
    - Какие группы сочинительных  союзов вам известны? 
           II. Осмысление.
    3.Приём "Инсерт". Чтение по учебнику. Стр. 52-53   . Ученики читают текст и делают пометки по  различению  групп  сочинительных союзов, которые вносят в предложение и имеют  различное значение.
    В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
    
    4. Опрос. 
    
    1.  Фронтальный опрос: ( слайд № 3)
    
    Какое предложение называется сложносочинённым?
    
    На какие группы по союзам делятся сложносочинённые предложения?
    
    Когда не ставится запятая между частями сложносочинённого предложения?
    
    2. Тренинг по пунктуации.
    Учащимся раздаются карточки с заданием: 
    расставьте знаки препинания. (Приложение 1) самопроверка.
     
     Покажите свои знания,
    Расставьте знаки препинания. (слайд №5)
    
     Ключ. (слайд №6)
     1.Не то дождь пошёл , не то воробьи пробежали по крыше.
    2.В тишине обидчиво поют колокольчики на шеях оленей да  звенит холодный ручей.
    3.Было уже часов десять, и над садом светила полная луна.
    4.Гроза  была  там,  сзади  них, над  лесом,  а  тут  сияло  солнце. 
    5.В кустах раздался шорох, однако вскоре он затих.
    
    3.Работа в тетрадях .  (задание выполняется под музыку)
    
    А сейчас желаю вам удач
    В решении орфопунктационных задач. (слайд № 7,8)
    
    Дифференцированная самостоятельная работа в тетрадях. (по карточкам ). Взаимопроверка. (Приложение 2,3)
      1. Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
           В с..нтябре лес реже и светлее и птич..и г..лоса тише.  Со..нце то      
          по..влялось то исчезало и к вечеру опять пош..л дождь.
                
    
     2.Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
    Иску(с/сс)тво может пер..жить врем..на упадка но оно вечно как и сама жизнь. Подл..жили огонь под г..товый к..стер со стру..ками и пламя з..пылало. Здесь кружились над поляной желтые и синие баб..чки  и (не)умолчно тр..щали кузнечики.
               
      Ключ  карточка 1 (слайд № 8)
      В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.  Солнце то появлялось, то исчезало,  и к вечеру опять пошёл дождь.
             Ключ  карточка 2(слайд № 8)
         Искусство может пережить времена упадка, но оно вечно, как и сама    
        жизнь. Подложили огонь под готовый костер со стружками, и пламя        
        запылало. Здесь кружились над поляной желтые и синие бабочки  и     
        неумолчно трещали кузнечики.                                      
    5.Физминутка. (слайд№ 9)
    Мы работали, устали,
    Из-за парты дружно встали.
    Потоптались мы на месте,
    Потянулись дружно вместе.
    Повернулись мы налево,
    Повернулись мы направо,
    Посмотрели дружно прямо.
    Мы руками провертели
    И за парты тихо сели.
    
    6. Подготовка к ОГЕ ( приложение № 4 )
    
     Прочтите  текст, расставьте недостающие знаки препинания и выполните задания.
    (1)Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду среднего роста приятной наружности с тёмно-серыми глазами но с отсутствием всякой определённой идеи всякой сосредоточенности в чертах лица. (2)Мысль гуляла вольной птицей по лицу  порхала в глазах садилась на полуотворённые губы пряталась в складках лба потом совсем пропадала и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности. 
    
     1. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
    простое
    сложносочинённое
    сложное бессоюзное
    сложноподчинённое
    2.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия      во втором (2) предложении: 
    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
    Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
    3.   К какому типу речи относится приведённый выше текст?
    описание
    рассуждение и описание
    повествование и рассуждение
    повествование и описание
    4.   Из предложения 1 выпишите местоимения.
    
            5. Из предложения 2 выпишите подчинительные словосочетания со связью 
    ПРИМЫКАНИЕ.
    
    7. Повторение ( слайд
    
    8. Домашнее задание
    П.10    упр. 73 (3)
    9. Итог урока. Выставление оценок.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Хитько Т. Д.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку