Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык 
    Класс: 9
    УМК: учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык 9» под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.М изд. «Дрофа» 2011г.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. 
    Тип урока: урок открытия новых знаний.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: Раздел «Сложноподчиненные предложения» 
    Урок №13.
    Цели урока: 
    Ознакомление с основными характеристиками сложноподчинённого предложения с придаточным сравнительным.
    Закрепление умения постановки знаков препинания в изученных видах сложноподчинённых предложений.
    Формирование навыков самоконтроля.
    Развитие умения различать сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным от синонимичных синтаксических конструкций.
    Задачи урока: 
    создать условия для развития общеучебных умений - работы с предложениями, со схемой в процессе практичнской деятельности;
    систематизировать знания по синтаксису и пунктуации;
    исследовать представленные для анализа предложения с целью получения новой информации;
    развивать навыки анализа, сравнения, умения аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
    развивать навыки самостоятельной работы и  работы коллективно;
    способствовать пониманию ценности интеллектуальных умений как качества современного человека.
    Планируемые результаты.
    Личностные результаты:
    умение чувствовать красоту и выразительность речи, 
    стремиться к совершенствованию собственной речи; 
    интерес к изучению языка; 
    осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. 
    Предметные результаты:
    -  Ознакомление с отличитель­ными особенностями предложения с придаточ­ными сравнительными;
    -  развитие пунк­туационных навыков, умения использовать в ре­чи предложения с прида­точными сравнительными;
    - составлять СПП с разными придаточными.
    
    Метапредметные результаты:
    Регулятивные УУД:
    самостоятельно формулировать тему и цели урока; 
    искать пути решения учебной проблемы совместно с учителем; 
    работать в соответствии с планом;  добиваясь цели, регулировать свою деятельность; 
    уметь адекватно оценить свою деятельность и деятельность других.
    Познавательные УУД:
    перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 
    осуществлять анализ и синтез; 
    устанавливать причинно-следственные связи; 
    строить рассуждения; 
    Коммуникативные УУД:
    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. 
    высказывать и обосновывать свою точку зрения; 
    уметь строить диалог.
    
    Эпиграф к уроку:
    «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск».
    
    К. Г. Паустовский.
    
    1. Целеполагание.
    Обращение к эпиграфу урока. Интерпретация высказывания К. Г. Паустовского. Осознание учебной проблемы и формулирование темы и цели урока.
    - Как вы понимаете слова писателя Паустовского?
    - Какое средство выразительности языка использовано в данном высказывании? (сравнение, посредством слова «подобно», учитель дополнит «подобно тому как»).
    2 .Этап актуализации и пробного учебного действия, актуализация нормы пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);
    -  Вспомните, какие ещё союзы передают сравнение? (как, словно, будто, точно).
    - Используя  слова «надо» - «хочу» - «могу»,  составьте предложения по теме урока.
    (Хочу пополнить свои знания о СПП. Я могу уже составить схему предложения-высказывания Паустовского. Надо научиться определять СПП с придаточным сравнительным и т.п)
    3. этап выявления места и причины затруднения.
    
    - Что будет объектом нашего исследования? (СПП с придаточными сравнительными). 
    Наблюдение и теоретическая база №1.
    Работа проходит по плану:
    Запись предложений в тетрадях. Один человек работает у доски.
    Проверка написанного (орфография, пунктуация предложения).
    Слово учителя. Новая информация.
    - Придаточные с союзом «как» передают значение достоверного соответствия сравниваемых явлений, предметов и т.п. 
    Здесь хрустально чист и свеж был воздух, как бывает он чист и свеж только ранней весной. (И. Бунин).
    - Придаточные с союзами «словно», «будто», «как будто», «точно» передают значение предполагаемого, воображаемого сравнения.
    В лесу что-то страшно и глухо треснуло, будто сломалась большая сосна. 
    (К. Паустовский)
    4. этап построения проекта выхода из затруднения. 
    - Назовите глаголами свою деятельность на занятии. (Могут быть такие варианты: наблюдать, сравнивать, анализировать, структурировать, исследовать, экспериментировать).
    5. этап реализации построенного проекта.
    - Верно. И вот первая опасность – не путать СПП с придаточными сравнительными с сравнительными оборотами.
    Наблюдение и теоретическая база №2.
    Придаточные сравнительные могут быть односоставными и двусоставными, полными и неполными:
    1. Небольшая осиновая роща вся сияет насквозь, словно ей весело и легко стоять голой 
    (И. Тургенев). Придаточная часть односост. и полная.
    2. И чёрные глаза, остановясь на мне, исполнены таинственной печали, как сталь твоя при трепетном огне, то вдруг тускнели, то сверкали. (М Лермонтов) Придаточная часть неполная, опущены сказуемые (как сталь твоя то тускнела, то сверкала…)
    Такие придаточные необходимо отличать от сравнительного оборота, который обычно выражается существительным (или словом в значении существительного).
     Шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша. (И. Бунин).
    Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю туманной бездны. (К. Паустовский).
    Наблюдение и теоретическая база №3.
    - Вторая опасность. 
    Союзами «как», «словно», «будто», «точно» и др. могут присоединяться и другие типы придаточных.
    1. Прежде такие усадьбы, как усадьбы Анны Герасимовны были и не редкость. (И. Бунин). СПП с придат. определительным.
    2. Воздух так чист, точно его совсем нет. (И. Бунин).
    СПП с придат. обстоятельственным.
    3. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся. (Ф. Тютчев).
    СПП с придат. изъяснительным.
    Наблюдение и теоретическая база №4.
    - Третья опасность.
    Сравнительные союзы могут входить в состав сказуемого.
    Вода под лозинами стала прозрачная и как будто тяжёлая. (И. Бунин).
    6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
    Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия. Упр. 170 с.122.
    
    1 вариант – указать № предложений, где есть сравнительные придаточные;
    2 вариант - указать № предложений, где есть сравнительны оборот.
     
    7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 
    Творческая работа
    Преобразовать предложения с обстоятельством сравнения в СПП с придат. Сравнительным.
    Костер перед нами расцвел большим красно-желтым цветком. Прозрачным ручьем текла речь оратора. Звездочкой на темном небе мелькнул вдруг огонек. Голубой лентой извивалась вдали река. Мягким ковром лежала под ногами зеленая хвоя. Алмазом горят на ветках берез дождевые капли. Железными прутьями хлестал дождь по лицу. Разноцветной скатертью расстилался перед путниками широкий луг.
    8. этап включения в систему знаний и повторения.
    9. Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
    Закончите предложения.
    - Я сегодня на уроке узнал…
    - Я удивился тому, что…
    - Я смог (не смог)…
    10. Итог урока.  Д/З. параграф 20, упр.171 с 123.
     
    Далее по программе (н-р: по Разумовской, Бархударова) изучается тема «СПП с придаточными образа действия и степени». После знакомства с СПП с придаточными образа действия и степени целесообразно провести сравнение СПП с придаточными образа действия и степени с СПП с придаточными сравнительными с, т.к. эти два типа придаточных  СПП часто путают. 
    1)Придаточные сравнительные поясняют все главное предложение, а придаточные образа действия и степени – словосочетания.
    2) Придаточные сравнительные отвечают на один вопрос «как?», а придаточные образа действия и степени -  на пары вопросов: «как?» - «каким образом?» и «как?» - «в какой степени?» 
    3) В сложноподчиненном предложении с придаточными сравнительными нет указательных слов, в сложноподчиненных предложениях с придаточными образа действия и степени указательные слова обязательны.
    4) Еще  одно главное отличие:  в основе СПП с придаточными сравнительными лежит сравнение, а в СПП с придаточными образа действия и степени нет даже намека на сравнение. 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Мендыбаева А. А.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку