Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными образа действия и степени (Мендыбаева А.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык 
    Класс:  9
    УМК: учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык 9» под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.М изд. «Дрофа» 2011г.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными образа действия и степени.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: Раздел «Сложноподчиненные предложения» 
     урок №14
    Цель урока:
    Знакомство с отличитель­ными особенностями при­даточных образа действия и степени; совершенство­вание пунктуационных навыков, умения исполь­зовать в речи СПП с при­даточными образа дейст­вия и степени.
    Развивать творческие способности, речь, логическое мышление.
    Воспитывать культуру речи.
    Задачи урока: 
    исследовать синтаксические конструкции с целью получения новой информации;
    развивать навыки анализа, сравнения; умения обосновывать, аргументировать;
    развивать навыки самостоятельной работы и  работы в группах;
    способствовать пониманию ценности интеллектуальных умений как качества современного человека.
    Планируемые результаты:
    Предметные результаты:
    - познакомиться с новыми видами придаточных обстоятельственных – образа действия, меры и степени;
    - умение определять средства их связи с главным предложением;
    - формировать умение различать оттенки значения многозначных придаточных;
    - формировать умения правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях, составлять их схемы.
    Метапредметные результаты:
    Умение логически мыслить,  делать выводы, обобщать информацию.
    Совершенствование речи через  использование многообразных синтаксических конструкции.
    Умение работать с текстом.
    Личностные результаты:
    Воспитывать культуру речи
    воспитывать любовь к родному языку
    воспитывать внимательного читателя.
    Техническое обеспечение урока: учебник, компьютерная презентация.(ссылка infourok.ru; myshared/ru)
    
    Содержание урока.
    
    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы и цели урока.
    Сегодня мы изучим один из видов  СПП и должны будем научиться отличать их от других видов СПП, правильно ставить знаки препинания внутри предложений.
    сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени отличаются большей экспрессивностью, чем предложения с другими видами придаточных. Они широко используются в разговорном, художественном, публицистическом стилях, где очень важна качественная характеристика действия.
    3. Работа над новой темой.
    Запись предложения.
    Ведите себя так, чтобы скромность и умение помолчать выдвигались на первое место. 
    (Д.С. Лихачёв)
    Воспитательный момент.
    - Знаете ли вы Дмитрия Сергеевича Лихачёва?(Выдающийся учёный современности, акдемик).
    - Как называется его работа, статьи из которой вы читали на уроках литературы?
     О чём они? («Письма о добром и прекрасном».  Статьи «Земля родная», «Большое в малом»)
    
    Слово учителя.
    Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.
       То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной.
       Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.
       А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни.
     Синтаксический анализ предложений.
    Выделите грамматические основы в предложении. (1 – ведите себя, 2 – скоромность и умение помолчать выдвигались).
    Назовите средство связи между главным и придаточным предложением. (Союз «чтобы»).
     Поставьте и запишите вопрос от главного к придаточному. (Как? Каким образом?)
    Запись предложения и разбор по аналогии с  предыдущим предложением.
    Язык прозы Пушкина так точен, что его способен понять каждый. 
    Язык прозы Пушкина так точен [насколько?], что его способен понять каждый. (Степень действия).
    Наблюдение над структурой СПП с придаточным образа действия и степени.
    - Обратите внимание в главной части и первого и второго предложения стоят указательные слова – это одна из особенностей СПП с придаточным образа действия и степени.
    - Попробуйте опустить указательные слова. Можно ли это сделать? (Нет)
    - Указательные слова в СПП с придаточными образа действия и степени обязательны и не могут быть опущены.
    - Попробуйте переставить местами главное и придаточное в этих предложениях. Можно ли это сделать? (Нет)
    - Верно. Место придаточного образа действия и степени строго после главной части.
    Выводы.
    Придаточные образа действия и степени
    1. Как? Каким образом?
        Как? В какой степени?
    2. Поясняют словосочетания: глагол + указательное слово; указательное слово + наречие, сущ., прил.
    3. Указательные слова обязательны, не могут быть опущены.
    4. Нет намека на сравнение. СПП с придат. Образа действия и степени очень часто путают с СПП с придат. сравнения.
    4. Закрепление. Работа по вариантам с последующей коллективной проверкой.
    На мониторе 4 предложения. Обучающиеся должны видеть все предложения. 
    1 вариант записывают и анализируют 1,3 предл.; 
    2 вариант записывают и анализируют 2,4 предл. 
    Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Укажите вид придаточного предложения.
    1. Башня была построена так, что никто не смог бы подкрасться к ней незамеченным.
    2. С тех пор она старалась всё делать так, чтобы её хвалили .
    3. Люди были интересны Самгину настолько, насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них.
    4. Жизнь выбросила его в мир, как ветер сдувает с зеленого листика толстую божью коровку.
    5. Самостоятельная работа. Работа с учебником.
     Задания из учебника. Упражнение 180, 182.
    6. Проверочная работа с последующей взаимопроверкой.
    Не записывая предложения, укажите виды изученных придаточных.
    1. Ему почудилось, будто скрипнула дверь.
    2. Куда ни взглянешь, всюду тянулась невеселая степь.
    3. Старик так поражен был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел.
    4. Кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул.
    5. Я пошел посмотреть, горит ли камин.
    6. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.
    Взаимопроверка. 6 – «5», 4-5 – «4», 3 – «3».
    7. Рефлексия.
    - Все ли вам было понятно сегодня на уроке?
    - Какие затруднения вы испытывали? 
    - Что нужно делать, чтобы было легче справляться с заданиями? (повторять теоретический материал учебника, повторять правила, активнее работать на уроке, задавать вопросы и т.д.)
    - Какие задания были для вас интересными?
    8. Выставление оценок с комментариями.
      9. Итог урока. Домашнее задание.
    Выписать из учебника литературы (из любых статей учебника) 5 предложений образа действия и степени.
    
     

    Автор(ы): Мендыбаева А. А.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx