Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Систематизация и обобщение изученного материала по теме "Сложноподчинённое предложение"

Текст урока

  • Конспект

     Урок №43сайт учи
    
    Урок № 43.
    Тема урока: «Систематизация и обобщение  изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»
    Цели урока:
    Знать отличительные признаки сложноподчинённого предложения, виды придаточных предложений, виды подчинения;
    Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения;
    Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор СПП, лингвистический анализ текста, в том числе с точки зрения синтаксиса СПП; владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка. Создавать устные и письменные монологические высказывания на нравственно-этические темы с использованием СПП.
    Планируемые результаты:
    1.Предметные:
    владение всеми видами речевой деятельности;
    проведение различных видов анализа;
    осознание эстетической функции родного языка;
    
    2. Метапредметные :
    овладение приемами выделения необходимой информации;
    использование  рефлексии (ПОПС-формула: позиция, обоснование, пример, следствие), т.е. деятельности по осмыслению способов достижения цели и анализу полученных результатов;
    овладение приемами установления связей и отношений в области знания исследования предложения через анализ, синтез, классификацию, обобщение, доказательство, вывод следствия;
    формирование навыков планирования, прогнозирования и контроля через организацию своей учебной деятельности в группе;
    формирование навыка самооценки по итогам деятельности на уроке;;
    формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
            Ход урока
    1. Организационный момент
    Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Сегодня на уроке мы  отправимся в лабиринт.
     Однажды Минос - царь Крита поместил Тесея и его спутников в лабиринт, где жил Минотавр. Древнегреческому герою выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. И с давних времен выражение «нить Ариадны» означает «путеводная нить». Вашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и навыки.
    А потому девиз урока: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием».
    Но перед тем как отправиться в путешествие по лабиринту, я предлагаю вам определить тему сегодняшнего урока.
    Записано предложение: Только тот предмет, который используется в практике, получает наименование.
    1.Определите вид предложения. Докажите своё мнение
    - Итак, на уроке мы повторим основные сведения о СПП, потренируемся в выполнении заданий и подготовимся к итоговой аттестации по русскому языку.
    -Ребята, перед вами карта, на ней проложен маршрут, по которому мы отправимся в путешествие по лабиринту.
    У нас три группы – три отряда. У каждого отряда своя нить. Узелок на нити –остановка, чтобы продолжить путь необходимо выполнить задание. Задание считается выполненным только тогда, когда все участники команды закончили его выполнение.
    - А какими качествами должен обладать человек, отправляясь в путешествие? (Внимание, взаимопомощь, умение принимать решения, быстро ориентироваться в ситуации) Надеюсь, мы обладаем такими качествами.
    Ну что же, в путь, дорогие друзья!
    
    
    2. Актуализация  материала  урока.
    А) Подготовка к обобщению понятий и правил
    Препятствие №1 «На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно»
    Задания по группам:
    1. Используя схемы предложений, рассказать об основных видах сложных предложений.Подобрать примеры. Обоснуйте свой ответ. Какое из предложений не относится к теме урока и почему? 
    [ ], [ ]. 
    [ ], ( который…) 
    [ ], и [ ].
    
    
    
    2. «Закончи предложение».
    1)Независимое предложение в составе СПП называется __________.
    2)Зависимое предложение в составе СПП называется ____________.
           3)Простые предложения в составе СПП связываются при помощи _____.
    Заполнить таблицу и озвучить её.
    [ ], (с. слово, союз )
    ? косвенных падежей
    определительные
    Виды СПП
    Повторение –перечисление  всех  видов  придаточных  предложений  с примерами  - задание выполняется  по  цепочке, которую определяют  сами  учащиеся.
    
    Учитель: Мы успешно прошли первое испытание.
    Препятствие № 2. «Знаете ли вы ?»
    Опрос «Ты — мне, я — тебе». Вопросы группы задают по очереди.
    1. Всегда ли придаточное предложение следует за главным? Обоснуйте свой ответ.
    2. Может ли придаточное предложение стоять перед главным? Обоснуйте свой ответ.
    3. Можно ли иногда менять местами главное и придаточное предложения? Обоснуйте свой ответ.
    Б) Обобщение понятий и правил и определение их роли в речи
    Учитель: Итак, мы проверили ваши знания. Теперь проверим умения.
    Препятствие №3
    Задание: найти и выписать из данных предложений СПП. (Cлайд № 10)
    Пришло время, когда необходимо души человеческие спасать.
    Мы каждое утро шли на работу с приподнятым настроением, чтобы передать детям все тепло, какое в нас есть.
    Я стал читать, и во мне проявилась охота к литературе.
    Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков.
    Проверка: каждая группа читает одно предложение и доказывает свой выбор.
    Препятствие № 4. «В мире мудрых мыслей».
    Карточки.
    Задания по группам: запишите афоризмы, определите виды придаточных предложений, расставьте знаки препинания, составьте схемы. Объясните как вы понимаете афоризмы? Приведите примеры известных вам афоризмов.
    1 группа. 
    1. Нет величия там где нет простоты добра и правды. (Л.Толстой).
    2. Чтобы поверить в добро надо начать его делать. (Л.Толстой).
    2 группа
    1. Сколько бы ты ни знал книга всегда откроет новое. (Народная мудрость).
    2. День когда ты ничему не научился пропал даром. (Древний афоризм).
    3 группа. 
    1. Мы радуемся попадая в природу потому что тут же приходим в себя. (М. Пришвин).
    2. Удивительно что может сделать один луч солнца с душой человека! (М. Пришвин).
    Препятствие № 5. Cоюзы и союзные слова.
    Распределите предложения в 2 столбика (Союз или союзное слово?). Обоснуйте свой ответ:
    С притаившейся радостью, которая смешалась с грустью, я выхожу из церкви.
    Ты спросишь, кто велит мне?
    Пока мы переходили поляну, турки успели сделать несколько выстрелов.
    Днём в доме, где я живу, идёт привычная жизнь.
    Он пообещал, что вернётся до заката.
    Подай мне книгу, что лежит на столе.
     Препятствие № 6. Виды придаточных предложений.
    Каждая группа получает по три одинаковых листа с заданиями, выполнить нужно все задания. При проверке задания проецируются на доске,
    1 . Работа с изъяснительными предложениями.
    Найдите «3 лишнее».
    1. Один только священник был убеждён, что он делает полезное дело. (Л.Толстой)
    2. В лучах росистых, в лучах зелёных течёт речонка, что мне мила. (Ф.Фатьянов)
    3. Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали, усадили в уголок, подносили пирожок. (А.Пушкин)
    (Правильный  ответ 2)
    2. Работа с придаточными определительными.
    Составьте схемы предложений.
    Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Л.Фейхтвангер)
    И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт.(Р.Тагор)
    Замените, где возможно, придаточное предложение СПП причастным оборотом.
    Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
    Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся
    перелётные птицы!
    
    1. Работа с придаточными обстоятельственными.
    
    Записать предложения с последующим составлением схемы. Определить значение придаточного предложения.
    Если вы будете изучать русский язык и страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка..
    
    Препятствие № 7. Конструирование СПП
    Составить памятку из пяти СПП, используя советы Карнеги:
    Если вы хотите понравиться людям,
    1. Чаще улыбайтесь; (Если …), [то…].
    2. Искренне интересуйтесь жизнью других людей; […тем],(чем …).
    3. Умейте выслушать до конца говорящего с вами; […того], (с кем…)
    4. Говорите об интересующем вашего собеседника; […о том], (что…)
    5. Чаще обращайтесь к собеседнику по имени. (Когда…), […].
    3. Подведение итогов урока. Рефлексия
    .Препятствие № 8. «Золотой ключик»
    Чтобы открыть дверь из лабиринта мы должны вспомнить всё, над чем работали во время урока.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Отличительные черты СПП.
    2. Как соединяются придаточные предложения с главным?
    3. Как отличить союз от союзного слова?
    Учитель : Мы успешно прошли последнее препятствие и вышли из лабиринта. Путеводной нитью были ваши знания, умения и навыки. Они освещали ваш путь.
    Какие задания нам помогли выйти из лабиринта?
    А сейчас я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Закончите фразы, которые должны быть СПП: 
    1. Главным для меня на уроке было то, …
    2. Меня порадовало на уроке то, …
    3. Теперь я буду знать, что …
    4. Меня огорчило то, что …
    5. Домашнее задание.
    1.Повторение  материала  по таблице на стр. 61-62
    2. Выполнить  упр.194.
     

    Автор(ы):

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx