Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. Роль указательных слов

Текст урока

  • Конспект

     Русский язык
    9 класс
    УМК: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. 
    Уровень обучения: базовый
    Урок 2 Тема:  Место придаточного предложения  по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. Роль указательных слов. 
    Цели урока: уяснить, что придаточное предложение может занимать различное положение по отношению к главному (следовать за главным, находиться перед ним, располагаться в середине главного), что при незакреплённом порядке следования главного и придаточного предложений положение придаточного в сложноподчинённых предложениях зависит от коммуникативной задачи говорящего или пишущего; 2) познакомить учащихся с условиями выделения запятыми на письме придаточного предложения, научить находить главное и придаточное предложения в сложноподчинённом предложении, определять место придаточного по отношению к главному, знать средства его связи с главным, определять, в каких сложноподчинённых предложениях позиция придаточного не имеет строго закреплённого порядка следования; 3) уметь находить границы придаточного предложения, правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений, обосновывать условия постановки знака препинания, редактировать неверно построенные сложноподчинённые предложения.
    Планируемые результаты обучения : учащиеся научатся определять место придаточного в СПП, смогут правильно ставить знаки препинания; составляют схемы предложений.
    Формы работы, используемые при активном обучении: Создание среды взаимодействия на этапе вызова, Стратегия «Думай/в паре/обсуди», групповая работа на этапе закрепления материала; самостоятельная работа. наблюдение.
    Оценивание, включая оценку в целях обучения: формативное оценивание, критериальное оценивание на этапе самостоятельной работы
    Основные ресурсы: учебник,  листы оценивания для работы в парах и группах, лист самооценки.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Актуализация опорных знаний.
     Фонетико-орфографическая разминка. (Текст стихотворения записан на доске или спроецирован на экран)
    Говор (не)громкого грома
    Глухо грохоч..т вдали…
    Все еще веет истома
    От( не)остывшей земли…
    Вновь громовые угрозы,
    Молнии резкий зигзаг,
    Неба тяжелые слезы
    Клонят испуга…ый мак.
    - О чем стихотворение?
    - Найдите слова, в которых
     а)букв больше, чем звуков 
    б) звуков больше, чем букв.
    - Запишите транскрипцию слов ИСПУГАННЫЙ, ТЯЖЕЛЫЕ.
    -Какие согласные помогают  поэту передать громовые раскаты уходящей грозы?
    -Как называется такой прием?
    -Объясните правописание слов с пропусками и скобками.
    III. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.
    IV.Работа над темой урока
     Я предлагаю вам прочитать предложения и в парах обсудить
    (Стратегия «Прочитай / в парах/ обсуди» )
    Солнце еще согревало верхушки сосен когда мы дошли до места. (Ю. Казаков.)
    Чтобы дождаться такого вечера нужно было прожить сто лет. (К. Паустовский.)
    Деревня куда привезли Бима прямо-таки удивила его. (Г. Троепольский.) .
    И весело мне думать что поэт меня поймет. (И. А. Бунин.)
    Помнится ему маленький домик, спальня в которой он спал против отца. (В. М. Гаршин.)
    Задания:
    1. Прочитайте сложноподчинённые предложения.
    2. Укажите в каждом из них главное и придаточное предложения.
    3. Определите позицию придаточного по отношению к главному.
    4. Укажите условия выделения запятыми на письме придаточного предложения.
    Вывод делают девятиклассники:
    1. Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному: стоять перед главным, после него или в середине главного.
    2. В сложноподчинённых предложениях придаточное предложение выделяется на письме независимо от позиции по отношению к главному: одной запятой, если находится после или перед главным; двумя запятыми, если находится внутри главного.
    Учащиеся читают теоретический материал на с. 52, 53, 54.
    
    После разбора [Солнце еще согревало верхушки сосен], (когда мы дошли до места). (Ю. Казаков.) […], (когда…).
    (Чтобы дождаться такого вечера), [нужно было прожить сто лет]. (К. Паустовский.) (Чтобы…), […].
    [Деревня, (куда привезли Бима), прямо-таки удивила его]. (Г. Троепольский.) […, (куда…), …].
    Придаточное предложение синтаксически подчиняется главному. К нему можно задать вопрос:
    И весело мне думать (о чем?), что поэт меня поймет. (И. А. Бунин.) […], (что…).
    Помнится ему маленький домик, спальня (какая?), в которой он спал против отца. (В. М. Гаршин.) […], (в которой…).
    
    Если в сложноподчиненном предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному предложению, но и друг другу.
    Например:
    Наступили дни яркого света, когда выходить без темных очков невозможно, потому что отраженный в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза. (И. Соколов-Микитов.)
    
    Или: Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. (Л. Н. Толстой.)
    
    V. Самостоятельная работа с учебным пособием.
    Задание. прочитать §.19
    Работа в группах: составить план § 19, проиллюстрировать собственными примерами. Составить схемы.
    VI. Контроль усвоения. Тестовые задания
    1. Укажите предложение, в котором придаточное стоит в середине главного (знаки препинания не расставлены).
    а) Моряки сидели под соснами на шинелях которые они только что получили.
    б) Такая вокруг тишина и покой что слышны сердец перестуки.
    в) Володя шёл за ней следом осторожно обходя кусты по тому что особенно высока была полынь.
    г) В гостинице куда они подъехали был приготовлен ужин.
    Ответ: г
     2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
    а) Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле холсты лунного света.
    б) Там, куда не достают солнечные лучи, листья на кустах бледные и вялые.
    в) В тот день когда я встретил Сашу, погода выдалась на редкость хорошая.
    г) В поезде, в котором ехал Лигов, возвращаясь из командировки, пассажиров было мало.
    Ответ: в.
     3. Укажите предложение, соответствующее схеме.
    а) Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой гремучий ручей, который безмолвно сливался с Сурою.
    б) Когда с деревьев осыпались листья, садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы.
    в) Они вошли в великолепную залу, где стол был накрыт на три прибора.
    г) За тёмной стеной ракит, где небо уже зеленело от зари, монотонно падала вода.
    Ответ: б.
     VII. Рефлексия: Мои открытия дня
    
    (Я понял ...
    Я обнаружил ...
    Я осознал ...
    Я узнал ...)
    VIII. Итог урока: заполнение оценочных листов
    Оценочный лист учащегося________________________
    Поставьте себе оценку.
    Работа у доски
    Работа в паре
    Работа в группе
    Тест
    Итоговая
    
    
    
    
    
    
    Домашнее задание. § 19, упр.  87, 88 (по выбору учащихся).
     
    
    
     

    Автор(ы): Водопьянова А. Б.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx