Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи (Рахметова Т.К.)

Текст урока

  • Конспект

     Предмет: русский язык.
    Класс: 9
    УМК под ред. Разумовской М.М. Русский язык, 2014г
    Уровень обучения: базовый
    Тема. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
    Количество часов: 2
    Цели: углубить понятия о сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью; ознакомить учащихся с правилом постановки знаков препинания в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью в случаях, когда сочинительный и подчинительный союзы оказываются рядом.
    Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал.
    Тип урока: комбинированный.
    ХОД УРОКА
    I. Организационный этап
    II. Актуализация опорных знаний
    1. Проверка домашнего задания (фронтально)
    2. Практическая работа (карточки разложены на каждой парте)
         Восстановите отрывок из произведения Л. Соболева, записав для этого данные предложения в следующем порядке: простое двусоставное, сложносочиненное, сложное с разными видами связи, сложноподчиненное, бессоюзное. Составьте схему сложного предложения с разными видами связи.
    1) Весь зенитный расчет проводил ночь у орудий, поэтому комиссар сошел с мостика и обходил палубу. 2) Черное море сияло под холодной луной, и на палубе была жестокая стужа. 3) Была тревожная походная ночь. 4) Видимо, он и сам промерз порядочно: подойдя на корму к автомату номер два, он вдруг раскинул руки и начал делать зарядку. 5) Корабль шел недалеко от врага, и каждую секунду пустое обширное небо могло обрушить на него бомбы: на лунной дороге миноносец был отчетливо виден.
    III. Постановка целей и задач урока.
    Мотивация учебной деятельности
    Учитель. В русском языке сложное предложение может состоять не только из простых предложений. Довольно часто оно включает в свой состав как простые, так и сложные предложения (часто только сложные), связанные между собой разными видами связи: союзной и бессоюзной, сочинительной и подчинительной.
    При усвоении пунктуации сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи вам придется оперировать знаками разных уровней. Пунктограммы, связанные с постановкой знаков препинания между частями сложного предложения с разными видами связи, более высокого уровня, чем пунктограммы, связанные с выделением обособленных членов предложения, обращений, вводных слов, словосочетаний и предложений, однородных членов предложения и др.
    IV. Изучение нового материала
    1. Сопоставительная работа с последующими выводами и обобщениями (интерактивный прием «Мозговой штурм»)
    Сопоставьте предложения (предложения записаны на доске).
    1) Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.— Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. 2) К вечеру похолодало и мы заторопились домой.— Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.
    Вывод: При наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед и не ставится.
    1) С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко (М. Горький).— С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. 2) меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора (М. Горький).— Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.
    Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.
    V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
    1. Наблюдение над языковым материалом (запись на доске)
    Прочитайте. Определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Укажите виды связи простых предложений. Объясните употребление знаков препинания.
    1) На изгородях полей рдеют розы, и всюду смеются цветы; многие из них уже увядают, но все смотрят в синее небо, на золотое солнце; шелестят их бархатные лепестки, источая сладкий запах, и в воздухе, голубом, теплом, полном благоуханий, тихо несется ласковая песня. 2) Проснулись люди, и вот они идут на свои поля, к своему труду,— солнце смотрит на них и улыбается: оно лучше всего знает, сколько сделано людьми доброго на земле, оно когда-то видело ее пустынной, а ныне вся земля покрыта великой работой людей — наших отцов, дедов, прадедов. 3) Доброе солнце смеется: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они также растрепанные, их зеленые одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.
    (Из произведений М. Горького)
    2. Практическая работа
    Запишите предложения, объясните знаки в них, составьте схемы. Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним (М. Булгаков). Только из щелей камелька светится; свет этот играет на полу, на стенах, на потолке (В. Шукшин). Тучи мошкары, обычно звеневшие над головой, подевались куда-то: они прячутся и от страшной жары, и от холода (Е. Евтушенко). Была в его лице особенность: резко выделенный желобок на верхней губе переходил и на нижнюю и заканчивался глубокой кривой ямкой на подбородке — получалось, что нижняя часть лица как бы перечеркнута этой отчетливой вертикалью (В. Дудинцев).
    3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
    VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
    Закончите предложения и запишите, расставляя знаки препинания.
    • Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится, но если...
    • Простые предложения, входящие в состав сложного, не отделяются друг от друга запятыми, если имеют общий второстепенный член и если...
    VII. Домашнее задание
    1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.
    2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.
    
    
     

    Автор(ы): Рахметова Т. К.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx