Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Подробное изложение текста публицистического характера

Текст урока

  • урок 1-2

     Название предмета – Русский язык
    Класс -9
    УМК Русский язык М.М. Разумовская 2010
    Уровень обучения - базовый
    Тема урока: Подроб­ное изложе­ние текста публицисти­ческого ха­рактера
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-2
    Место урока в системе уроков по теме: урок развития речевых умений.
    Цель урока: совершенствовать  навы­к  подробного изложения; 
    формирование умения выделять   основную идею, ключевые слова, умения со­ставления  плана, опреде­ление типа и стиля текста, структуру  и его языковые особенности.
    
    Планируемые результаты: 
    выбирать наиболее подходящее заглавие из нескольких  предложенных;
    делить текст на части, озаглавливать части;
     подробно пересказывать текст  с опорой на план и ключевые слова;
     грамотно записать пересказ;
     находить и исправлять свои орфографические ошибки на изученные правила.
    
    Техническое обеспечение урока: проектор, записи на доске
    
    Ход урока
    I. Организационный момент
    
    Учитель:-     Прозвенел звонок,
    Начался урок,
    Мы тетрадь сейчас откроем,
    В руки ручки мы возьмем
    И  с хорошим настроеньем
     Мы  урок сейчас начнем
    -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас  подробное  изложение. Как вы думаете, какова задача подробного изложения? (Задача подробного изложения - воспроизвести как можно более подробно, полно содержание исходного текста). 
    II.Повторение изученного
    Какие стили литературного языка вы знаете?  (художественный, научный, официально-деловой,  публицистический)
    Основные  признаки  стиля текста, который нам предстоит написать
    -логичность, образность, эмоциональность, оценочность,  призывность. Что это за стиль? Правильно. Нам предстоит написать подробное изложение публицистического характера.
    -Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».
    Назовите однокоренные слова (публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).
    Послушайте текст  и  придумайте заголовок.
    III.	Чтение текста учителем.
    Русь. Россия.
    Русины. Россы. Россияне. Русские.
    В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска волны на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов... В этих сладостных звуках есть что-то от истока, истока жизни, нарастающего и бегущего то в солнечных просветах, то в туманных дебрях истории.
    В этом далеке всё ещё изначально и молодо. Юный народ ещё благодарно поклоняется солнцу, высокому дереву, глубокой реке. Но уже в парное лоно земли брошено ячменное зерно, уже сорван белый хмель и найден душистый мёд, уже в дымном котле варится свадебная брага, уже складывается русская песня...
    Песня - душа народа. Сколько их было спето с тех незапамятных времен, спето в радости, в печали, спето в ожидании урожая и после уборки, спето перед охотой и после охоты, спето перед походом и после похода, спето ватагой и в оди­ночестве.
    Русь... Россия...
    Каким измерением измерять ее? Мерить ли великими людьми, мудрецами, героями, бунтарями, поэтами или художниками? На это не хватит одной жизни. Мерить ли по векам, по нашествиям врагов её, по датам ли её побед? На это мало и ста жизней. Мерить ли её великими реками-работягами с городами и сёлами, что лепятся к ним, как гроздья к виноградной лозе? Одна Волга заслонила бы сознание, не отпустила бы ни к Иртышу, ни к Енисею, ни к Ангаре, ни к Лене, ни к Амуру. А если мерить ее поясами времени, то насчитаем одиннадцать поясов, а это значит, что за одни сутки Россия встречает одиннадцать рассветов и справляет одиннадцать новогодних праздников.
    Да, она огромна, неизмерима. Но постигнуть ее можно даже в малом. Для этого нужно памятью и сердцем вернуться к той земле, которая кормила тебя пер­вым хлебом, напоила тебя первой ключевой водой. Родная земля, она и поилица, и кормилица, она и нянька, и воспитательница, она и раскрытая книга природы. Род­ная земля - это первая школа мужества, находчивости, пытливости.
    Вон маленький рыболов перехитрил осторожного язя. Вот он вырвал из во­ды куст зелёного аира, добрался до его пахучей сердцевины... Вот он уже подсмот­рел тайну рождения стрекозы... В нем, в этом белоголовом мальчике, уже есть муд­рость земли и чувство времени.
    Русь... Россия. Я люблю мою Россию. Люблю не только за воспоминания детства с речкой в золотых песках, с озером в кувшинках, с лугами в травах и цве­тах. Люблю не только за память юности с первым свиданием и первым поцелуем, но и за то, что она, добрая и требовательная, научила меня труду, научила пахать землю, косить траву, ковать железо, управлять самолётом и строить самолеты. Она учит меня быть её поэтом.
    Я люблю Россию. И любовь к ней не застилает мои глаза.
    IV.	Работа над содержанием текста.
    
    1. Какова тема текста? 
    2. Для чего автор использует повтор слова «спето» в 4 абзаце? Как называется этот прием? Есть ли еще повторы в тексте?
    3. Какие еще средства художественной выразительности вы увидели в тексте? Найдите и прочитайте их.
    Дайте аргументированный ответ на один из двух сформулированных ниже вопросов: 
    Какова основная мысль текста?
    Какой представляется Россия в тексте?
    Озаглавьте текст.
    Лексико-орфографическая работа
    - В записанном на доске предложении найдите причастный оборот и объясните знаки препинания при нем.
    (В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска волны на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов...В этих сладостных звуках есть что-то от истока, истока жизни, нарастающего и бегущего то в солнечных просветах, то в туманных дебрях истории.)
    - Определите часть речи и объясните  их написание с не.
    Незапамятных, не хватит, неизмерима.
    -Что означает выделенное слово? Проверьте себя по словарю
    -Назовите способ, каким образовано слово ПОИЛИЦА?
    - Что вам  известно о зеленом  аире? ( из 2 предложения предпоследнего абзаца) Посмотрите на иллюстрацию и прочитайте информацию об этом лекарственном растении (на слайде). 
    
    V. Совместное составление плана текста
    -Сколько микротем вы выделите  в тексте? Озаглавим их и составим план.
    Примерный план изложения (в черновиках)
    1) Вэтих звуках есть что-то от рассвета...
    2) Песня - душа народа.
    3) Россия... Каким измерением измерить ее?
    4) Россия неизмерима. Но постигнуть ее можно даже в малом.
    1) Я люблю мою Россию не только за воспоминания юности, но и за то, что она добрая и требовательная.
    Перескажите текст  подробно по записанному плану (1 ученик пересказывает  устно)
    
    Перед  письменной работой учитель обращает внимание детей на записанные  на доске    слова, вызывающие наибольшее затруднение при написании (по желанию обучающихся)
    Физминутка для глаз – 1.Закройте глаза, на счет 10 откройте и посмотрите вдаль, ( учитель считает)
    2. Поморгайте глазами часто-часто, затем закройте их и представьте себя на берегу моря.
    
    
    VI.	Письменная работа ( на2  уроке  продолжают )
                  -Приступаем к письменной работе. Сначала работаем на черновиках, затем, проверив, переписываем на чистовик. Успехов вам!
    
    VII.    Подведение итогов урока.Ребята,  текст какого стиля вы пересказали?  Сегодня вы очень хорошо поработали на уроке. Всем спасибо. Сдайте тетради с подробным изложением на проверку. Оценки за изложения узнаете на следующем уроке.
    VIII.Домашнее задание:  Упражнение  250 или 254.
    
    
    
    
    Аир обыкновенный (болотный)
    
    Как лекарственное растение болотный аир рекомендуется при расстройстве нервной системы, желудочно-кишечных коликах, поносах, лихорадке.
    Отвар корневищ употребляют для улучшения аппетита 
    В медицине препараты аира применяют для лечения гастритов, язвенной болезни желудка 
    Аир выделяется среди дикорастущих растений содержанием витамина С (до 150 мг%) и эфирных масел (4,8 мг%), поэтому его часто включают в комплекс лекарственных сборов и лечебных чаев разного назначения.
    Благодаря высокому содержанию эфирных масел аир используется для улучшения аромата компотов, сиропов, фруктовых напитков, из его корневищ варят варенье, засахаривают цукаты. В кулинарии и при переработке плодов и овощей аир может служить заменителем лаврового листа,  корицы, имбиря, мускатного ореха. Измельченные листья  аира в виде порошка добавляют в тесто для ароматизации  хлеба.
     

    Автор(ы): Бекмагамбетова А. К.

    Скачать: Русский язык 9кл - урок 1-2.docx