Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Подготовка к ОГЭ

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык
    Класс: 9
    УМК Русский язык. Учебник для 9 класса   под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта,  2012 г
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Подготовка к ОГЭ. 
    Общее количество часов, отведённое на изучение: 1 час
    Цель урока: 1) Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзаменов;
    2) Развивать творческие возможности учащихся, вырабатывать навык работы над тестовой частью;        
    3) Воспитать чувства милосердия и сострадания, интереса к русскому языку.
    Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.
    Оборудование: компьютер, проектор, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, карточки.
    
    Ход урока.
    
                                                                                                 Пока мы боль чужую чувствуем, 
                                                                                              Пока живёт в нас сострадание, 
                                                                                               Пока мечтаем мы и буйствуем, 
         Есть в нашей жизни оправдание…
    Андрей Дементьев
    
    - Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится четверостишие, которое я только что прочитала? ( «Милосердие »).
    - Основная тема урока: Работа над тестовой частью ОГЭ по русскому языку в 9 классе. 
    - Цель урока: вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ 
    А теперь небольшая лингвистическая разминка.
    
    1) Фонетика. Сделайте фонетический разбор слова «милосердие».
    Милосердие. 
    ( 1 учащийся работает у доски)
    
    2) Словообразование. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слова «сострадание».
    Словообразовательный разбор
    Сострадание - сострадать (суффиксальный)
    Сострадание - пострадавший, страдают. Е - окончание, сострадани - основа… 
    (1 учащийся работает у доски)
    
    3) Лексика. Объясните значение слова «буйствовать». Можно обратиться к  словарю С.И.Ожегова « Толковый словарь русского языка»
    Буйствовать - слово многозначное.
    1.Проявляться с необычайной силой. Буйствует ураган. 2.Вести себя буйно.//сущ. буйство.
    - В каком значении употреблено слово в стихотворении?
    (Во втором.) 
    
    (Одновременно класс работает над заданием – фронтальный опрос)
    
    (Смотри презентацию)
    1. В каком ряду во всех словах есть звук  « П’»?
    1) голубь, пилот, песня 
    2) компьютер, пьеса, купе
    3) Птицы, пение, выступить 
    4) Степной, первый, списать
    
    2. В каком слове все согласные звонкие?
    1) царевна, 2) лавка, 3) везде, 4) герб
    
    3. В каком слове все согласные звуки мягкие?
    1) бежишь, 2) кирпич, 3) нянчу, 4) тишь
    
    4. В каком слове букв больше, чем звуков?
    1) мыться, 2) ястреб, 3) аллея, 4) съезд
    
    5. В каком слове 4 согласных звука?
    1) льет, 2) деньги, 3) линия, 4) ее
    
    4) Синтаксис. Давайте вернёмся к четверостишию. Укажите грамматические основы. Составьте схему.
    Пока мы боль чужую чувствуем, 
                                                      Пока живёт в нас сострадание, 
                                                      Пока мечтаем мы и буйствуем, 
        Есть в нашей жизни оправдание…
    
    Перед нами сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными с однородным подчинением.
    
    5). Решение тестовых заданий с помощью презентации. (Работа в парах)
    а) Укажите количество грамматических основ.
    1)Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков (Тургенев).
    2) Наконец пробило шесть часов, и подали тарантас Рудина.
    3)На душе у него было очень скверно.
    4) Рядом с домом Пушкина, под сенью большого двухвекового клена, среди кустов сирени, акации и жасмина, стоит маленький деревянный флигелек.
    5) Здесь в светелке жила Арина Родионовна.
    6) Сюда Пушкин шел отдохнуть душою, послушать ее чудесные сказки.
    б)  Выпишите грамматическую основу предложений
    1) Колька так всполошился, поднял такой гвалт, что прибежала мама, главная защитница, и увела Лёку. (
    ( Колька всполошился, поднял ; мама прибежала и увела) (2)
    2) С тех пор тайком Лёка и ещё несколько девочек прокрадывались от деревянного особняка к забору и кормили пленных немцев.
     ( Лёка и несколько девчонок  прокрадывались и кормили) (1)
    3) Она легко, слов­но ше­лест ве­тер­ка, за­блу­див­ше­го­ся в лист­ве, сколь­зи­ла между раз­рос­ши­ми­ся ку­ста­ми и низко сви­са­ю­щи­ми вет­ка­ми де­ре­вьев.
    (она скользила)
    4)Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот.
     ( Сергей поднырнул)  (1)
    в) Задание (с комментарием)
    
    В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
    И вот сейчас,(1) когда я думаю о сказках Чуковского,(2) я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка,(3) палату,(4) залитую снежным зимним солнцем, (5) и рыженького,(6) с простреленной грудью паренька,(7) который,(8) сдерживая стон,(9) тоскливо глядя на белую госпитальную дверь,(10) спрашивал по утрам хрипло… 
    (Ответ: 1,2,7)
    
     
    6). Повторение. Определить вид связи предложений.
        1. Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.
         2. Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.
         3. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
         4. Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
         5. Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.
         Запись в тетрадях:
    последовательное – 1,3
    параллельное – 5
    однородное – 2,4 
     
     7)   На доске начерчены схемы предложений, которые ребята будут записывать под диктовку.
         Задания: расставить запятые, подчеркнуть грамматическую основу в предложениях, отыскать соответствующую схему.
    [ ___ ===, (с. ===), (с.с. ===), и ===].
     
    [ ___ === ], (с.с. === ____ ) и (с.с. === ____).
     
    [ ===], (с. ____ ===), (с. === ____).
         1.Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная жизнь.
         2.Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош(?) в своем месте, и бросил его.
         3. Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт.
     
    8) Самостоятельная работа.
     Ребята получают карточки с текстом для анализа.
         Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.
    Задания.  1.Подсчитать, сколько грамматических основ в предложении.
                     2.Выписать грамматические основы.
                     3. Определить вид подчинения.
                     4.Заменить словосочетание «лицейский товарищ»  со способом связи согласования на синонимичное со способом связи управления.
                       5.Выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
                       6.Выписать цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.
                       7.Выписать слово с безударной чередующейся гласной в корне.
                       8.Выписать слово с непроизносимым согласным в корне.
                       9.Выписать слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.
                      10.Выписать подчинительные союзы.
    Ответы.
    1. 3
    2. И. И. Пущин покинул и поступил
                              доказать
                              можно приносить
    3. Последовательное
    4. Товарищ по Лицею
    5. 3, 4
                           6.   7
                           7. Блестящую
                           8. Чувства
                           9. Приносить
                         10.Чтобы, что
    
    9) Игра-конкурс
    Грамматическая разминка, отвечаем на вопросы  Да - нет.
    Вопросы для 1 команды:
    1 Й - гласный звук. Нет
    2 Антонимы слова с противоположным значением. Да.
    3 Дополнение – это главный член предложения. Нет.
    4 Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Да.
    5 Мышь – это существительное 1 го склонения. Нет.
    6 Себя – это личное местоимение. Нет.
    7 Различаются следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Да
    
    Вопросы для 2 команды:
    1 Б - глухой согласный. Нет.
    2 Синонимы – слова. близкие по лексическому значению. Да.
    3 Морфология – наука о составе слова. Нет.
    4 Предложения грамматическая основа которых состоит из одного главного члена , называется сложным. Нет.
    5 Золотая осень – это безличное предложение. Нет.
    6 Подлежащее отвечают на вопросы Кто? Что? Да
    7 Текст – это несколько предложений. Связанных по смыслу. Да
    
    Вопросы для 3 команды:
    1 О – это гласный звук. Да.
    2 Лексика изучает звуки и буквы. Нет
    3 Ученик – это одушевленное существительное. Да.
    4 Определение отвечает на вопросы косвенных падежей. Нет.
    5 А, но , однако - это противительные союзы. Да.
     6 причастие – это самостоятельная часть речи. Да.
    7 Диалог это разговор двух лиц. Да.
    
    Второй тур: «Фразеологический калейдоскоп»
    Выберите любой цвет , объясните фразеологизмы.
    Белый. Сесть в калошу. ( Попасть в неудобное положение)
    Розовый. Совать нос. (Вмешиваться)
    Красный. Сматывать удочки ( убежать)
    Оранжевый. Как снег на голову. ( Неожиданно)
    Зеленый. В час по чайной ложке. (Медленно).
    Синий. Как кошка с собакой. (жить не дружно)
    Фиолетовый. Надуться как мышь на крупу. (Обидеться)
    Коричневый. Кот наплакал. (Очень мало)
    
    Третий тур: « Грамотеи»
    Укажи правильный вариант пропущенных букв в предложении;
    К…гда скл…няется день, к…гда роз…вая мгла од. . вает дальние части и окрес…ные холмы, тогда только можно вид. . ть нашу древнюю ст. . лицу во всем ее блеске.
    А) а - о - о - о - е - т - е - о.
    В) о - о - о - о - е - т - е - о.
    С) о - а - а - о - и - т - е - о.
    Д) а - а - а - о - и - и - а.
    Е) о - о - о - а - и - и - а.
    
    Четвёртый тур «Синонимы». Каждая команда получает задание на карточке. В задании надо заменить разговорное слово стилистически нейтральным синонимом.(6)
    Замените разговорное слово «раскошелиться» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
     Сейдахмат собирается скоро в город,  в городе деньги нужны будут, поэтому не может она раскошелиться.
    Замените разговорное слово «скаредничать» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    Так уж я и поверю. Скаредничаешь , старик, деньгу копишь. А куда?
    Замените разговорное слово «оторопел» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    Дед оторопел бы от дива такого и не знал бы, как ему быть.
    Пятый тур «Превращения». Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот (7).
    1 команда
    1.каша из гречки – 
    2. дом из кирпича – 
    3. кусты сирени – 
    4. совет отца – 
    5. бессонная ночь – 
    6. полковое знамя – 
    7. шестилетний ребёнок –
    
    2 команда
    1. человек без совести - 
    2. вопрос по литературе – 
    3. ком снега – 
    4. судьба матери – 
    5. приморский парк -
    6. солнечная энергия –
    7. голубоглазая девочка -
    
    3 команда
    1. гостиница при вокзале - 
    2. костюм в полоску – 
    3 .занятия музыкой – 
    4.парень с рыжими волосами - 
    5. клетчатый шарф – 
    6. лесной запах – 
    7. двухэтажное здание – 
    
    10) Подведение итогов. Рефлексия. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели?
    
    11) Домашнее задание: сборник С.В.Драбкиной с. 26 – 28 задание 3. (Изобразительно – выразительные средства русского языка)
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Валяева Л. С.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку