Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Контрольный диктант и работа над ошибками

Текст урока

  • урок 1

     УМК Русский язык под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта (2007)
    Уровень обучения - базовый
    Тема: Контрольный диктант и работа над ошибками.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 2 часа.
    Цель урока: проверить  уровень знаний,  умений  и  навыков  учащихся  на начало учебного года, выявить пробелы в знаниях.
                              
    Ход урока
    1.Мобилизующее начало.
    2.Написание диктанта.
           Грей несколько раз приходил смотреть на эту картину. Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постоянно укладывалось огромное море, зовущее его вперёд. Он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана. Там, сея за кормой пену, двигались корабли. Часть их теряла паруса, мачты и, захлёбываясь волной, опускалась во тьму пучин, где сияли фосфорические глаза рыб. Другие, схваченные бурунами, бились о рифы, потому что утихающее волнение грозно шатало корпус. Корабль, обезлюдивший, с порванными снастями, переживал долгую агонию, пока новый шторм не разносил его в щепки. Третьи грузились в одном порту и, к радости всей команды, благополучно выгружались в другом. Экипаж, потом сидя за трактирным столом, воспевал плавание и капитана.
        Были там ещё корабли-пираты, с чёрным флагом и страшной, размахивающей ножами командой. Были корабли-призраки, сияющие светом синего озарения, корабли научных экспедиций, высматривающие вулканы, растения и животных, корабли открытий и корабли приключений. 
    (166 слов) 
     Грамматические задания.
    1. Cделать  фонетический  рaзбор  словa:
    Жизнью  (1-й  вариант)                                 
    Читая  (2-й вариант)                                  
    2.  Сделать словообразовательный разбор слов:
    Схваченные,  укладывалось  (1-й  вариант)               
     Утихающее, выгружались   (2-й  вариант)  
    3. Из  текcта  диктанта  выпиcaть  по  одному  cловосочетанию  со всеми  видами  подчинительной  cвязи.
    4. Выпиcать из текстa  по 3  словa:
    1-й вариант: прилагательные, указaть разряд
    2-й вариант: причастия, указaть время
    5. Cделать  cинтаксический  рaзбор  предложения:
      В маленьком мальчике постоянно укладывалось огромное море, зовущее его вперёд.  (1-й вариант)
        Были там ещё корабли-пираты, с чёрным флагом и страшной, размахивающей ножами командой. (2-й  вариант)
    6. Выписать из диктантa предложения по cхеме:
    1-й вариант:  [   ], и  [   ].                     2-й вaриант:  [ O и  O, |-.-.-.-.|].
    
          3.Сбор тетрадей
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Балыкбаева Е. П.

    Скачать: Русский язык 9кл - урок 1.docx
  • урок 2

     УМК Русский язык под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта (2007)
    Уровень обучения - базовый
    Тема: Работа над ошибками
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час
    Цель урока
    развивать навык анализа ошибок в диктанте; 
    совершенствовать языковые и орфографические умения; 
    прививать критическое отношение к своим работам, умение признавать ошибки.
     
    Оборудование: раздаточный материал,   у каждого обучающегося карточка -«конструктор» 
    
    Приставка
    Корень
    Суффикс
    Окончание
    Про-
    -двиг-
    -оньк-
    -а
    Во-
    -лез-
    -к-
    -ой
    У-
    -кол-
    -онок-
    -ые
    Со-
    -пол-
    -и-
    -ут
    Пере-
    -свет-
    -ин-
    -ть
    Пред-
    -крош-
    -ущ-
    -е
    За-
    -пис-
    -ыва-
    -ая
    
    Ход урока.
    1.Оргмомент.                                                                                                                                   Ребята, посмотрите на доску и скажите, тему урока. (На доске  таблица «Работа над ошибками») Правильно! Сегодня мы будем делать работу над ошибками в диктанте. А нужна ли нам работа над ошибками? Может быть, можно обойтись и без нее.
    (Ответы учащихся о том, что работа над ошибками необходима, так как она способствует развитию грамотности, помогает повторить изученный ранее материал.)
     
       2.Сообщение   цели урока и результатов написания работы. Диагностика ошибок. (Каждому обучающему раздаётся список  орфограмм, в которых он допустил ошибки. Это поможет ликвидировать пробелы). Отметить лучшие работы.
       3.Дежурные раздают тетради.  
       4.Повторение орфограмм, на которые больше всего было сделано  (карточки с заданиями) 
    а) Орфоэпическая разминка ( один ученик произносит вслух, остальные слушают и при необходимости исправляют)
    Афера, аэропорты, обеспечение, ходатайство, звонишь, пуловер, кухонный, пломбировать, догмат, свёкла, оптовый, жалюзи
     
    б) Выпишите слово 
    I.  С приставкой при: пребывание, приуральских, Предуралье 
    II. Слово с приставкой пре: принимаются, пример, приглашение, преобладают  
    III. Слово с нн в суффиксе: выкачанный, раненый, рассеянно     
    IV. Слово с чередующейся гласной и в корне: прикосновение, пловец, загореть  
    V. Слово с безударной гласной, проверяемой ударением: вблизи, увядать, посидеть, посинел  .
    VI. Слово с непроверяемой гласной в корне: обежать, крапива, преподаватель .
    
    в) Замените словосочетание одним словом
    Присоединить с помощью верёвки, с помощью клея, с помощью цепей, с помощью молотка и гвоздей, с помощью иголки и нитки 
    г) В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
    1) все цвета, радостные звуки, известный живописец
    2) материал живописи, яркое мгновение, повисшее облако
    3) одна снежинка, лесная чаща, белизна снега
    д)  Образуйте от данных существительных прилагательные с н или нн:
    Утка, гость, барабан, олово,  солома, лекарство, лимон, весна, лёд
    е) Образуйте от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени  с н или нн:
    Варить, сварить, жарить, ранить, изранить, ломать, поломать, фаршировать, линовать, ковать, подковать, рвать, золотить, посеребрить, мостить, вымостить.
    ж) Запишите слова. Ход рассуждений при выборе нормативного написания отразите графически.
    П(е,я)тнистый, р(е,и)деть, р(е,и)зной, с(а,о)довый, с(е,и)льцо, кни(ж,ш)ки, ме(ст,с)ный 
    
    з) Выборочный диктант.
    Записать только слова  с чередованием.
           Мы собирались в дорогу ещё до зари и рассчитывали добраться до места охоты пораньше, но задержались из-за Пети. Его пришлось запереть одного дома, так как вчера он выскочил один на коньках на озеро, которое покрылось тонкой коркой льда, и провалился в воду. Конечно, он предполагал, что лёд крепкий, но пловец он плохой! С трудом пришлось добираться до плавучего мостика, где его поджидали умиравшие со страха товарищи.
    и) Тест с взаимопроверкой
    1.Определите, чем является выделенный фрагмент в предложениях
    1) К счастью в стороне блеснул тусклый свет.
    а)Обособленным дополнением;
    б)вводным словом;
    в)обособленным обстоятельством.
    2)Родители мои  благословили меня.
    а)Подлежащим;
    б)дополнением;
    в)обращением
    3) Да, мы видали страшный лик войны.
    а)Вводным словом;
    б)словом- предложением;
    в)союзом.
    4) Суп да каша - пища наша.
    а) Словом- предложением;
    б)союзом;
    в)частицей.
    2.Выделенный фрагмент
     необходимо: 1) Спой мне иволга песню пустынную, песню жизни моей.
    
    а) Выделить запятыми, т.к. это обращение
    б) не выделять запятыми, т.к. это подлежащее
    в)не выделять запятыми, т.к. это дополнение
    5. Анализ контрольной работы
    Учитель: Теперь сделаем работу над ошибками, помня наш алгоритм: 
    1. Пишу правильно.
    2. Объясняю.
    3. Подтверждаю примерами.
    (Ошибки объясняют ученики-консультанты у доски, а тот, кто затрудняется, сверяет свою запись с полученной на доске.)
    
    Пишу правильно.
    Объясняю.
    Подтверждаю примерами.
    
    
    
    
    
    
    
     Вывод: О чем мы вспомнили и чему научились на нашем уроке? (Учились анализировать свои и чужие ошибки, делали работу над ошибками).
    
    IV. Итог урока
    - Что нужно делать, чтобы не допускать ошибок?
    
    Вывод: (читает ученик собственное стихотворение)
    В одной большой толстой книжке
    Произошёл настоящий скандал.
    И от этой шумихи вприпрыжку
    Вопросительный знак убежал.
    Он бежал по тетрадям, блокнотам,
    Весь портфель оббежал впопыхах
    И лишь слышал слова междометья,
    Провожавших его ОХ да АХ…
    А наш знак задавался вопросом
    Ну за что? Отчего? Почему?
    Неужели дружить так не просто?
    Для чего весь скандал? Не пойму.
    Так в дневник наш дружок поселился
    И один стал здесь жить – поживать.
    Он с пятёрками всеми сдружился.
    Двойки стал он вопросом гонять.
    Почему? Неужели? За что?
    Как вы здесь? А зачем? А вы кто?
        Так из хозяина дневника
         Он сделал отличника!
    
    V. Домашнее задание
     Написать лингвистическую сказку о  знаке препинания (на выбор).
    
    
     

    Автор(ы): Балыкбаева Е. П.

    Скачать: Русский язык 9кл - урок 2.docx