Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Фонетика. Графика. Орфоэпия

Текст урока

  • Конспект

     
    УМК Русский язык под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта (2007)
    Уровень обучения - базовый
    Тема: Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1час.
    
    Цель деятельности учителя: создавать условия для повторения разделов лингвистики «Фонетика. Орфоэпия»; формировать умения и навыки  написания и произношения в устной речи слов; использование орфоэпического и фонетического разборов для правильного выбора орфограмм в словах и соответствия их нормам произношения. 
    Задачи:
    Систематизировать знания учащихся по разделам «Фонетика», «Орфоэпия;
    показать значение фонетики для правописания и произношения;
    показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;
    освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения.
    Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах, самостоятельная.
    Виды работ: устная, письменная, беседа, тестирование
    Планируемые результаты:
    обучающиеся должны уметь: 
    -соблюдать языковые нормы (орфоэпические);
    -опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа и оценивать их с точки зрения нормативности.
    Оборудование: компьютер, видеоплеер, раздаточные карточки.
    Ход урока.
    
    
    Этап урока.
    Деятельность учителя.
    Деятельность учеников.
    Отведенное для этапов урока время.
    1.
    
    
    
    
    П.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ш.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    1V
    
    
    
    
    
    
    
    V.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    V1
    
    
    
    VП
    Оргмомент.
    
    
    
    
    Актуализация опорных знаний обучающихся и целеполагание.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Повторение..
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    1.Исследование языкового материала.
    
    Закрепление повторенного материала.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Домашнее задание.
    Рефлексия.
     Приветствует класс.
    Проверяет готовность обучающихся к уроку.
    
    
    1.Предлагает решить тест.
    На экране записаны следующие задания:
    1.В этих словах звуков больше, чем букв:
    А)мысль   в)борьба  д)ягуар
    Б)сажают  г)друзья  е)грустные.
    2.Эти слова разделены для переноса правильно:
    А)по-знать  б)кос-мо –на-вт в)съ-езд г)ал-ый  д0охот-ник  е)ра-спи-сать ж)рас-сы-пать.
    3.В этих словах ударение поставлено правильно:
    А)мельком  б)баловАть  в)нАчала  г)квартАл, д)пОнял  е)обеспечЕние  
    
    2.Работа с текстом. Прочитать выразительно  текст и ответить на вопросы, которые учитель задаст по прочтении
    .
    На экране  - стихотворение А С.Пушкина «Эхо»:
    Ревет ли зверь в лесу глухом,
    Трубит ли рог, гремит ли гром,
    Поет ли дева за холмом –на всякий звук
    Свой отклик в воздухе пустом родишь ты вдруг.
    Ты внемлешь грохоту громов,
    И гласу бури и валов,
    И крику сельских пастухов – и шлешь ответ;
    Тебе же нет отзыва…Таков и ты, поэт!
    Предлагает ученикам на основе двух выполненных выше заданий сформулировать тему для повторения на сегодняшнем 
    уроке.
    1.Предлагает выполнить упражнение №17 (с.13-14) учебника.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Предлагает оценить ответы.
    
    Соглашается или не соглашается с предложениями учеников, комментируя  оценки.
    2.Комплексный анализ текста.
    На экране – текст: У_ким голубым серпом заброше_ым в горы Восточной Сибир_выгляд_т  на карте озеро Байкал одно из уд_вительных чудес не только России но и всего земного шара. Много песен и легенд сложил о нем народ. Оно плещ_тся в камее_ой котловине окружё_ой горными хребтами. Вы конечно знаете, что Байкал уникальный водоем. Не существует на земном шаре озера, вода  в котором прозрачнее байкальской.
    
    
    
    
    
    1.Упражнение №19.
    
    
    
    
    
    
    
    1.Предлагает обучающимся проварить и при необходимости корректировать свою речь.
    Упражнение №8.
    
    1.Упражнение №20.
    2.Просит расставить ударение в словах : торты, каталог, водопровод, включит, звонит, принятый.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    1.Выполнить упражнение № 21(2,3,4, задания) письменно.
    
    
    1.На экране – высказывание Н.В.Гоголя: «Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких…».
    Спрашивает обучающихся: « Согласны ли вы с Н.В.Гоголем или нет?».
    2.Просит высказать свои впечатления о проделанной на уроке работе.
    
    
    
    
    
    
    
    
    Читают задания и выполняют его, выбирая правильные ответы, записывая их с помощью цифр и букв. С выведенными на  экран правильными  ответами сверяют свои записи.
    
    Ответы комментируются.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Отвечают на вопросы: 1.какие звуки преобладают в этом стихотворении?
    2.Как называется звуковое явление, в котором  много повторяющихся гласных?
    3.Для чего используется это звуковое явление автором?
    
    Высказывают  гипотезы и записывают тему урока в тетрадях.
    Затем предлагают выдвинуть цели и задачи для выполнения на уроке.
    
    
    
    
    
    На 1 вопрос отвечает ученик, остальные слушают, в случае затруднения – помогают.
    В это время на доске работают 2 ученика, выполняя задание ко второму вопросу, разбирая фонетически слова  поезд, вьюга и в паре работаю два ученика, выполняя задание №3.
    ПО окончании работы – проверяют записи с комментированием и выслушивают ответ одноклассников.
    Выставляют оценки.
    
    
    
    
    
    Каждый ученик получил карточку с выведенным на экран текстом.(Работают в парах).
    Выполняют задания:
    А)вставить пропущенные букв, обосновать их;
    Б)выделенные слова разобрать по составу;
    В)сделать орфоэпические пометы к словам:
    плещется, окруженные, конечно;
    чем они интересны фонетически?
    Г)сделать фонетический разбор слов водоем и земного.
    После выполнения осуществляют самопроверку с по правильному варианту, выведенному на экран.
    Выполняют устно. Обучаются правильному употреблению слов в речи. В случае затруднений эти словосочетания записываются в тетрадях.
    
    
    Просматривают 10 заданий и затем называют те, которые вызвали затруднения. Если они возникнут, - ликвидируют сообща.
    Выполняют самостоятельно следующие задания:
    1.Прочитывают текст.
    2.Называют основную мысль.
    3.Определяют тип текста и стиль речи.
    4.Объясняют значение выделенных слов.
    5.Обращают внимание на фонетические пометы слов, важные для правильного произношения слов.
    
    
    
    
    
    Выдвигают свои гипотезы и по возможности аргументируют их.
    
    1минута.
    
    
    
    
    
    3 минуты
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    3 -4 минуты.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    5-7 минут.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    10-12 минут.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    4 минуты.
    
    
    
    
    
    
    
    10 минут
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    1 минута.
    
    
    
    3 минуты.
    
    
     

    Автор(ы): Лысунец О. В.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.doc
  • Конспект

     Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
    Цель урока: повторение  и обобщение сведений, изученных в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.
    Задачи:
    систематизировать знания учащихся по разделам фонетика, графика, орфоэпия, входящим в задания итогового тестирования в новой форме; 
    закрепить навыки фонетического и орфоэпического разборов;
    показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;
     повторить литературное произношение некоторых слов;
    
    Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.
    Виды работ: устная, письменная, тестирование
    Ожидаемые результаты:
    Обучающиеся должны уметь: 
    соблюдать языковые нормы (орфоэпические);
    опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
    Ход урока
    I. Орг. момент
    II. Определение темы, цели урока. 
    -  Писателю и историку Н.М.Карамзину принадлежат слова : « Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет  как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса».
    - О чем говорится в высказывании? ( О языке)
    - Правильно, о языке, а конкретно о таком его явлении как звучании.
    - С чем сравнивается звучащая речь? (С величественной рекой).
    - Подумайте, почему писатель выбирает именно такое сравнение? 
    - Звучащая речь является основной формой существования языка.
    - О чем пойдет речь сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать тему и цель урока.
    -Какие  разделы  лингвистики  изучают явления звучащей речи? ( Фонетика и орфоэпия).
    - В каком разделе изучаются способы обозначения  звуков на письме? (Графика)
    
    III. Блиц – опрос
    Учитель зачитывает вопросы, которые требуют короткого ответа, учащиеся записывают в тетрадях ответы. После проведения блиц-опроса, ответы проецируются на экране, осуществляется взаимопроверка.
    
    1.Звуки речи делятся на гласные и  (согласные).
    2. В слове «зуб» буква «б» обозначает звук? ([п])
    3. Сколько букв и звуков в слове «ель» ( 3 буквы и 3 звука)
    4. Сколько всего гласных звуков в русском алфавите? ( 6)
    5. Какой звук обозначает буква «о» в слове « молчит»? ( [а])
    6. Можно ли подобрать парный глухой звук для звонкого [л]? (нет)
    7.Если звуки слова «дог» прочитать справа налево, то получится слово? ( «код»)
    8. Раздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного произношения, называется? ( орфоэпия)
    9.  Русское ударение разноместное, так это или нет? ( разноместное)
    10. Сильные позиции гласных звуков? ( Под ударением)
    11. Сильные позиции по глухости – звонкости – это позиции ( перед гласными, сонорными и перед [в]  [в’])
    12. Верно ли, что позиция согласных по глухости –звонкости  на конце слова слабая? ( верно)
    13.Верно ли, что слабой позицией для согласных по твердости – мягкости является позиция перед мягкими согласными? (верно).
    
    IV. Тренировочные упражнения
    1. Запишите слова в два столбика
    Буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают один звук
    Буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука
    
    
    Петли, солнце, скамья, язык, ругаются, ревущий, льет, мясо, молчание, весь, весенняя , вести, уходя, влево, опустился, любить, холодная.
    2. Работа по учебнику
    Упр. 228, стр. 159
    - Какова основная мысль стихотворения? ( Труд для человека представляет огромную ценность,  как и мать, правда, народ и Россия).
    - Как автор говорит о том, что труд будет в почете всегда? Какое изобразительно- выразительное средство использовал?  ( Останется жить в веках, олицетворение)
    - Укажите эпитеты, которые использует Л.Татьяничева для характеристики этого слова. ( Железное, надежное)
    - Выполните фонетический анализ слова «взвесив»
    Взвесив –[взв’эс’иф]
    
    [в] – согл., тв.парн.,звонк.парн.;
    [з]-  согл., тв.парн.,звонк.парн.;
    [в’] - согл., мягк.парн.,звонк.парн.;
    [э] – гласн., ударн.;
    [c’] согл., тв.парн.,звонк.парн.;
    [и] - гласн., безударн.;
    [ф] согл., тв.парн.,звонк.парн.;
               ---------------------
                           7 букв, 7 звуков (соответствие звуков и букв)
    
           - Укажите слова, в которых на конце произносится звук [т]
    
    3. Работа по тексту
    4. -  Прочитайте текст.
    
       Обычно мы разговариваем не отдельными словами, а целыми фразами. Редко встречаются в речи и отдельные звуки. Наша речь льется непрерывно, как река. Поэтому лингвисты говорят о звучащей речи как о « речевом потоке». Гласные звуки в слове произносятся по- разному в зависимости от места ударения. Для согласных звуков важно, в начале или в конце слова находится  этот звук. В речевом потоке стоящие рядом звуки также могут влиять друг на друга. Таким образом, появление того или иного звука в слове зависит от позиции, в которой он оказывается в речевом потоке.
    
    - Прочитайте вслух сочетания выделенных предлогов с самостоятельными словами, определите, какие звуки произносятся на месте выделенных букв. Выберите правильное утверждение
    
    1) Предлог в речевом потоке примыкает к следующему за ним слову и образует с ним одно фонетическое слово с общим ударением;
    2)  Предлог в потоке речи употребляется как отдельное слово со своим ударением.
    
    - Какие согласные звуки произносятся на месте подчеркнутых букв?
    
    
    5.  Прочитайте слова, записанные на доске, объясните, по какому принципу данные слова разделены на три группы.
    
    Сливовый
    балованный
    украинский
    гусеница
    квартал
    баловать
    форзац
    досуг
    каталог
    статуя
    включить
    диалог
    свекла
    звонит
    ветряной
    случай
    яичница
    инструмент
    кухонный
    фарфор
    документ
    ветреный
    столяр
    алфавит
    
    
    
    6. Индивидуальная работа
    
    1) Подчеркните в данном наборе слово, в котором букв больше, чем звуков:
    А) размял    б) друзья    в) лисий    г) грустный     д) луч
    
               2)  Подчеркните в данном наборе слово, в котором все согласные звуки – глухие:
                     А) доклад    б) ночник    в) часов    г) сетей        д) колосок
    
               3)В каких словах выделенная буква обозначает звук [о]?
                        А)бытие          б) маневр             в) иноплеменный    г) разноплеменный     
                       д) хребет      е) преемник.
     
    4)Укажите номера слов, в которых написание полностью совпадает с произношением:
    1)бедный; 2)сердце; 3) отдать; 4) голубь; 5) игры; 6) латы; 7) рукав; 8) милиция; 9) ошибка; 10) скучный; 11) храброго; 12) что.
    
    5) Подчеркните слово, в котором есть звук [й]
    А) песня;    б) поэт;    в) рисование;     г) учеба.
    
    
    V.  Подведение итогов урока.
    Какие задания вам показались сложными?
    Чему нам необходимо уделить больше внимания?
    VI. Домашнее задание:
    Упр. 230
     
     

    Автор(ы): Диденко Д. Р.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx