Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Обобщение по теме: "Бессоюзное сложное предложение"

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета – русский язык
    Класс       - 9а
    УМК         - Русский язык, практика, под редакцией  Ю.С.Пичугова, 2010г.
    Уровень обучения   – базовый
    Тема         - Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение»
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы – 8
    Место урока в системе уроков по теме –  урок обобщения и систематизации.
    Цели урока:
    1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме. 
    2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: формировать их личностную позицию; воспитывать любовь к природе; вызвать у учащихся интерес к теме урока; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
    3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
    Задачи: - закрепить основные лингвистические понятия по данной теме,
    -обобщить особенности постановки знаков препинания в БСП,
    -уметь конструировать предложения.
    Планируемые результаты – знать основные признаки БСП, правила постановки запятой,         точки с запятой, двоеточия, тире,   уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.
    Техническое обеспечение урока – компьютер, индивидуальные листы, запись эпиграфа (на доске): «Всё, что даётся легко, без труда, представляет собой весьма сомнительные ценности» (Л.Леонов)
    ХОД УРОКА
    1. Организационный этап.
    2. Сообщение темы урока (запись в тетрадях) и постановка целей .
    -  Работа с эпиграфом.
    - Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.
                    «Всё, что даётся легко, без труда, представляет собой весьма сомнительные          ценности» (Л.Леонов)
    Задания к эпиграфу:
    - Какова основная мысль фразы?
    - Выпишите словосочетания, определите способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). 
    - Переделайте сложноподчинённое предложение в бессоюзное и объясните знак препинания. Что изменилось? (появилась лёгкость, выразительность) 
    - Запись в тетради целей урока.
    3. Актуализация уже имеющихся знаний.
    
    1) Какое предложение называется бессоюзным?
    (Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения)
    
    2) Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?
    (Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, время, дополнение, противопоставление)
    
    3) Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?
    (Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)
    
    4)  Какие предложения в нашем языке появились раньше: сложные союзные или бессоюзные?
    Сообщение ученика: БСП появились в языке раньше, чем союзные. Во-первых, БСП характерны для разговорного стиля, для устной речи, а устная форма речи появилась намного раньше письменной. Во-вторых, БСП очень часто встречаются в произведениях устного народного творчества (пословицы, сказки, былины), а устное творчество сложилось раньше, чем письменная литература. В-третьих, в произведениях древнерусской литературы, например, в «Слове о полку Игореве», преобладают бессоюзные сложные предложения.
    Дополнения уч-ся:
    -В стихах и рассказах для малышей БСП намного больше, чем союзных. Это потому, что в языке маленьких детей часто встречаются такие предложения. (А.Барто «Фонарик» и «Помощница»)
    -В БСП предложениях смысловые связи между частями слабее, чем в союзных, потому они и не являются характерными для научного стиля. Можно предположить,что появление союзных сложных предложений в языке связано с развитием науки.
    4. Проверь себя.
    А) Грамматический разбор предложений.
    1. У наших зим особенная прелесть: под вечер успокоится пурга и хлынет свет, как будто загорелись закатом подожжённые снега.
    2. Погода в эти дни стояла переменная: дули резкие западные ветры; ночи стали прохладные; приближалась осень.
    3. Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката.
    4. Солнце уже село, из леса выползал туман.
    5. Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал.
    Б) Объяснить знаки препинания.
    Бабушка сердилась, внучка не слушалась (последовательность).
     Бабушка сердилась: внучка не слушалась (причина).
     Бабушка сердилась - внучка не слушалась (время).
    В) Допишите, образуя БСП:
      - Нас охватило чувство страха…           (причина).
      - Раздался удар грома…                         (быстрая смена событий).
      - Я давно наблюдал за лиственницей…  (противопоставление).
    Г) Продолжите предложение  Даша задумчиво рассматривала звёзды на небе…, чтобы получились предложения следующих типов:
       1. простое с однородными членами (без союзов),
       2. СБП с запятой,
       3. СБП с двоеточием.
    5. Графический диктант:  начертить схемы (предложения на экране без знаков).
    - Дождь только что перестал (,) облака быстро бежали (,) глубоких просветов становилось всё больше и больше на небе.
    -Холодная вода Байкала похожа на жидкое стекло (:) сквозь неё весной видно вглубь на сорок метров.
    - Ястреб (,) неспешно махая крыльями (,) пролетел высоко над дальним лесом (-) другой точно так же пролетел в том же направлении и скрылся.
    - Солнце садилось (,) широкими багровыми полосами разбегались его последние лучи (;) золотые тучи расстилались по небу всё мельче и мельче.
    6. Релаксация.  Гимнастика для глаз.
    Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.
    Быстро моргать глазами в течение 20сек.
     Глазами «рисуем» ромашку.
    7. Конструирование предложений.
    -Закончить предложение согласно данным схемам.
    1. Прослушали прогноз погоды, и стало ясно:    …
    [    ], и [    ] :  [    ],  (потому что)
    2. Погода в этот день была переменчива;     …
    [    ];  [    ];  [    ];  [    ]
    8. Работа с текстом  (текст  на экране)
    1.Бывают летним вечером самые тихие и торжественные минуты, когда вся природа, разомлев под солнцем и натрудившись за день, медленно-медленно погружается в сгущающиеся сумерки.  2.Заря почти отцвела, лишь за самой высокой горой видна прозрачная полоска.  3.Она ещё бросает робкий свет на вершины деревьев, что одинокими вехами маячат у самого края света.  4.Но это там, в недосягаемой, безмолвной дали.  5.И здесь, на реке, куда солнце заглядывает только к полудню, уже спустились краски.  6. Тени от прибрежных скал легли от берега до берега, соединились по-братски. 7.Они ещё не черны,  густо-синими оттенками отливают на быстрине блеском глухариного крыла.  8. Но под самым берегом, где в этот час явственней слышно бормотанье многочисленных ручейков, уже устоялась темнота.
    Задания к тексту:
    1. найдите БСП (2,7),
    2. назовите грамматическую основу в 6 предложении ( тени легли, соединились),
    3. сколько грамматических основ во 1 предложении (2),
    4. в тексте найдите слово с чередующейся гласной в корне (заря),
    5. сколько букв и звуков в слове «погружается» (11б,10зв)- 1 предложение,
    6. назовите предложение с обособленным обстоятельством (1,),
    7. назовите СПП с определительным придаточным (1,3,5,8),
    8. назовите предложения с уточняющим членом (4,5)
    9. Контроль и самооценка знаний, умений и навыков .
    - Сегодня на уроке вы оцените себя сами.
    «Знаю», «умею» - это 1 балл,
    «нет», «не уверен» - 0 баллов.
    Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
    Индивидуальный лист.
    1 .Знание теоретического материала о БСП -
    2. Умение конструировать БСП-
    3. Умение находить БСП в тексте-
    4. Умение выполнять дополнительные задания по орфографии, грамматике.
    10. Домашнее задание.
    Выписать из произведений (указать название и автора) 5 СБП и начертить схемы.
    11. Рефлексия.
    Вы хорошо поработали, поставили себе баллы. Спасибо за работу.
    
     

    Автор(ы): Клименко Т. Н.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx