Название предмета – русский язык Класс - 9а УМК - Русский язык, практика, под редакцией Ю.С.Пичугова, 2010г. Уровень обучения – базовый Тема - Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение» Общее количество часов, отведённое на изучение темы – 8 Место урока в системе уроков по теме – урок обобщения и систематизации. Цели урока: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме. 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: формировать их личностную позицию; воспитывать любовь к природе; вызвать у учащихся интерес к теме урока; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля. 3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать. Задачи: - закрепить основные лингвистические понятия по данной теме, -обобщить особенности постановки знаков препинания в БСП, -уметь конструировать предложения. Планируемые результаты – знать основные признаки БСП, правила постановки запятой, точки с запятой, двоеточия, тире, уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. Техническое обеспечение урока – компьютер, индивидуальные листы, запись эпиграфа (на доске): «Всё, что даётся легко, без труда, представляет собой весьма сомнительные ценности» (Л.Леонов) ХОД УРОКА 1. Организационный этап. 2. Сообщение темы урока (запись в тетрадях) и постановка целей . - Работа с эпиграфом. - Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф. «Всё, что даётся легко, без труда, представляет собой весьма сомнительные ценности» (Л.Леонов) Задания к эпиграфу: - Какова основная мысль фразы? - Выпишите словосочетания, определите способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). - Переделайте сложноподчинённое предложение в бессоюзное и объясните знак препинания. Что изменилось? (появилась лёгкость, выразительность) - Запись в тетради целей урока. 3. Актуализация уже имеющихся знаний. 1) Какое предложение называется бессоюзным? (Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения) 2) Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных? (Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, время, дополнение, противопоставление) 3) Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения? (Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) 4) Какие предложения в нашем языке появились раньше: сложные союзные или бессоюзные? Сообщение ученика: БСП появились в языке раньше, чем союзные. Во-первых, БСП характерны для разговорного стиля, для устной речи, а устная форма речи появилась намного раньше письменной. Во-вторых, БСП очень часто встречаются в произведениях устного народного творчества (пословицы, сказки, былины), а устное творчество сложилось раньше, чем письменная литература. В-третьих, в произведениях древнерусской литературы, например, в «Слове о полку Игореве», преобладают бессоюзные сложные предложения. Дополнения уч-ся: -В стихах и рассказах для малышей БСП намного больше, чем союзных. Это потому, что в языке маленьких детей часто встречаются такие предложения. (А.Барто «Фонарик» и «Помощница») -В БСП предложениях смысловые связи между частями слабее, чем в союзных, потому они и не являются характерными для научного стиля. Можно предположить,что появление союзных сложных предложений в языке связано с развитием науки. 4. Проверь себя. А) Грамматический разбор предложений. 1. У наших зим особенная прелесть: под вечер успокоится пурга и хлынет свет, как будто загорелись закатом подожжённые снега. 2. Погода в эти дни стояла переменная: дули резкие западные ветры; ночи стали прохладные; приближалась осень. 3. Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. 4. Солнце уже село, из леса выползал туман. 5. Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал. Б) Объяснить знаки препинания. Бабушка сердилась, внучка не слушалась (последовательность). Бабушка сердилась: внучка не слушалась (причина). Бабушка сердилась - внучка не слушалась (время). В) Допишите, образуя БСП: - Нас охватило чувство страха… (причина). - Раздался удар грома… (быстрая смена событий). - Я давно наблюдал за лиственницей… (противопоставление). Г) Продолжите предложение Даша задумчиво рассматривала звёзды на небе…, чтобы получились предложения следующих типов: 1. простое с однородными членами (без союзов), 2. СБП с запятой, 3. СБП с двоеточием. 5. Графический диктант: начертить схемы (предложения на экране без знаков). - Дождь только что перестал (,) облака быстро бежали (,) глубоких просветов становилось всё больше и больше на небе. -Холодная вода Байкала похожа на жидкое стекло (:) сквозь неё весной видно вглубь на сорок метров. - Ястреб (,) неспешно махая крыльями (,) пролетел высоко над дальним лесом (-) другой точно так же пролетел в том же направлении и скрылся. - Солнце садилось (,) широкими багровыми полосами разбегались его последние лучи (;) золотые тучи расстилались по небу всё мельче и мельче. 6. Релаксация. Гимнастика для глаз. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть. Быстро моргать глазами в течение 20сек. Глазами «рисуем» ромашку. 7. Конструирование предложений. -Закончить предложение согласно данным схемам. 1. Прослушали прогноз погоды, и стало ясно: … [ ], и [ ] : [ ], (потому что) 2. Погода в этот день была переменчива; … [ ]; [ ]; [ ]; [ ] 8. Работа с текстом (текст на экране) 1.Бывают летним вечером самые тихие и торжественные минуты, когда вся природа, разомлев под солнцем и натрудившись за день, медленно-медленно погружается в сгущающиеся сумерки. 2.Заря почти отцвела, лишь за самой высокой горой видна прозрачная полоска. 3.Она ещё бросает робкий свет на вершины деревьев, что одинокими вехами маячат у самого края света. 4.Но это там, в недосягаемой, безмолвной дали. 5.И здесь, на реке, куда солнце заглядывает только к полудню, уже спустились краски. 6. Тени от прибрежных скал легли от берега до берега, соединились по-братски. 7.Они ещё не черны, густо-синими оттенками отливают на быстрине блеском глухариного крыла. 8. Но под самым берегом, где в этот час явственней слышно бормотанье многочисленных ручейков, уже устоялась темнота. Задания к тексту: 1. найдите БСП (2,7), 2. назовите грамматическую основу в 6 предложении ( тени легли, соединились), 3. сколько грамматических основ во 1 предложении (2), 4. в тексте найдите слово с чередующейся гласной в корне (заря), 5. сколько букв и звуков в слове «погружается» (11б,10зв)- 1 предложение, 6. назовите предложение с обособленным обстоятельством (1,), 7. назовите СПП с определительным придаточным (1,3,5,8), 8. назовите предложения с уточняющим членом (4,5) 9. Контроль и самооценка знаний, умений и навыков . - Сегодня на уроке вы оцените себя сами. «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить. Индивидуальный лист. 1 .Знание теоретического материала о БСП - 2. Умение конструировать БСП- 3. Умение находить БСП в тексте- 4. Умение выполнять дополнительные задания по орфографии, грамматике. 10. Домашнее задание. Выписать из произведений (указать название и автора) 5 СБП и начертить схемы. 11. Рефлексия. Вы хорошо поработали, поставили себе баллы. Спасибо за работу.
Автор(ы): Клименко Т. Н.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx