Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Обобщающий урок по теме: "Бессоюзные сложные предложения" (Абдугалямова Б.И.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык
    Класс: 9
    УМК Русский язык. Учебник для 9 класса   под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта,  2012 г
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Обобщающий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения»
    Цели урока: 
    Образовательная:
    – обобщить и систематизировать знания учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
    Развивающая:
    –  работать над развитием речи учащихся;
    -  уметь сравнивать сопоставлять, делать выводы;
    Воспитательная:
    – воспитывать толерантное отношение к мнению собеседника;
    – воспитывать умение работать в паре и в коллективе.
    Задачи:
    1. воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение. Систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях.
    2. Уметь определять и анализировать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения разных видов.
    3. Правильно выбирать знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
    
    Планируемые результаты:
    Учащиеся должны
    знать:
    что такое бессоюзное сложное предложение и его отличие от других сложных предложений;
    какие смысловые отношения бывают между частями бессоюзного сложного предложения;
    основные правила постановки знаков предложения (запятая, тире, двоеточие, точка с запятой)  в бессоюзных сложных предложениях.
    уметь:
    обосновать выбор знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;
    создавать устные высказывания научного характера;
    производить замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью;
    строить схемы бессоюзных сложных предложений.
    
    Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
    Форма урока: урок-практикум с использованием эвристического метода обучения.
    Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для учащихся.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Проверка домашнего задания (выписать из повести Достоевского «Белые ночи» БСП с разными видами смысловых отношений между его частями.)
    III. Словарная работа.
    
    Малиновое варенье, дубовый лист, деревянный сарай, железные листы, мамино письмо, шерстяной свитер, солнечные лучи, бумажный кораблик, дядина жена.
    
    IV. Синтаксический  разбор  предложения. 
    Рядом  ёлочка  растёт:  пурпуровые  шишечки  в  тёмной  хвое  огоньками  горят.
    1). Выполните  синтаксический  разбор  предложения.
    2). Объясните  постановку  двоеточия.  Придумайте  свой  пример  на  тему  природы,  требующий  такого  же  знака  препинания  между  частями  сложного  предложения.
    V. Беседа с классом.
    1. Какие сложные предложения называются бессоюзными?
    2. Чем выражаются в них смысловые отношения между простыми предложениями в устной речи и на письме?
    3. Для выражения каких смысловых отношений ставится в бессоюзном сложном предложении запятая или точка с запятой? Каким союзом можно выразить эти отношения?
    4. Для выражения каких смысловых отношений ставится в бессоюзном сложном предложении двоеточие? Какими союзами можно эти отношения выразить?
    5. Для выражения каких смысловых отношений ставится тире в бессоюзном сложном предложении? Какими союзами эти отношения можно выразить?
    
    VI Работа  у доски.
    1) Выйти   невозможно:  на  улице  проливной  дождь.           
    2) Настанет  вечер -   на  небе  загорятся  звёзды. 
    3) Скрипят  клесты,  звенят  синицы,  смеётся  кукушка, свистит  иволга.
    4) На  улице  проливной  дождь - выйти  невозможно. 
    VII. Объяснительный диктант.
    Объясните знаки препинания в БСП.
    С древнейших времён люди селились по берегам рек. Реки поили свежей водой и кормили рыбой, служили защитой от врагов; на реках устраивали мельницы и мололи зерно на муку; по рекам сплавляли лес. От рек отводили каналы – вода шла на сухие земли, превращала пустыни в цветущие сады. А не так давно для рек нашлась и ещё одна важная работа: на реках начали строить очень мощные гидроэлектростанции.
    VIII. Творческая работа.
    Используя следующие предложения и картины, составьте БСП.
    Вокруг было прекрасно:
    Я оглянулся и увидел:
    Перед нами предстала удивительная картина: 
    IXЛингвистическое моделирование.
    •     Составьте предложения по данным схемам; объясните постановку знаков препинания, сформулируйте правила; выделите грамматические основы.
    1) [ ] ; [перечисление ].
    2) [ ] : [причина].
    3) [ ] : [пояснение].
    4) [ ] : [изъяснение].
    5) [ ] — [противопоставление].
    6) [время или условие] — [ ].
    7) [ ] — [вывод, следствие
    Релаксация
    X.Тестовые задания по теме «Бессоюзные сложные предложения»
    
    1. Какое утверждение ВЕРНОЕ?
    А. Бессоюзное сложное предложение состоит из простых осложнённых предложений.
    Б. В бессоюзных сложных предложениях образующие его части между собой связаны лишь интонацией.
    В. Части бессоюзного сложного предложения соединяются подчинительными союзами.
    Г. Части бессоюзного сложного предложения равноправны.
    2. Укажите бессоюзное сложное предложение.
    А. Жилин видит: дело плохо.
    Б. Много песен над Волгой звенело, да напев был у песен не тот.
    В. Петя бережно нёс под мышкой свои драгоценности: банку с заспиртованными морскими иглами и коллекцию бабочек.
    Г. Ни Марфы, ни её брата – никого не было видно.
    3. В каком бессоюзном сложном предложении между частями нужно поставить двоеточие?
    А. Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за плечо и толкает.
    Б. Скучно тебе жить займись чем-нибудь.
    В. Полыхая травы желтеют над лугом стелется беспокоя человека тонкий аромат трав.
    Г. Искры полетели огненной метелью избы загорелись.
    4. Укажите предложение, в котором на месте скобок ставится тире.
    А. Сад был порядочный (?) он же и огород.
    Б. Взгляни (?) безропотно текут речные воды.
    В. Пробудился воздух (?) свежие ветерки взвихрились над тайгою.
    Г. Ласточки прилетели (?) скоро гром загремит.
     
    5. В каком предложении между частями бессоюзного сложного предложения нужно поставить точку с запятой?
    А. Все стенки трюма были усеяны комарами сбившись в табуны поджарые полосатые они пережидали тут заморозки.
    Б. А уедут скатертью дорога.
    В. И начал он жить по принципу всё должно быть общим.
    Г. В поле шла жатва листья на деревьях стали желтеть.
    6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
    А. Ручьи сольются – будут реки.
    Б. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
    В. Я оглянулся, у дороги сидел старичок в изношенном сюртуке.
    Г. Небо, воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь; было жарко и душно.
    7. Какие знаки препинания должны стоять на месте скобок?
      Дубровский был ранен в плечо (?) князь (?) не теряя ни минуты (?) вынул другой пистолет. (А.С. Пушкин)
    А. Запятая, двоеточие, запятая.                    В. Запятая, запятая, запятая.      
    Б. Запятая, тире, запятая.                               Г. Запятая, тире, точка с запятой.
    8. Сколько грамматических основ в предложении?
    Сад не только не обветшал, но разросся и теперь был весь в цвету; из-за забора видно было, точно белые облака, цветущие вишни, яблони, сливы. (Л.Н. Толстой)
    А. 1            Б. 2            В. 3            Г. 4
    9. Какое предложение соответствует схеме [     ] : [ пояснение ].
    А. И Никифор не ответил: не нашёл он слов в тот момент.
    Б. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось.
    В. Завтра уже не увидимся: я выезжаю до зари.
    Г. Он поднял глаза: маленькое облачко неприметно неслось по небу.
    
    XI .Рефлексия 
    Какие слова наиболее точно характеризуют вашу работу, состояние на уроке? 
    
    - Жираф научной мысли не доходит до колодцев моего понимания. 
    
    - Самое важное не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам. (Харуки Мураками) 
    
    - Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. (Б.Пастернак) 
    
    - Мы все учились понемногу 
    
    Чему-нибудь и как-нибудь. (А.С.Пушкин) 
    
    - Я усталым таким еще не был. (С.А.Есенин)
     XII Итог урока.
    Домашнее задание: найти и записать 4 пословицы, которые являются СБП, определить в них смысловые отношения между простыми в составе сложного.
    
     

    Автор(ы): Абдугалямова Б. И.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Видео урока