Урок – практикум. Обобщающий урок по теме: Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. ЦЕЛИ УРОКА: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний обучающихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме. 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание эстетического вкуса; вызвать у обучающихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля. 3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать. ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА : 1. Запись на доске: - тема урока; 2. Карточки с образцами заданий и правильными ответами. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ: Устный и письменный. Фронтальный, групповой, индивидуальный. ХОД УРОКА I. Организационный этап. II. Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске ) - Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф. Откуда в этом мире красота? Он злой, враждебный людям и природе, Но смотришь глубже на людей и, вроде, Вновь побеждает в мире доброта. ---Выразительное чтение эпиграфа учащимся. - Все ли слова вам знакомы и понятны? ( «Враждебный».Подберите синонимы к этому слову) - Запись эпиграфа в тетрадях. - Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы. (С доброты человек начинается) - Настроимся на разговор о доброте. - Назовите синонимы к слову «доброта». Запись слов в тетрадях и на доске. (Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие) - Какой смысл слова «доброта»? (Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим) Задание к эпиграфу - Определите структуру предложений и объясните знаки препинания в них. (1-ое предложение -простое) (2-ое предложение - сложное с союзной и бессоюзной связью: состоит из двух частей; между ними ставится …….. ) III. Сообщение темы урока и постановка целей. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении - Как вы уже поняли, на уроке пойдет речь о бессоюзных предложениях. Сегодня мы должны с вами вспомнить все, что знаем об этих предложениях и знаках препинания в них. IV Актуализация имеющихся знаний. 1)Какие предложения мы называем бессоюзными? (Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения) 2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных? (Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, времени,, дополнение, противопоставление) 4) Расскажите о каждом из них. 3)Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения? (Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) V. Работа в разноуровневых группах. -Дома вы составили опорный конспект. Используя свой конспект, вы должны выполнить задания. (Самостоятельная письменная работа в разноуровневых группах с последующей проверкой.) Задание для первого уровня: выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Во время проверки начертите схемы предложений. Доброе дело — правду говорить смело. Доброе молчанье — чем не ответ! Сделав добро, не хвались. Даешь другому — приобретаешь себе. Задание для второго уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире,расставьте знаки препинания и объясните их постановку. Все добры, все ровны. Добро не лихо — бродит тихо. Доброе слово сказать — посошок в руку дать. Доброму слову — добрый ответ.Добрый сосед — как хлеба сусек. Добрый хозяин — господин деньгам, а худой — слуга. Добрым быть — добрым и слыть. Задание для третьего уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку. Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живёт! (Ш.Руставели). Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт. Высшая мудрость – различать добро и зло. (Сократ). Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Л.Н.Толстой) VI. Проверка самостоятельной работы. Представители групп составляют схемы предложений на доске . -Выставление оценок- VII. Дополнительное задание. Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания. 1.Доброта () это единственая одежда() которая никогда не ветшает. 2. Спешите делать добрые дела ()…… 3.Хочешь изменить мир к лучшему ()….. 7.Подведение итогов урока. 1) Какую роль играют в нашей речи бессоюзные сложные предложения? - Обратите вновь внимание на эпиграф. - Почему автор использует такую структуру предложения?Что этим достигается? VIII. Домашнее задание. Задание по группам. 1 группа- Подобрать 10 пословиц о смелости, сделать пунктуационный разбор предложений. 2 группа –Выпишите и разберите предложения по группам: -Части разделяются точкой с запятой -Части разделяются тире 1)Мигают звёзды на небе; лес обнажился. 2)Было ещё рано, начало шестого; золотистый утренний туман поднимался над лесом, просыпавшимся после долгой ночи. 3)Деньги исчезают – работа остаётся. 4)Он упал – все засмеялись. 5)Лес рубят – щепки летят. Станет тепло – снимем шубы. Любишь кататься – люби и саночки возить. 6)Хвалы приманчивы – как их не пожелать? (И. Крылов) 7)Молвит слово – соловей поёт. 8)Приказ есть приказ – так его воспитали. Всё небо в тучах – плохая погода.
Автор(ы): Малова Н. В.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.doc