Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

16 Знаки препинания в СП (Трофимова Т. В.).

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета 
    русский язык
    Класс 
    11
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    Русский язык, 10-11 класс, Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А., 2008.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)
    базовый
    Тема урока
    
    «Сложные предложения и знаки препинания в них».
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы
    
    7
    Место урока в системе уроков по теме 
    6
    Цель урока
    повторить, обобщить  и закрепить знания и умения учащихся по теме «Сложные предложения и знаки препинания в них»
    Задачи урока
    
    актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис сложного предложения»;
    исследовать синтаксические конструкции через их  анализ для решения пунктуационных задач;
    развивать умение работать с заданиями ЕГЭ.
    Планируемые результаты
    
    Выпускник научится знать/понимать
    смысл понятий: языковая норма, культура речи;
    основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
    Выпускник получит возможность научиться/уметь
    осуществлять речевой самоконтроль; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры
    Техническое обеспечение урока
    
    компьютер, проектор
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
    презентация PowerPoint, рабочие материалы для учащихся, раздаточный материал «Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация» (таблицы № 30,33), тренажёр А18 по сложным предложениям http://nsportal.ru/akhmetshina-natalya-yurevna
    
    Содержание урока
                                                 Иногда важно (1) не что (2) говорится (3) а (4) как говорится.
    1) 3,4       2) 1,2,3,4       3)1,3      4) 3
    I. Организационный момент.(слайд 1)
    - Здравствуйте, ребята.  Сегодня у нас с вами завершающий перед контрольной работой урок по теме «Сложные предложения и знаки препинания в них», оформим записи в тетрадях: запишите число, вид работы и тему урока.  А урок  начнём с привычной нам лингвистической разминки. 
    II. Лингвистическая  разминка: работа класса // инд. работа с карточками.
    1) Орфоэпическая разминка(слайд 2).
    ДиспансЕр, докумЕнт, жалюзИ,знАмение,  каталОг, красИвее,  намЕрение, обеспЕчение, оптОвый,  премировАние, созЫв, срЕдства, узаконЕние,ходАтайство, экспЕрт.
     Проверка (слайд 3)
    
    2) Работа над морфологическими нормами. 
    - Задание 6 ЕГЭ проверяет владение морфологическими нормами и предполагает работу над образованием форм слов. Отработаем некоторые задания.
     1. Укажите  пример с ошибкой в образовании формы слова.(слайд 4)
    1) к две тысячи шестому году               3) выгодные договоры
    2) хорошо стригёт                                 4) длиннее всего
    3. Укажите  пример с ошибкой в образовании формы слова.(слайд 5)
          1)сотрёт с доски                                       3) в трёхстах метрах
          2) дорогим шампунем                              4) пара сапогов
    4. Укажите  пример с ошибкой в образовании формы слова.(слайд 6)
    1) по обоим сторонам                             3) петь ещё звонче
          2) помашите отъезжающим                    4) все инженеры
    5. Укажите  пример с ошибкой в образовании формы слова.(слайд 7)
          1) положи на полку                                   3) более лучший ответ
          2) несколько яблок                                   4) семьюдесятью процентами
    Слайд 8 с темой урока
    III. Актуализация знаний. 
    - Как вы думаете, почему недопустимы подобные ошибки? Почему мы должны говорить СРЕДСТВА, ПАРА САПОГ, а никак иначе? Для чего нам важно знать родной язык? Вообще быть грамотным?  
    (Грамотная речь и письмо всегда были отличительной особенностью образованных и культурных людей, которые прекрасно понимали, что если допустить правописание слов по принципу «как слышим, так и пишем», то ни о какой грамотности  и культуре не может быть и речи, поскольку слышит каждый по-своему. (запись предложения) Быть грамотным - значит свободно владеть русским языком в устной и письменной речи. Будучи грамотным, проще добиться успеха. 
    - Запишем предложение, которое, возможно, вам поможет сформулировать собственную позицию  или подвести некий итог в рассуждении о языке. (1 человек у доски)
    - Проверьте записанное предложение на наличие орфографических и пунктуационных ошибок. 
    -  Определите вид записанного предложения по наличию грамматических основ.(слайд 9)
    - Сегодня через работу с текстами, рассматривающими культуру речи, мы постараемся обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях и знаках препинания в них. 
    IV. Работа по теме урока.
    1) Работа с эпиграфом.
    -  Посмотрите на  эпиграф к нашему уроку  «Иногда важно не что  говорится, а  как говорится».  Как вы понимаете эту фразу? О чём идёт речь? (Разговор ведётся о  правильности речи, её грамотном оформлении).
    - Найдите правильный ответ. (Правильный ответ 3. Внимание! Перед вами особый случай, когда перед союзным словом (союзом) в СПП запятая НЕ СТАВИТСЯ, так как придаточная часть начинается с отрицательной частицы НЕ!) 
    2) Работа с текстом. 
    - Обратимся к тексту №1.Как продолжена  в нём мысль, обозначенная нами ранее?(слайд 10)
    
    (1)Всем известно, что разнобойв написании мешает чтению, тормозит понимание читаемого. (2) Но ведь произвол в произношении почти так же недопустим, как и анархия в письме: язык как средство общения будет полностью удовлетворять своему назначению лишь в том случае, если все его элементы будут способствовать наиболее быстрому и лёгкому общению. 
    (3)Дело в том, что отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо. (4)Это объясняется тем, что при восприятии устной речи мы не фиксируем внимание на её  звуковой стороне, а непосредственно воспринимаем смысл. (5)Между тем неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла, заставляя обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, и тем самым являются помехами на пути  общения.(6)Поэтому единообразное произношение так же важно, как и единообразное письмо. 
    - Определите вид предложений по структуре и вид придаточного в СПП. (Работа в группах – по 2 парты)
    Слайд 11 – по щелчку
    (1 предложение – СПП с придаточным изъяснительным;
     2 предложение  - СП с подчинительной и бессоюзной связью;
    3 предложение -  СПП с придаточными изъяснительным и образа действия;
    4 предложение - СПП с придаточным изъяснительным;
    5 предложение – простое осложнённое; 
    6 предложение – СПП с придаточным образа действия и степени).
    3) Беседа.
     - Раз мы говорим о сложном предложении, дайтеопределение  этому понятию.
     -Назовите виды сложных предложений.   Дайте им определение.
     - Какие задания ЕГЭ проверяют навыки работы со сложными предложениями? (15, 18, 19).
     -  Какое из названных заданий  вызывает затруднения?
    (СП с разными видами связи и СПП с несколькими придаточными  при стечении союзов). 
     -  Вспомните  условия постановки знаков препинания в сложном предложении данного вида заданий. Каков порядок разбора СПП с несколькими придаточными?  (по материалу п.97, с. 323- 325). Для этого вернёмся к предложению, записанному нами. Объясните постановку знаков препинания в нём. (В главной части СПП вторая часть союза ТО, поэтому запятая  между союзами ЧТО и ЕСЛИ не ставится.)
     - В чём сложность решения подобных задач? (Стечение союзов, наличие в главной части   слов ТО, НО,  ТАК, СТОЛЬКО)(слайд 12)
    - Поэтому сегодня урок мы посвятим наиболее сложному в выполнении заданию А26.
    4) Комментированная  работа  по тренажёру  (Задание 19. Готовимся к ЕГЭ). 1-2 примера.
    VI. Контроль усвоения: проверочная работа (тест) Слайд13 , затем слайд 14 с темой урока
    - У вас на партах листы с проверочной работой, в которой представлены 5 вопросов задания19. Выполните эту работу. На это у вас  около 5 минут.
    1 вариант
    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны  стоять запятые?
    1.И.Е.Репин признавался (1) что (2) пока он работает над портретом (3) в его душе живет влюблённость в того человека (4) чей портрет он пишет.
    Ответ: ______________________________
      2. Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) на душе у него становилось (4) легко и просторно.
    Ответ: ______________________________
    3. Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец разрешил ему делить с рыбками (4) трудности и опасности морского промысла.
    Ответ: ______________________________
    4. Человек меняется с течением времени (1) и (2) чтобы понять логику поступков литературного героя или людей прошлого (3) надо представлять себе (4) как они жили, почему поступали так, а не иначе.
    Ответ: ______________________________
    5. Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины.
    Ответ: ______________________________
    2 вариант
    В каком варианте ответа правильно указаны все  цифры, на месте которых в предложении должны  стоять запятые?
    1. Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.
    Ответ: ______________________________
    2. Стая диких уток с пронзительным криком промчалась над нашими головами (1) и (2) когда мы услышали (3) с каким шумом они опустились на реку (4) нам стало немного не по себе.  
    Ответ: ______________________________
    3.Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.
    Ответ: ______________________________
    4.Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.
    Ответ: ______________________________
    5. Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.
    Ответ: ______________________________
    - Эти работы будут проверены к следующему уроку, и я ещё раз посмотрю, насколько вы уверены в выполнении задания 19, вызывающего наибольшие затруднения.
    VII.   Обобщение: работа с текстом №2.
    - Давайте попробуем обобщить всё сказанное о сложном предложении при помощи текста Марии Дмитриевны Аксёновой, главного редактора «Энциклопедии для детей Аванта+».
    (1)Однажды подруга великой балерины Анны Павловой – тоже известная танцовщица – попросила её показать движение в медленном темпе, разложив его на элементы. (2)Павлова задумалась, хотела повторить движение и… упала! 
    (3)Вот так и мы говорим не задумываясь, с ошибками и без них… (4)А если задуматься, то чуть ли не каждое второе слово может поставить нас в тупик! (5)Но иногда всё же задуматься стоит! 
    (6)Например, вы говорите: (7)«Я не убедил его сегодня! (8)Завтра убе…» – и стоп! (9)Как сказать? (10)Убедю? (11)Убежду? (12)Чушь какая-то получается! (13)И вам приходится выкручиваться! (14)Вы выбираете обходной путь: (15)«Я смогу убедить его завтра!» (16) В чем же дело?
    (17)А если задуматься, то выяснится, что глагол «убедить» в единственном числе первого лица не имеет будущего времени! (18)Есть и еще один глагол ему под стать – «победить»! (19)Победю? (20)Побежду? (21)Нет! (22)Только окружным путём: «стану победителем» или «одержу победу». (23)Впрочем, что их вспоминать по одному? (24)Надо уж назвать всю группу. (25) Вот они, этиглаголы, не желающие иметь будущего: «грезить», «дерзить», «чудить», «очутиться», «ощутить», «умилосердить» и, конечно, «убедить» и «победить». 
    (26)Трудно безупречно говорить по-русски - ошибки допускают самые грамотные люди. (27)Утешением являются разве что лёгкие и весёлые пушкинские строки: 
    (28)Как уст румяных без улыбки, 
    Без грамматической ошибки 
    Я русской речи не люблю. 
    (29)Видимо, вердикт – «абсолютно грамотен!» – вообще невозможен! 
    (30)Интересно, а какие ошибки в русском языке делал сам Александр Сергеевич? 
    (31)Пушкин не скрывал, что на критику в свой адрес всегда обращал внимание. (32)Похвалы как и любому пишущему человеку ему были приятны а статьи написанные с единственной целью оскорбить поэта Александра Сергеевича сердили.(33) И тем не менее в статье «Опровержение на критики и замечания на собственные сочинения» Пушкин пишет: (34) «Читая разборы самые неприязненные, смею сказать, что всегда старался войти в образ мыслей моего критика и следовать за его суждениями, не опровергая оных с самолюбивым нетерпением, но желая с ними согласиться со всевозможным авторским себяотвержением». 
    (35) С пятью грамматическими ошибками, замеченными критиками в его стихах, Пушкин согласился _ и впоследствии написал: (36) «Я всегда был им искренно благодарен и всегда поправлял замеченное место».
    (37)Во-первых, восхитимся всего пять грамматических ошибок за 16 лет пристального внимания критиков! (38)Ай да Пушкин! 
    (39)А во-вторых, убедимся – действительно Пушкин все ошибки исправил! 
    (40)Берите пример с Александра Сергеевича! (41)Не обижайтесь на справедливую критику и замечания! (42)Исправляйте свои ошибки!(По М. Аксёновой)
    Задания к тексту.(слайд15-18)
    Укажите верную характеристику 4 предложения.
    1) сложносочинённое                3) простое осложнённое
    2) бессоюзное сложное4) сложноподчинённое
    Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия  в предложении:
    С пятью грамматическими ошибками, замеченными критиками в его стихах, Пушкин согласился _ и впоследствии написал…
    1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
    2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая НЕ нужна.
    3) Сложное предложение, перед союзом И запятая НЕ нужна.
    4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая  нужна.   
    Как объяснить постановку тире в предложении?
    Трудно безупречно говорить по-русски - ошибки допускают самые грамотные люди.
    1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставляется первой.
    2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
    3) Однородные члены, стоящие перед обобщающим словом.
    4) Тире между подлежащим и сказуемым.
    В каком варианте ответа  указаны все цифры, на месте которых  в предложении должны стоять запятые?
    (33) Похвалы (1) как и любому пишущему человеку (2) ему были приятны (3) а статьи (4) написанные с единственной целью оскорбить поэта(5) Александра Сергеевича сердили.
    1) 1,2,3,4,5      2) 3,4,5         3) 1,2,3          4) 3
    Среди предложений 3-25 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. __17____
      Ответы (слайд 19)
    - Определите проблему текста. Что автор считает по этому поводу?(слайд 20)
    Проблема
    Позиция автора
    1. Проблема правильности русской речи. (Можно ли избежать  ошибок в разговорной речи?Есть ли абсолютно грамотные люди?)
    Безупречно говорить по-русски трудно. Вердикт «Абсолютно грамотен!» вообще невозможен!
    2. Проблема отношения человека к собственным ошибкам. (Как следует относиться к своим ошибкам?)
    Ошибки следует исправлять в любом случае.
    - Какой литературный аргумент вы можете привести в качестве доказательства? Советую обратиться к работе  известного  русского общественного деятеля времён Александра I и Николая I, реформатора, законотворца, основателя российской юридической науки и теоретического правоведения Михаила Михайловича Сперанского. Одним из наиболее значительных  его произведений  является труд  «Правила высшего красноречия», в котором он характеризует правильную, грамотную  речь. Это материал упр. 518, ознакомьтесь с ним.
    VIII. Подведение итогов.  Оценки за урок.
    IX. Домашнее задание: сочинение в формате требований ЕГЭ  по тексту М. Аксёновой.(слайд 21). 
    Спасибо за урок.
    
     

    Автор(ы): Трофимова Т. В.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку