Название предмета русский язык Класс 11 УМК (название учебника, автор, год издания) Русский язык, 10-11 класс, Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А., 2008. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый Тема урока «Сложные предложения и знаки препинания в них». Общее количество часов, отведенное на изучение темы 7 Место урока в системе уроков по теме 6 Цель урока повторить, обобщить и закрепить знания и умения учащихся по теме «Сложные предложения и знаки препинания в них» Задачи урока актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис сложного предложения»; исследовать синтаксические конструкции через их анализ для решения пунктуационных задач; развивать умение работать с заданиями ЕГЭ. Планируемые результаты Выпускник научится знать/понимать смысл понятий: языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; Выпускник получит возможность научиться/уметь осуществлять речевой самоконтроль; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры Техническое обеспечение урока компьютер, проектор Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) презентация PowerPoint, рабочие материалы для учащихся, раздаточный материал «Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация» (таблицы № 30,33), тренажёр А18 по сложным предложениям http://nsportal.ru/akhmetshina-natalya-yurevna Содержание урока Иногда важно (1) не что (2) говорится (3) а (4) как говорится. 1) 3,4 2) 1,2,3,4 3)1,3 4) 3 I. Организационный момент.(слайд 1) - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами завершающий перед контрольной работой урок по теме «Сложные предложения и знаки препинания в них», оформим записи в тетрадях: запишите число, вид работы и тему урока. А урок начнём с привычной нам лингвистической разминки. II. Лингвистическая разминка: работа класса // инд. работа с карточками. 1) Орфоэпическая разминка(слайд 2). ДиспансЕр, докумЕнт, жалюзИ,знАмение, каталОг, красИвее, намЕрение, обеспЕчение, оптОвый, премировАние, созЫв, срЕдства, узаконЕние,ходАтайство, экспЕрт. Проверка (слайд 3) 2) Работа над морфологическими нормами. - Задание 6 ЕГЭ проверяет владение морфологическими нормами и предполагает работу над образованием форм слов. Отработаем некоторые задания. 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.(слайд 4) 1) к две тысячи шестому году 3) выгодные договоры 2) хорошо стригёт 4) длиннее всего 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.(слайд 5) 1)сотрёт с доски 3) в трёхстах метрах 2) дорогим шампунем 4) пара сапогов 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.(слайд 6) 1) по обоим сторонам 3) петь ещё звонче 2) помашите отъезжающим 4) все инженеры 5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.(слайд 7) 1) положи на полку 3) более лучший ответ 2) несколько яблок 4) семьюдесятью процентами Слайд 8 с темой урока III. Актуализация знаний. - Как вы думаете, почему недопустимы подобные ошибки? Почему мы должны говорить СРЕДСТВА, ПАРА САПОГ, а никак иначе? Для чего нам важно знать родной язык? Вообще быть грамотным? (Грамотная речь и письмо всегда были отличительной особенностью образованных и культурных людей, которые прекрасно понимали, что если допустить правописание слов по принципу «как слышим, так и пишем», то ни о какой грамотности и культуре не может быть и речи, поскольку слышит каждый по-своему. (запись предложения) Быть грамотным - значит свободно владеть русским языком в устной и письменной речи. Будучи грамотным, проще добиться успеха. - Запишем предложение, которое, возможно, вам поможет сформулировать собственную позицию или подвести некий итог в рассуждении о языке. (1 человек у доски) - Проверьте записанное предложение на наличие орфографических и пунктуационных ошибок. - Определите вид записанного предложения по наличию грамматических основ.(слайд 9) - Сегодня через работу с текстами, рассматривающими культуру речи, мы постараемся обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях и знаках препинания в них. IV. Работа по теме урока. 1) Работа с эпиграфом. - Посмотрите на эпиграф к нашему уроку «Иногда важно не что говорится, а как говорится». Как вы понимаете эту фразу? О чём идёт речь? (Разговор ведётся о правильности речи, её грамотном оформлении). - Найдите правильный ответ. (Правильный ответ 3. Внимание! Перед вами особый случай, когда перед союзным словом (союзом) в СПП запятая НЕ СТАВИТСЯ, так как придаточная часть начинается с отрицательной частицы НЕ!) 2) Работа с текстом. - Обратимся к тексту №1.Как продолжена в нём мысль, обозначенная нами ранее?(слайд 10) (1)Всем известно, что разнобойв написании мешает чтению, тормозит понимание читаемого. (2) Но ведь произвол в произношении почти так же недопустим, как и анархия в письме: язык как средство общения будет полностью удовлетворять своему назначению лишь в том случае, если все его элементы будут способствовать наиболее быстрому и лёгкому общению. (3)Дело в том, что отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо. (4)Это объясняется тем, что при восприятии устной речи мы не фиксируем внимание на её звуковой стороне, а непосредственно воспринимаем смысл. (5)Между тем неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла, заставляя обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, и тем самым являются помехами на пути общения.(6)Поэтому единообразное произношение так же важно, как и единообразное письмо. - Определите вид предложений по структуре и вид придаточного в СПП. (Работа в группах – по 2 парты) Слайд 11 – по щелчку (1 предложение – СПП с придаточным изъяснительным; 2 предложение - СП с подчинительной и бессоюзной связью; 3 предложение - СПП с придаточными изъяснительным и образа действия; 4 предложение - СПП с придаточным изъяснительным; 5 предложение – простое осложнённое; 6 предложение – СПП с придаточным образа действия и степени). 3) Беседа. - Раз мы говорим о сложном предложении, дайтеопределение этому понятию. -Назовите виды сложных предложений. Дайте им определение. - Какие задания ЕГЭ проверяют навыки работы со сложными предложениями? (15, 18, 19). - Какое из названных заданий вызывает затруднения? (СП с разными видами связи и СПП с несколькими придаточными при стечении союзов). - Вспомните условия постановки знаков препинания в сложном предложении данного вида заданий. Каков порядок разбора СПП с несколькими придаточными? (по материалу п.97, с. 323- 325). Для этого вернёмся к предложению, записанному нами. Объясните постановку знаков препинания в нём. (В главной части СПП вторая часть союза ТО, поэтому запятая между союзами ЧТО и ЕСЛИ не ставится.) - В чём сложность решения подобных задач? (Стечение союзов, наличие в главной части слов ТО, НО, ТАК, СТОЛЬКО)(слайд 12) - Поэтому сегодня урок мы посвятим наиболее сложному в выполнении заданию А26. 4) Комментированная работа по тренажёру (Задание 19. Готовимся к ЕГЭ). 1-2 примера. VI. Контроль усвоения: проверочная работа (тест) Слайд13 , затем слайд 14 с темой урока - У вас на партах листы с проверочной работой, в которой представлены 5 вопросов задания19. Выполните эту работу. На это у вас около 5 минут. 1 вариант Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 1.И.Е.Репин признавался (1) что (2) пока он работает над портретом (3) в его душе живет влюблённость в того человека (4) чей портрет он пишет. Ответ: ______________________________ 2. Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) на душе у него становилось (4) легко и просторно. Ответ: ______________________________ 3. Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец разрешил ему делить с рыбками (4) трудности и опасности морского промысла. Ответ: ______________________________ 4. Человек меняется с течением времени (1) и (2) чтобы понять логику поступков литературного героя или людей прошлого (3) надо представлять себе (4) как они жили, почему поступали так, а не иначе. Ответ: ______________________________ 5. Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины. Ответ: ______________________________ 2 вариант В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 1. Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань. Ответ: ______________________________ 2. Стая диких уток с пронзительным криком промчалась над нашими головами (1) и (2) когда мы услышали (3) с каким шумом они опустились на реку (4) нам стало немного не по себе. Ответ: ______________________________ 3.Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело. Ответ: ______________________________ 4.Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью. Ответ: ______________________________ 5. Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны. Ответ: ______________________________ - Эти работы будут проверены к следующему уроку, и я ещё раз посмотрю, насколько вы уверены в выполнении задания 19, вызывающего наибольшие затруднения. VII. Обобщение: работа с текстом №2. - Давайте попробуем обобщить всё сказанное о сложном предложении при помощи текста Марии Дмитриевны Аксёновой, главного редактора «Энциклопедии для детей Аванта+». (1)Однажды подруга великой балерины Анны Павловой – тоже известная танцовщица – попросила её показать движение в медленном темпе, разложив его на элементы. (2)Павлова задумалась, хотела повторить движение и… упала! (3)Вот так и мы говорим не задумываясь, с ошибками и без них… (4)А если задуматься, то чуть ли не каждое второе слово может поставить нас в тупик! (5)Но иногда всё же задуматься стоит! (6)Например, вы говорите: (7)«Я не убедил его сегодня! (8)Завтра убе…» – и стоп! (9)Как сказать? (10)Убедю? (11)Убежду? (12)Чушь какая-то получается! (13)И вам приходится выкручиваться! (14)Вы выбираете обходной путь: (15)«Я смогу убедить его завтра!» (16) В чем же дело? (17)А если задуматься, то выяснится, что глагол «убедить» в единственном числе первого лица не имеет будущего времени! (18)Есть и еще один глагол ему под стать – «победить»! (19)Победю? (20)Побежду? (21)Нет! (22)Только окружным путём: «стану победителем» или «одержу победу». (23)Впрочем, что их вспоминать по одному? (24)Надо уж назвать всю группу. (25) Вот они, этиглаголы, не желающие иметь будущего: «грезить», «дерзить», «чудить», «очутиться», «ощутить», «умилосердить» и, конечно, «убедить» и «победить». (26)Трудно безупречно говорить по-русски - ошибки допускают самые грамотные люди. (27)Утешением являются разве что лёгкие и весёлые пушкинские строки: (28)Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю. (29)Видимо, вердикт – «абсолютно грамотен!» – вообще невозможен! (30)Интересно, а какие ошибки в русском языке делал сам Александр Сергеевич? (31)Пушкин не скрывал, что на критику в свой адрес всегда обращал внимание. (32)Похвалы как и любому пишущему человеку ему были приятны а статьи написанные с единственной целью оскорбить поэта Александра Сергеевича сердили.(33) И тем не менее в статье «Опровержение на критики и замечания на собственные сочинения» Пушкин пишет: (34) «Читая разборы самые неприязненные, смею сказать, что всегда старался войти в образ мыслей моего критика и следовать за его суждениями, не опровергая оных с самолюбивым нетерпением, но желая с ними согласиться со всевозможным авторским себяотвержением». (35) С пятью грамматическими ошибками, замеченными критиками в его стихах, Пушкин согласился _ и впоследствии написал: (36) «Я всегда был им искренно благодарен и всегда поправлял замеченное место». (37)Во-первых, восхитимся всего пять грамматических ошибок за 16 лет пристального внимания критиков! (38)Ай да Пушкин! (39)А во-вторых, убедимся – действительно Пушкин все ошибки исправил! (40)Берите пример с Александра Сергеевича! (41)Не обижайтесь на справедливую критику и замечания! (42)Исправляйте свои ошибки!(По М. Аксёновой) Задания к тексту.(слайд15-18) Укажите верную характеристику 4 предложения. 1) сложносочинённое 3) простое осложнённое 2) бессоюзное сложное4) сложноподчинённое Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: С пятью грамматическими ошибками, замеченными критиками в его стихах, Пушкин согласился _ и впоследствии написал… 1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая НЕ нужна. 3) Сложное предложение, перед союзом И запятая НЕ нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна. Как объяснить постановку тире в предложении? Трудно безупречно говорить по-русски - ошибки допускают самые грамотные люди. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставляется первой. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 3) Однородные члены, стоящие перед обобщающим словом. 4) Тире между подлежащим и сказуемым. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? (33) Похвалы (1) как и любому пишущему человеку (2) ему были приятны (3) а статьи (4) написанные с единственной целью оскорбить поэта(5) Александра Сергеевича сердили. 1) 1,2,3,4,5 2) 3,4,5 3) 1,2,3 4) 3 Среди предложений 3-25 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. __17____ Ответы (слайд 19) - Определите проблему текста. Что автор считает по этому поводу?(слайд 20) Проблема Позиция автора 1. Проблема правильности русской речи. (Можно ли избежать ошибок в разговорной речи?Есть ли абсолютно грамотные люди?) Безупречно говорить по-русски трудно. Вердикт «Абсолютно грамотен!» вообще невозможен! 2. Проблема отношения человека к собственным ошибкам. (Как следует относиться к своим ошибкам?) Ошибки следует исправлять в любом случае. - Какой литературный аргумент вы можете привести в качестве доказательства? Советую обратиться к работе известного русского общественного деятеля времён Александра I и Николая I, реформатора, законотворца, основателя российской юридической науки и теоретического правоведения Михаила Михайловича Сперанского. Одним из наиболее значительных его произведений является труд «Правила высшего красноречия», в котором он характеризует правильную, грамотную речь. Это материал упр. 518, ознакомьтесь с ним. VIII. Подведение итогов. Оценки за урок. IX. Домашнее задание: сочинение в формате требований ЕГЭ по тексту М. Аксёновой.(слайд 21). Спасибо за урок.
Автор(ы): Трофимова Т. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docxАвтор(ы): Трофимова Т. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Презентация к уроку.pptxАвтор(ы): Трофимова Т. В.
Скачать: Русский язык 11кл - тренажер.pptАвтор(ы): Трофимова Т. В.
Скачать: Русский язык 11кл - проверочная работа.docxАвтор(ы): Трофимова Т. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Раздаточный материал.docx