Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

11 Знаки препинания при сравнительных оборотах (Носкова О. П.).

Текст урока

  • Конспект

     Методическая разработка урока русского языка 
    
    Название предмета
    русский язык
    Класс
    11
    Уровень обучения 
    базовый
    УМК (название учебника, автор, год издания)	
    Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин.  «Русский язык. 10-11 классы». - М.: «Русское слово», 2008г.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)
    базовый
    Тема урока
    Знаки препинания при сравнительных оборотах
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы
    1
    Цель урока
    систематизировать знания учащихся о правилах постановки знаков при сравнительных оборотах, а также  знаниях способов выражения сравнения в русском языке.
    Задачи урока
    обучающая: сравнительный оборот и условия его выделения на письме запятыми;
    развивающая: развивать представления о способах выражения сравнения на примере творчества В. Маяковского:
    воспитывающая: воспитывать интерес к поэзии Серебряного века, к ее неординарности и разнообразию.
    Планируемые результаты
    знать/понимать:
    - основные признаки языка художественной литературы;
    - основные единицы языка, их признаки;
    уметь:
    - определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
    - опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; приобретенные знания и умения в практической деятельности.
    Техническое обеспечение урока
    компьютер, интернет, дидактический материал.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока 
    http://www.e-reading.club/bookreader.php/1006421/Bezelyanskiy_-_99_imen_Serebryanogo_veka.html
    Технологии
    ИКТ-технологии, технология развития критического мышления
    Сценарий урока
    1. Организационный момент
      Здравствуйте, дорогие ребята. Рада видеть вас на сегодняшнем уроке. А начать я его хочу со слов поэта, который предлагал нам превратить серые будни в нечто праздничное. Вы помните эти строки? Кто их автор?
    Я сразу смазал карту будня,
    плеснувши краску из стакана;
    я показал на блюде студня
    косые скулы океана.
    На чешуе жестяной рыбы
    прочел я зовы новых губ.
    А вы
    ноктюрн сыграть
    могли бы
    на флейте водосточных труб?
    2. Мотивация.
                                                                                                                         Я хочу,
                                                                                                           чтоб к штыку приравняли перо
                                                                                                                                  В.В. Маяковский 
    Перед вами знаменитая фраза В. Маяковского. В чем заключается ее смысл? Какое средство помогает этот смысл передать? Верно, сравнение.  Как вы думаете, о чем пойдет речь? Нас будут интересовать прежде всего сравнительные обороты.
     3.  Актуализация знаний 
    Прочтите параграф № 90 в ваших учебниках, выясните, какие пункты правила можно проиллюстрировать примерами на слайде? 
    Плохо детям,
                          хоть кричи,
    приуныли, как грачи.
    Сказка о Пете…
    Легко представить можете
    жителя Японии:
    если мы – как лошади,
     то они – 
                    как пони.
    Прочти и катай в Париж и Китай.
    В ухо –
           как вода,
    из уха – 
        как водица,
    то,
        что никогда
    и никому не пригодится.
      Гимназист и строитель.
    С писателем
                          нянчась
                               как с писаной торбой,
    расхвалит
                       Ермилов
                                милого…
    Соберитесь  и поговорите-ка.
    Кличет книжечка моя:
    - Дети, будьте как маяк!
    Маяковский В.В. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1956. – С. 148.
    
    
    Какой случай не представлен в стихотворениях В. Маяковского? 
    Синонимичные конструкции
    Помимо сравнительного оборота, союзом как могут начинаться:
    вводные предложения (как предсказывают синоптики);
    придаточное сравнительное предложение
    придаточное изъяснительное предложение.
    3. Закрепление
    Найдите третье лишнее (устно)
    Весёлая песня как крылатая птица. (Оборот = сказуемому.)
    Черты лица его были такие  же, как  у сестры. (Указат. слово)
    Редко встречаешь столь интересного человека, как он. (Указат. слово)
    Дети, как и взрослые, должны быть приучены к соблюдению правил общежития.
    Молнии, как галстуки,  по ветру летят.
    Как и на прошлой неделе, на улице трещали морозы.
    От холода он дрожал как осиновый лист. (Фразеологизм.)
    Он попросил беречь меня документ как зеницу ока. (Фразеологизм.)
    Как зарницы в небе они запылали.  (На  первый план выступает значение обстоятельства образа действия)
    Найдите простое предложение со сравнительным оборотом.
    Мы с интересом наблюдали, как учится летать галчонок.
    Старинный замок был построен, как замки строиться должны.
    Я живу, как кукушка в часах, не завидую птицам в лесах.
    Найдите простое предложение со сравнительным оборотом.
    Яблоня в цвету как невеста. Оборот явл.сказуемым.
    Щенок скулит так жалобно, как плачет ребёнок.
    Воздух дрожал так, как дрожит вода, возмущённая падением ветки.
    Работа с учебником
    Выполните устно в парах упражнение №411, объясните постановку знаков препинания перед союзом как. Что нужно пояснить?
    Анализ предложений.
    2 ученика у доски, остальные – на местах. Расставьте знаки препинания, объясните их.
    1 вариант  
    2 вариант
    
    1. Поэма "Хорошо!" отзывается в моей душе как скрип ножа по стеклу.
    2. Факт, случай, подробность входили в стих Маяковского  не как засушенные цветы в гербарий, а скорее как живое растение, пересаживаемое вместе с грунтом.
    3. В своих воспоминаниях П. В. Незнамов рассказывает о том как умел Маяковский "сокрушать" сопротивление издательских чиновников.
    4.  Я и другие члены семьи относились к Володе как к взрослому, хотя он был самый младший из детей.
    1. Люблю творчество и личность Маяковского с детства так же как и других поэтов серебряного века.
    2. Поэзия Маяковского чувствовала себя в революции как в родной стихии.
    3. Высокая, бескомпромиссная, несговорчивая как совесть требовательность к себе и к другим - неотъемлемая черта поэтического облика Маяковского
    4. Я лично был свидетелем того, как Маяковский в течение нескольких лет уклонялся от писания портрета В. В. Розанова.
    
    Что объединяет все эти предложения? Верно, общая тема – творчество В. Маяковского.
    Инсерт
    Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
    V — я это знаю;
    + — это новая информация для меня;
    - — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
    ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
    (1)Владимир Маяковский как поэт и личность резко выделяется среди поэтов. (2)Это не лирический Блок, не хулиганствующий Есенин и уж, во всяком случае, не романтизированный Мандельштам. (3)Маяковский как литературный бульдозер, все сметающий на своем пути. (4)Но при этом существует не один, а два Маяковских; один дореволюционного периода, другой — советского. (5)Ранний Маяковский становится как  поэт-бунтарь, громкий лирик планетарного сознания, певец города, урбанист, футурист в желтой кофте, презирающий всех и любящий только себя. 
    (6)Маяковский в советское время — совсем иной, вожак масс, «агитатор, горлопан, главарь», но уже не сам по себе, а привязанный веревочкой к власти, он как глашатай этой власти, полностью ангажированный и подсюсюкивающий литературный вельможа. 
    (7)1913 год, по выражению Маяковского, «веселый год». (8)Разлив футуризма по России: манифесты, сборники, поездки и выступления футуристов, которых воспринимали в основном как литературных хулиганов. (9)Позднее философ Федор Степун осмыслил футуризм как предвестника «большевистской революции, с ее футуристическим отрицанием неба и традиции, с ее разрушением общепринятого языка… с ее утопическим грюндерством, доверием к хаосу… футуристы… зачинали великое ленинское безумие: крепили паруса в ожидании чумных ветров революции» («Бывшее и несбывшееся», Нью-Йорк, 1956).
    (10)Ранний Маяковский поражает предельной обнаженностью чувств, откровенной автобиографичностью, аффектированием собственного «Я». (11)Стихи Маяковского — это сплошные боль и крик человека, ощутившего свою полную неуместность и ненужность в урбанизированном мире. 
    (12)В стихах Маяковский громко выражает еретический протест против всего мира, жажду его переустройства. (13)Поэт хочет стать творцом, архитектором мира, быть Богом для всех («перья линяющих ангелов бросим любимым на шляпы»). (14)Маяковский — суперэгоцентрик. (15)Но при этом его стихи легко читаются, притягивают, завораживают… (16)Своеобразная логика Маяковского — в концентрированной эмоциональности и энергии стиха, который выхлестывается через край. (17)Его метафоры поражают и удивляют, ибо они суть «элементы живописного кубизма», как выразился Николай Харджиев.
    (18)К Маяковскому существует разное отношение, от восторженной любви до полного неприятия.
    (19)Надломившийся Серебряный век востребовал новую звезду — бунтующую, шалую, сверхновую. (20) Ею и стал Владимир Маяковский. (21)А потом он взял и сам погасил свою звезду.
    Разберемся в прочитанном. Обратимся к маркировке, дадим разъяснения. 
    Словарная карта по вариантам
    (см. приложение)
    Урбанист 
    суперэгоцентрик
    хаос
    футуризм
    новое слово;
    место его нахождения;
    словоупотребление, ассоциацию или пример;
    другую форму слова;
    дефиницию;
    синоним;
    антоним;
    предложение, найденное в книге;
    собственное предложение.
    Индивидуальные задания
    с последующей проверкой
    1) – для слабого или среднего ученика: определить: тему, тип или типы речи, стиль текста, проблему, позицию автора;
    2) для сильного ученика: составить задание на распознание типов речи по образцу задания №21 ЕГЭ.
    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
    1) В предложениях (…) представлено повествование.
    2) В предложениях (..)  содержатся элементы описания.
    3) Предложение (…) содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении (…).
    4) Предложение (…) объясняет содержание предложения  (…).
    5) В предложениях (…) содержится повествование.
    Дифференцированное задание.
     Выберите сами, задание какого уровня сложности вам по силам. 
    зеленая карточка (простое задание):  синтаксический анализ предложения №5. – 1 ученик у доски;
    синяя карточка (среднее здание): найдите и запишите предложения с союзом как, выясните, какой именно член он присоединяет;
    красная карточка (трудное задание): перестройте некоторые предложения так, чтобы  в них были сравнительные обороты, выделяющиеся на письме запятыми.
    Проверяем. Какой вывод сделаем о сравнительных оборотах в тексте?
    Исследовательская работа в группах
    (см. дидактический материал)
    Мы поработали с текстами о Маяковском. А теперь исследуем стихотворения самого В. Маяковского.
     Среди карточек-цитат из произведений Маяковского найдите: 
    1 группа: лексические средства выражения сравнения (существительные, прилагательные, глаголы);
    2 группа: морфологические средства выражения сравнения (творительный падеж имени существительного, сравнительная степень сравнения прилагательного и наречия);
    3 группа: синтаксические средства выражения сравнения (сказуемое, сравнительный оборот, СПП  с придаточным сравнительным).
    Проверяем. Если ваши одноклассники ошибаются, вы поднимаете руку и комментируете ошибку.
    7. Рефлексия. Оценивание. 
    Продолжите предложение:
    Сравнительные обороты присоединяются ….
    Запятая ставится перед как в оборотах….
    Если сравнительный оборот может быть синонимичен творительным сравнения или заменен наречием, то ….
    Если оборот имеет значение тождества, а также входит в состав сказуемого в качестве именной части, то….
    Если союз как имеет значение «в качестве», то… 
    Если союз входит во фразеологические сочетания, то…
    Какой вид работы заинтересовал? 
    Что нового узнали? 
    Какую оценку бы поставил каждый из вас себе за работу на уроке? 
    Реализовали ли цель урока, которую ставили перед собой?
    8. Домашнее задание. 
    § 90. упр. 412.
    Или исследовать тексты Маяковского, выявить в них различные примеры обособления и необособления сравнительных оборотов.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Носкова О. П.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx

Задания к уроку