Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

12 Предложения с вводными конструкциями. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях (Колесникович М. Ю.).

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета
    русский язык
    Класс
    11
    Уровень обучения 
    базовый
    УМК (название учебника, автор, год издания)	
    Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин.  «Русский язык. 10-11 классы». - М.: «Русское слово», 2008г.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)
    базовый
    Тема урока
    Предложения с вводными конструкциями. Знаки препинания при вводных словах  и  словосочетаниях
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы
    2
    Тип урока
    урок комплексного применения знаний и умений.
    Цель урока
    повторить и систематизировать материал по теме «Вводные слова и пунктуация при вводных конструкциях»
    Задачи урока
    обучающая - отработка умений отличать вводные слова от членов предложения,  производить пунктуационный анализ простого предложения с вводными словами
    развивающая - развитие навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями, развитие умений нахождения вводных слов и их использования при построении собственного высказывания;
    воспитывающая - формирование языковой компетенции, самостоятельной нравственной позиции
    Планируемые результаты
    знать/понимать:
    - структуру простого осложненного предложения;
    - отличие вводных слов и предложений от омонимичных им конструкций;
    - условия постановки знаков препинания при вводных конструкциях; 
    уметь:
    - анализировать структуру простого осложненного предложения;
    - опознавать вводные конструкции, проводить различные виды их анализа; 
    - употреблять в своей речи вводные слова различных смысловых групп
    Техническое обеспечение урока
    компьютер, дидактический материал.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока 
    схемы СПП, презентация по теме, подборка аудиофайлов с песнями Высоцкого, портрет барда. 
    сборник для подготовки к ЕГЭ (автор И.Б.Цыбулько), раздаточный  материал, ЭОР «Тренинг «Вводные конструкции»
    
    Технологии
    ИКТ-технологии, технология развития критического мышления
    Методическая разработка урока русского языка
    
    
    Содержание урока
    I.Организационный момент
    
    II. Орфоэпическая минутка. Дифференцированное задание
    1 группа – Чтение и проговаривание вслух (коллективно) СЛАЙД 2
    ассиметрИя, бАнты, багровЕть, балОванный, бомбардировАть, ветеринАрия, гастронОмия, добелА, дОсиня, заИндевевший, закУпоренный, заплЕсневеть, запломбировАть, исповЕдание, каталОг, корЫсть, красИвее, ломОта, медикамЕнты, нАчатый, обеспЕчение, облегчИть, одолжИть, купить Оптом, оптОвый, понЯвший, предвосхИтить, премировАть, премировАние, прОткнутый, ржАветь, , слИвовый, сирОты, срЕдства, тОрты, танцОвщица, тУфля 
    
    2 группа – Вставить ударение в словах (самостоятельно, на карточках)
    акрОполь, бАрмен, бензопровОд, вОгнутый, дочернА, еретИк, зАгнутый, знАмение, инсценИрованный, Иконопись, кремЕнь, кАмбала, квартАл, коклЮш, красИвее, манЯщий, мытАрство, наОтмашь, Обнятый, облегчИть, Отрочество, пиццерИя, на похоронАх, премировАние, призЫв, принУдить, предпрИнятый, платО, равнО, санитарИя, соболЕзнование, стАтуя, сОгнутый, слУчай, созЫв, столЯр, тамОжня, умЕрший, украИнский, упомЯнутый, упомянУть, усугубИть, упрОчение, феЕрия, фетИш,  ходАтайствовать, христианИн,  Экскурс
    
    III. Синтаксическая разминка. СЛАЙД 3
    Определите синтаксическую функцию слова весна в предложениях
    1) Весна и лето, осень и зима – все времена года прекрасны по-своему.
    2) Мечты, любовь, голубое небо, аромат свежести – это весна. 
    3) Приближение весны кажется чудом.
    4) Жду, весна, твоих дней, освещенных лучами яркого солнца.
    Найдите односоставные предложения, определите их тип. (3, 4)
    Найдите словосочетание со связью согласование (твоих дней, яркого солнца, освещенных дней)
    Со связью управление (жду дней, аромат свежести, приближение весны)
    Найдите предложение с простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым. (жду - ПГЛ, прекрасны, весна - СИСк) 
    Объясните постановку знаков препинания в 1 предложении, последнем предложении.
    Чем еще может быть осложнено простое предложение?
    
    IV. Определение цели и задачей урока
    1. Составление предложения и его характеристика. 
    Составьте предложение, записывая его постепенно, следуя инструкции 
    1.  Из предложения Сегодня все будут работать очень хорошо возьмите подлежащее 
    2. Возьмите из предложения Нужно добрее относиться к людям дополнение, поставьте его в форму И.п.
    3.  Из предложения Мы стремимся к знаниям возьмите глагол, поставьте его в форму 3 лица множественного числа
    4. Из предложения Дорога к знаниям очень трудна возьмите предлог
    5. Из предложения  Счастье – наша главная цель возьмите подлежащее, поставьте его в форму Д.п.
    Все люди стремятся к счастью
    
    2. Исследовательская работа. Определение темы урока 
    Докажите, что это действительно предложение. (Содержит законченную мысль. Интонационно оформлено. Есть грамматическая основа.)
    Перестройте предложение так, чтобы выразить вашу неуверенность, предположение: Все люди, возможно, стремятся к счастью.
    Перестройте предложение так, чтобы теперь в нем появился источник высказанной мысли: По словам философов, все люди стремятся к счастью.
    Какие конструкции появились в предложении?
    Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
    
    4. Работа с терминами. СЛАЙД 4
    Прочитайте формулировку темы урока, найдите в ней ключевые слова 
    Определим содержание терминов. 
    вводное – ВВОДИТЬ 
    1. заставить войти, привести куда-нибудь. 
    2. кого-что во что. Включить во что-нибудь, сделать действующим, 
    КОНСТРУКЦИЯ 
    1. строение, сооружение. 
    2. Грамматически связанное сочетание слов, словесное построение: словосочетание, предложение);
    Сформулируйте определение  «Вводные конструкции – это …» (Вводные конструкции – это слова, сочетания слов, предложений, которые вводятся в предложение с какой-либо целью). А с какой, мы вспомним на сегодняшнем уроке.
    
    3. Формулировка задач урока
    Анализируя ошибки, которые вы допустили в мониторинговых контрольных работах, я пришла к выводу, что тема «Вводные и вставные конструкции» вызывает у вас определенные затруднения. Попробуйте сами сформулировать вопросы, отражающие эти трудности, и запишите их в тетради. 
    1) Неумение находить вводные конструкции в предложениях.
    2) Неумение определять значение вводных и вставных конструкций
    3) Неумение ставить знаки препинания при вводных конструкциях
    4) Неумение отличать вводные конструкции от омонимичных членов предложения. СЛАЙД 5.
    Попробуйте сами определить задачи нашего урока.
    Анализируя ошибки, которые вы допустили в мониторинговых контрольных работах, я пришла к выводу, что тема «Вводные и вставные конструкции» вызывает у вас определенные затруднения. СЛАЙД 6.
    
    V.Объяснение нового материала. 
    1. Проблемный вопрос СЛАЙД 7.
    Как Вы считаете, почему русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский считает вводные слова «внутренне чуждыми приютившему их предложению»?
    
    2. Работа с таблицей «Значение вводных слов» СЛАЙД 8. 
    Вводные слова могут иметь и другое значение. Запишем предложения, определим, что выражают в них вводные слова
    1. Вы здесь, конечно, по каким-то делам? Уверенность. (Конечно, разумеется, несомненно, бесспорно, в самом деле)
    2. Я, может быть, еще не готов к экзамену по литературе. Предположение. (Может быть, кажется, пожалуй, возможно, вероятно, по-видимому).
    3. К сожалению, погода испортилась. Разные чувства говорящего. (К счастью, к несчастью, к моему стыду, к удивлению всех, к прискорбию, к досаде и др.).
    4. По-моему, завтра погода переменится. Источник высказанной мысли, т.е. кто высказал эту мысль (точно или приблизительно). (По-моему, по-твоему, по словам товарища, по-вашему, говорят, сказывают и др.).
    5. Народы всех стран хотят мира, значит, мир можно сохранить. Связь между несколькими мыслями, порядок мыслей, вывод или итог: (Следовательно, во-первых, во-вторых, наконец, в конце концов, значит, итак, наоборот и др.).
    Сделайте вывод о вводных конструкциях.
    
    3. Устная работа. Отличие вводных конструкций от вставных СЛАЙД 9.
    Прочитайте предложения. Определите, простые они или сложные.
    1. Мой приход - я это мог заметить - сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича.
    2. И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне 
    Совершенно верно, это конструкции – вставные.
    Вставными называются слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д.
    В отличие от вводных конструкций, вставные конструкции не выражают отношения говорящего к высказываемой мысли, не содержат оценки сообщения, указания на его источник, на связь с другими сообщениями и т.д. 
    Кроме того, если вводные конструкции могут занимать место в начале, в середине и в конце основного предложения, то вставные конструкции могут находиться только в середине и, реже, в конце основного предложения, но не в его начале.
    
    4. Знакомство с заданиями ЕГЭ-2016, связанными с вводными конструкциями СЛАЙД 10.
    Трудности выполнения задания 17. СЛАЙД 11.
    Трудности
    Пути их преодоления 
    Отличие вводных слов от служебных частей речи, а также от некоторых слов –  членов предложения 
    Запомните слова, которые НИКОГДА не употребляются в роли вводных слов 
    Разграничение одних и тех же форм в роли вводных слов и в роли членов предложения 
    Определите синтаксическую роль слов (конструкций) 
    Определение синтаксической роли слов: ОДНАКО,  НАКОНЕЦ, ВООБЩЕ, ЗНАЧИТ,  ТОЧНЕЕ, СОБСТВЕННО, ВЕРНЕЕ и др. 
    Определи лексическое значение слова путём подбора синонима 
    
    VI.Закрепление материала
    1. Работа с синтаксическими омонимами. СЛАЙД 15
    В русском языке есть такое понятие – синтаксические омонимы – одинаково звучащие единицы языка. Рассмотрим предложения, определим, в каком предложении употреблено вводное слово, а в каком – омонимичная часть речи 
    Он, верно, простудился и заболел. Задача решена верно.
    О человеке надо судить не столько по его словам,  сколько по его делам. По его словам, в этой местности хорошо охотиться.
    
    2. Деловая игра «Учитель». СЛАЙД 16
    Найдите предложения, где неверно поставлены знаки препинания. Выпишите номера тех предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка. 
    1. К счастью, невозможно привыкнуть.
    2. Но в ту минуту, признаюсь,  мне и в голову не приходило смеяться.
    3. Может с Теркиным беда.
    4. Решение по делу было совершенно очевидно.
    5. Одним словом, жизнь расцветает.
    6. Поезд очевидно немного запаздывает.
       7. В этих местах наводнение, случалось, редко.
    8. Мир кажется мне книгой. 
    9. Действительно он оказался прав.
    10. Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. 
    КЛЮЧ: 1, 3, 6, 7, 9
    Объясните свой выбор.
    Что такое синтаксические омонимы?
    
    3. Работа с текстом. СЛАЙД 17 
    Прочитайте текст. 
    Докажите, что это текст
    Определите стиль текста и тип речи.
    Почему для данного стиля речи (публицистического) характерно употребление вводных слов?
    Сделаем вывод: для чего необходимы вводные конструкции в нашей речи? (вводные конструкции способны расширить возможности нашего русского языка, красочность речи)
    Определите проблему, поднятую автором.(Другой не может быть, потому что в заглавии автор указывает тему)
    Зависть.
       (1) Зависть – это самое опасное  чувство человека, это болезнь. (2) Сравнивая себя с другим человеком, мы заранее признаем свое поражение, ведь сильному человеку никогда не придет в голову сравнивать себя со слабым. (3) На мой взгляд, для того чтобы быть совершенным, человеку достаточно быть собой. (4) Идя своей дорогой, не оглядываясь на успехи других, не примеривая себе одежды с чужого плеча, сравнивая свои успехи сегодня с теми, что были вчера, человек оказывается неподвластным этому горькому чувству. (5) Но, с другой стороны, можно чувство зависти сделать источником для своего личностного роста. (6) Видя, как другие успешно применяют свои способности и имеющиеся возможности, необходимо, безусловно, напрячь все свои силы, помериться силами с судьбой и прыгнуть выше головы – разумное занятие для достойного человека.                                                      (Д. С. Лихачев) 
    Что волнует автора? Какова проблематика текста?
    
    Прежде чем вы приступите к формулировке проблемы, напомню вам ,что основная проблема — это та, 
    которая стала объектом раздумий автора,
    над которой он в основном размышляет,
    к которой он неоднократно возвращается.
    Главная мысль проблемного очерка выражена в побуждении к действию, в призыве: развивайте свои способности, будьте самим собой, знайте о собственной неповторимости в окружающем мире (каждый человек по-своему ярок и талантлив, прекрасен и неповторим), и вы никогда не будете завидовать. 
    Почему всегда существует опасная близость зависти для любого человека?
    Зависть присуща всем людям или только некоторым?
    В чем разрушающая сила этого чувства для завистника? 
    Когда оно овладевает человеком? (Завистливый человек, как правило, совершает плохие поступки. Он не может бороться с этой страстью и очень мучается. С завистливым человеком избегают общаться окружающие; завистливый человек не может оценить достижения других людей, их достоинства, но самому ему от этого не легче).
    К чему призывает нас Лихачев? 
    «Человек, познай самого себя», – вот к чему призывает нас Лихачев. Если нас беспокоят достижения окружающих, вызывая болезненную реакцию, надо задуматься, что я сделал для развития собственных способностей, как я реализую эти таланты, которые дарованы мне, верю ли я в себя, могу ли я свободно о независимо сотрудничать с успешными людьми, чтобы не стать самому чужим.
    Почему эта проблема актуальна в наши дни? 
    В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьезная проблема, так как огромное количество людей страдает от зависти; это опасная проблема, потому что зависть творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление.
    Зависть, конечно, не новое явление в истории. С акта зависти начинается Библия (Каин и Авель). Каин убил брата Авеля, когда его жертвоприношение не была оценено по достоинству. В каких еще произведениях мы можем найти примеры зависти?
    (А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: Сальери совершает преступление, так как жажда первенства сильнее; 
    «Капитанская дочка»: недовольство у Швабрина против Гринева; 
    М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: зависть Грушницкого Печорину, который готов совершить откровенное убийство, не зарядив его пистолет; 
    Л.Н.Толстой «Война и мир»: зависть безродного Долохова Пьеру Безухову; И.С.Тургенев «Отцы и дети»: чувство собственного достоинства и спокойствие Базарова – пища для зависти Павла Петровича Кирсанова и др.). 
    
    4. Работа с таблицей. Устная работа. СЛАЙД 18
    Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем текста.
    Сформулируйте  позицию автора.
    Выскажите своё мнение по проблеме, поднятой  Д.С. Лихачёвым. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
    Считаю, на мой взгляд, думаю, по-моему, несомненно, как мне кажется и т.д.
    По мнению автора, бесспорно,
    надо полагать,
    кроме того,
    с одной стороны, с другой стороны и т.д.
    Несомненно, конечно,  например, допустим,  вообще говоря, словом и т.д.
    
    5. Самостоятельная работа. Дифференцированное задание
    1 группа. Спишите предложения, вставив подходящие по смыслу вводные слова
    Зависть... Она (не)носит доспехов, (не)бряцает оружием, _______ , (не)угр_жает человеку (на)пр_мую. Она тихо и нежно подкрадывается к нам, заключая в ж_сткие объятия, и муч_ет жертву, _____, сг_рающ_ от угрызений этого чу_ства. 
    Об этом страшном чу_стве размышляет Д.С. Лихачев, предл_гая вообража_мому соб_седнику и_ледовать собстве_ую жизнь, что(бы) понять (все)объемл_щий характер зависти.
    ______, подобных примеров много, однако надо помнить, что все это люди (или герои) мелкие, ограниченные духовно и душевно, зависимые. _____ Г.Гегеля, свободный человек не бывает завис_ливым, и охотно призн_ет великое и возвышен_ое, и радуется, что оно есть.
    
    2 группа. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
    Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте
    
    3 группа. Среди предложений найдите такие, которое соединяется с предыдущим при помощи 
    1) вводных слов – 2, 11
    2) вводных слов и лексического повтора – 5
    3) вводных слов и личного местоимения - 7
     (1)Я не завидую никому, потому что хорошо учусь, у меня нормальные отношения с родителями и друзьями, но... у Валерки появился ноутбук! (2) Конечно, это только маленькая компактная книжица, которую можно взять с собой: всегда в курсе, что нужно – под рукой... (3) Я даже перестал спать от переживаний и гнетущей, обжигающей зависти.
    (4) Именно так называет опасность появления этого чувства Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». (5) Думаю, даже и не надо много перечислять, как предлагает автор: чувство зависти близко, оно подстерегает того, кто не защищен, у кого нет собственного «я», четкой жизненной позиции. 
    (6) Вы завидуете достижениям «ближних»? (7) Значит, вас настигла обжигающая опасность зависти.
     (8) «Человек, познай прежде всего самого себя», – гласит надпись на одной из могильных плит в Фивах. (9) К этому же призывает Д.С. Лихачев в очерке о зависти.
    (10) По словам писателя, если нас беспокоят достижения окружающих, вызывая болезненную реакцию, надо задуматься: что я сделал для развития собственных способностей, как я реализую те таланты, что дарованы мне, верю ли я в себя, обладая самоуважением (не напыщенной гордостью и высокомерием), могу ли свободно и независимо сотрудничать с успешными окружающими, чтобы не стать себе самому чужим?
    (11) Таким образом, надо исследовать себя, при этом помня завет Эзопа: «Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже».
    А вам я хочу выразить свои пожелания словами Омара Хайяма: 
    Не завидуй тому, кто силён и богат, 
    За рассветом всегда наступает закат, 
    С этой жизнью короткою, равною вздоху, 
    Обращайся как с данной тебе напрокат.
    
    V.Подведение итогов урока «Продолжи предложение» 
    Вводные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, которые выражают …
    В устной речи вводные конструкции выделяются …, в письменной –… 
    Вводные слова необходимы нам для того, чтобы … 
    
    VI. Домашнее задание.
    для всех § 92, решить тестовые задания № 286 - 299 (сборник И.Б.Цыбулько)
    2 колонка – упр. 420
    Группа учащихся - составить 10 тестовых заданий  по типу задания 17 
     

    Автор(ы): Колесникович М. Ю.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.doc

Презентация к уроку