Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

21 Научный стиль. Официально-деловой стиль (Меркулова И. А.).

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык
    
    Класс: 11
    
    УМК (название учебника, автор, год издания)- Русский язык.10-11 классы: Учебник ля общеобразовательных учреждений.-5-е изд.,испр.и доп.- М.:ООО»ТИД»Русское слово-РС»,2008.-432с
    
    Уровень обучения –базовый
    
    Тема урока: «Научный и официально-деловой стиль»
    
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1
    
    Место урока в системе уроков по теме -1
    Цель урока: обобщить и систематизировать знания о  научном и официально-деловом стилях речи русского языка.
    Задачи:
     1. Образовательные:
    -вспомнить и повторить с  учащимися научный и официально-деловой  стили речи и присущие им признаки;
    -научиться применять данные стили по ситуации, научиться обобщать и систематизировать
     изученное.
    2. Развивающие:
    -актуализировать  знания учащихся  о научном и официально-деловом стилях речи и сфере их использования.
    -закрепить умение определять стиль речи.
    3. Воспитательные:
    -воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
    Тип урока: урок обобщения и  систематизации знаний.
    Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивны
    
    Ход урока
    
    1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.
    2. Вступительное слово учителя:
    - Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль (учитель читает стихотворение):
    Нужно ясно понимать,
    Что задача не простая.
    Мысль словами выражать -
    Суть стилистики такая.
    Диссертация, беседа,
    Речь, статья или роман?
    Заявление на соседа,
    Что устроил балаган.
    В языке во всём система.
    Не к чему же нам гадать,
    Чтоб не мучила делема, -
    Нужно стили речи знать!
    Ученики: Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.
    Учитель: Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?
    Ученики: Для того, чтобы написать заявление или научную работу, нужно знать, в каком стиле его оформлять
    3.  Словарный диктант .
    Фразеологизм, функциональный, лексический, грамматический, стандартный, оригинальный, коммуникация, драматический, выразительный, автобиография,акт,анкета,апелляция,доверенность,договор,докладная записка,заявка,заявление,объявление, объяснительная,записка,отчет,приказ, протокол,расписка,резюме,справка, уведомление,указ, характеристика.
    
    4.Работа по теме урока. Теоретическая часть
    1. Актуализация полученных знаний
    - Что изучает стилистика?
    - Что такое стиль речи?
    - На какие группы делятся стили речи?
    - Каким стилем речи вы воспользуетесь, готовя доклад, реферат, сообщение?
    Прослушайте стихотворение.
     Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:
    Стиль логичный, объективный,
    В нём – прямое слов значенье.
    Применять нам эффективно
    В описании явленья.
    Образности в стиле нет,
    Тропы – не в участии.
    В центре не один предмет,
    А общее понятие.
    Можем мы всегда узнать
    Стиль сухой, немного скучный.
    «Термин!» - стоит лишь сказать, -
    Перед нами стиль -..
    Ученики: Научный! Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины.
     Учитель: Ребята, в какой сфере употребляется данный стиль?
     Ученики: В учебниках, словарях, научных работах и докладах.
    Учитель: Кроме терминологической лексики, научный стиль обслуживают профессионализмы.
    5. Закрепление. 
    - Можно ли утверждать, что этот текст относится к научному  стилю? Почему?
    ( У каждого обучающегося на рабочем столе находится текст)
           Тополь – растение, опыляемое ветром, и это он, ветер, подхватив живое облачко пыльцы, обсыпает  им  ветви  неподалеку растущих тополей. Многие из них будто подернуты зеленой кисеей. Это женские экземпляры с зелеными пестичными 
    цветками, и потому они зеленеют еще до распускания листьев. Вскоре женский цветок превращается в коробочку, туго набитую очень мелкими семенами, одетыми пухом. До поры до времени она тихо зреет, набирая объем и вес. И сережки вытягиваются под
    тяжестью коробочек и совсем пропадают для глаза в праздничной  зелени молодой листвы.
           Листья распускаются мгновенно: идешь на работу – дерево чуть зеленеет, возвращаешься – оно одето листьями. Малыми, недоросшими, но полностью развернутыми, и вся крона на солнце блестит и мерцает. Это дрожат и трепещут только что  развернувшиеся листья – переливающиеся , гладкие, нежные, насквозь просвеченные солнцем.
          По весенним скоростям тополь стоит на одном из первых мест среди наших деревьев. Это неудивительно – ведь листья и даже соцветия сформированы у него загодя, и достаточно небольшого тепла, чтобы пустить этот механизм пробуждения.
    Недаром ведь ребятишки во время весенней обрезки подбирают именно тополиные ветки. В воде на окошке они тотчас пускаются в рост, и через два – три дня покажутся остренькие, как шило, зелененькие кончики плотно скрученных в почки листьев
     (Журнал «Наука и жизнь»)
    Задание: Раскройте стилевые особенности данного текста. 
         Цель научного стиля – сообщение научных сведений, научное объяснение фактов. 
    А этот текст вовсе не представляет собой научное объяснение. Напротив, отличается от строгого, точного, конкретного изложения тем, что представляет собой доступное каждому человеку изложение научных исследований. Данный текст  рассчитан на широкий  круг читателей.
        Научный текст используется в справочных пособиях, в официальной обстановке, а этот текст можно встретить в научно – популярном журнале, потому он и называется научно – популярным.
      Образец анализа текста.
           Данный текст рассчитан на широкий круг читателей, поэтому он относится к научно – популярномуподстилю речи. В тексте раскрываются особенности орфоэпии 
    в популярном (общедоступном) изложении.    
    Научное содержание имеет место (в тексте есть слова научного стиля – термины:
    «разноместное и подвижное ударение»), но оно заметно упрощается за счет включения в текст риторических восклицаний (Кто из нас не слышал !..), использования в тексте ярких образов  ( ударение – «душа речи»).
            Как и в научном стиле, в научно – популярном тексте используются вводные слова, указывающие на последовательность развития мысли (во – первых, во – вторых) но пояснение научной информации дается в упрощенном виде: подвижное ударение может «переходить с одного слога на другой»
    5.Слово учителя.
    Вы на пороге большой, взрослой жизни. А на  взрослого человека жизнь в обществе накладывает определенные обязанности. Все эти обязанности, как и права, регулируются официально и оформляются соответствующими актами, законодательными постановлениями. Фактически от рождения и до самой смерти человек находится в сфере действия официально-деловой речи. 
    И  на сегодняшнем уроке мы повторим и углубим свои сведения о языке официальном,   языке деловых отношений.
     6. Индивидуальное сообщение обучающегося._(особенности официально-делового стиля)
    Итак, официально-деловой стиль. Что это за стиль? (Это та разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере правовых отношений, служебных, производственных).
    Современный официально-деловой стиль относится к числу книжных стилей и функционирует в основном в форме письменной речи. Устная форма официально-деловой речи — выступления на торжественных заседаниях, приемах, доклады государственных и общественных деятелей и т. д.
    Каковы  же его основные черты? 
    (а) точность изложения, не допуска­ющая каких-либо разночтений; 
    б) неличный характер; 
    в) стандартизованность, стереотипность построения текста;
    г) долженствующе-предписывающий характер. 
    Рассмотрим каждую из этих особенностей подробнее.
     -   Как вы понимаете«точность изложения, не допускающая каких-либо разночтений»? 
     (Точность  формулировок для законодательных текстов  проявля­ется  прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности нетерминологической лексики. Типичная особен­ность деловой речи — ограниченные возможности синонимической замены; повторяемость одних и тех же слов, преимущественно тер­минов.)
     -   Что значит «неличный  характер»? 
    (Неличный  характер деловой речи выражается в том, что в ней отсутствуют формы глаголов 1-го и 2-го лица и личные местоиме­ния 1-го и 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения часто используются в неопределенно-личном значении.Кроме то­го, часто употребляются собирательные существительные: выборы, граждане, войско, оружие).
     -Стандартизованность,стереотипность построения текста?
    (Стандартизованностьэтого стиля речи характеризуется обили­ем устойчивых оборотов деловой речи: по истечении срока, всту­пать в законную силу, в установленном порядке
    (Предписывающий характер  деловых документов побуждает к использов, обжалова­нию не подлежит и т. д.)
     -   Долженствующе- предписывающий характер?
      Для усиления кате­горичности используются стилистически окрашенные наречные слова: необходимо решительно устранять,  обязан беспреко­словно выполнять. Например: Предприниматель обязан: вы­полнять обязательства, вытекающие из законодательства.., заключать... трудовые договоры... полностью рассчиты­ваться со всеми работниками.., осуществлять социаль­ное... и иные виды страхования..,  выполнять решения... (За­кон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятель­ности».)
    7.Практическая работа.
    В повседневной жизни приходится нередко писать заявления, автобиографию (при поступлении в учебное заведение, на работу). Поэтому необходимы умения и навыки в составлении этих бумаг. 
    Задание 1. Прочитайте доверенность, написанную К. И. Чуковским в юмористическом ключе. На чем основан юмористический эффект? Напишите доверенность в официально-деловом стиле.
                                                       Доверенность
    Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату.
     Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.
    Задание 2. Найдите ошибки, допущенные при составлении следующих типов документов. Отредактируйте один из текстов.
    
    Директору автобазы № 2 
    от Никифорова Л.Н.
                                                                                Заявление
    Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Никифоров Л.Н. по такому вопросу.
    Очень прошу Вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу представить. Очень прошу не отказаться в моей просьбе и подписываюсь
     Никифоров Л.Н.                                                                                                              
       2 марта 2010 г
    Доверенность
    Я, Шевчук Л.А., доверяю моему верному спутнику по жизни, т.е. мужу (он же Шевчук И.С) по­лучить мою зарплату за первую половину декабря. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.
     16 декабря 2009 года
    Л.АШевчук                                                                                                                     
    8.Домашнее задание. 
    Сегодня мы говорили об особенностях официально-делового стиля речи, его важности в наше время. 
    Навыки по составлению и грамотному чтению деловых бумаг нам крайне необходимы в повседневной жизни, поэтому такой урок  имеет высокую практическую направленность.
    1. Задание: отредактируйте деловое письмо.
    Когда двое мальчишек в школе говорят между собой, никого не удивит реплика:
    - Ты опять “пару” хватанул? Эх, ты! То “пара”, то “кол”. Смотри “всыпят” тебе”.
    
    Но если вы увидите деловое письмо классного руководителя, в котором говорится:
     “Привет Александр! Поскольку твой сын опять “хватанул” “пару,  а в дневнике у него то “пара”, то “кол”, я буду вынужден “всыпать” ему как следует!” - вы решите, что классный руководитель совсем забыл официально-деловую лексику.
    Какое же деловое письмо может отправить классный руководитель?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Меркулова И. А.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx