Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

20 Лингвистический анализ текста.

Текст урока

  • Конспект

     Русский язык 11 Класс
    Учебник Русский язык 10-11 классы под ред. Н.Г.Гольцовой 2008, профильный уровень обучения
    Тема урока: Лингвистический анализ текста. ( 1 час)
    Место урока в системе уроков- 3 четверть
    Цель урока: формировать у обучающихся навыки по совершенствованию лингвистического анализа текста, развивать умения в применении различных способов речевой и коммуникативной деятельности.
    Тип урока: урок комплексного повторения знаний.
    Задачи:
    1. Организовать работу по овладению функциональными стилями, выявлению их особенностей, применению на практике.
    2.Создать условия для поисковой деятельности, формирования навыков аналитико– теоретической переработки информации.
    3.Проверить владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
    4. Повышать уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
    Планируемые результаты:
    У обучающегося будут сформированы:
     Личностное понимание: критического оценивания предложенного материала; в аргументированном высказывании собственной точки зрения при решении проблемы; в объективной самооценке; успешного использования приобретенных знаний и умений в интеллектуально-преобразовательной деятельности.
     Метапредметное понимание:
    Регулятивное: в принятии и сохранении учебной задачи, планировании действия; осуществлении пошагового контроля способов решения; в адекватной оценке и корректировании результатов.
    Познавательное: в выборе источников аргументации собственной позиции при работе с художественными;
    Коммуникативное: в определении общей цели работы в парах, способах ее достижения; соблюдении правил речевого поведения; в применении лингвистических знаний и языковедческой терминологии при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий.
    Техническое обеспечение урока: мультимедиа-проектор, презентация.
    Задания для самоподготовки. Теоретические задания
    1 группа: Текст. Объём текста. Главная мысль текста, в каких частях текста она выражается. Роль первого и последнего предложения в тексте. Абзац, его роль в тексте. Ключевые слова и их роль.
    2 группа: Типы речи (повествование, описание и рассуждение). Композиция текстов разных типов речи. Цепная и параллельная связь в тексте. Средства связи в текстах разных типов речи.
    3 группа: Стили речи (научный, официально – деловой, публицистический, разговорный, стиль художественной литературы). Приметы каждого из стилей. Изобразительно – выразительные средства языка.
    Текст для анализа.
    1) Доктора и все окружающие давно осудили меня на смерть. 2) Страданий моей матери описать невозможно, но восторженное присутствие духа и надежда спасти своё дитя никогда не оставляли её. 3) « Матушка Софья Николаевна, - не один раз говорила, как я сам слышал, преданная ей душою дальняя родственница Чепрунова, - перестань ты мучить своё дитя; ведь уже и доктора, и священник сказали тебе, что он не жилец.4) Покорись воле божией: положи дитя под образа, затепли свечку и дай ангельской душеньке выйти с покоем из тела.5) Ведь ты только мешаешь ей и тревожишь её, а пособить не можешь…» 6)Но с гневом встречала такие речи моя мать и отвечала, что пока искра жизни тлеется во мне, она не перестанет делать всё, что может для моего спасения.7) Она снова клала меня, бесчувственного, в крепительную ванну, вливала в рот рейнвейну или бульону, целые часы растирала мне грудь и спину голыми руками, а если и это не помогало, то наполняла лёгкие мои своим дыханием. 8) И я, после глубокого вздоха, начинал дышать сильнее, как будто просыпался к жизни, получал сознание, начинал принимать пищу и говорить, и даже поправлялся на некоторое время. 9) Так было не один раз.
    10) Моя мать не давала потухнуть во мне догоравшему светильнику жизни: едва он начинал угасать, она питала его магнетическим излиянием собственной жизни, собственного дыханья. 11) Прочла ли она об этом в какой-нибудь книге или сказал доктор - не знаю. 12) И чудное целительное действие дороги не подлежит сомнению. 13) Я знал многих людей, от которых отступались доктора, обязанных ей своим выздоровлением.14) Я считаю также, что двенадцатичасовое лежанье в траве на лесной поляне дало первый благотворный толчок моему расслабленному телесному организму.15) Не один раз я слышал от матери, что именно с этого времени сделалась маленькая перемена к лучшему.
    С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука» 
    Содержание урока.
    I.Орг.момент. Здравствуйте! Рада вас видеть. Надеюсь на хорошую работоспособность на уроке. Садитесь. Начинаем наш урок. Запишите в тетрадях число, классная работа. Сегодня четырнадцатое марта. Личностные УУД
    Проверка дом.задания.
    Начнем урок с орфографической разминки. На столе у вас листочки, напишите фамилию и в строчку пропишите н-нн. 1-2 мин 1 слайд. Регулятивные УУД.
    1. Обиже…ый взгляд, 2) избалова…ый ребенок; 3) таинстве…ый голос; 4) изыска…ое блюдо; 5) растеря…ый вид; 6) окруже…ые друзьями; 7) расположе..ый рядом; 8) золоче.ый браслет; 9) озадаче…а чем-то; 10) заплака…ые глаза; 11) писа.ый портрет; 12) кухо…ый гарнитур.
    Ответ: нн, нн, нн, нн, нн, нн, нн, н, н, нн, н, нн. 2слайд.
    (мне 3 тетради-ставлю оценки). Проверьте себя, сверив ответы со слайдом. У кого отметка отлично и хорошо?
    II.Мотивация учебной деятельности. Постановка цели.
    Работа с эпиграфом.
    Сегодня наш урок мы посвящаем самой лучшей половине человечества –женщине - матери. Советский педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Если ты с детства не научишься смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой». 3слайд
    Определите, какое слово имеет следующее лексическое значение.
    Малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан. (невежда)
    Назовите пару-пароним этому слову. (невежа) Кто такой невежа? Проверим себя. В толковом словаре читаем следующее… 4 слайд.
    невежа
    — Грубый, невоспитанный, невежливый человек.
    невежда
    — Малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан.
    5 слайд. Ребята, прочтите еще раз высказывание. О ком в тексте идет речь? Назовите ключевое слово. Что для вас мама? Как вы понимаете это высказывание? Наши слова из орфографической разминки можно связать с темой о маме? Запишите это высказывание, дополнив 2-3 предложениями на данную тему. Вы можете использовать слова из орфографической разминки.
    Прочтите (по желанию).
    -Дописав свои мысли, что в итоге вы получили? (Это- Текст.)
    Ребята, какую работу можно проводить с текстом?
    Как вы думаете, какова тема нашего урока?
    Сегодня на уроке мы будем работать с текстом, выполняя лингвистический анализ. Запишите тему в тетрадях. 6 слайд.
    А что такое лингвистика? 7 слайд. Лингвистическим анализом занимались известные лингвисты, такие как Сергей Иванович Ожегов- автор-составитель Орфографического и Толкового словаря, к которому мы с вами обращались. 8 слайд.
    При составлении предложений мы использовали знания в области синтаксиса и пунктуации. В этой области работал Алексей Александрович Шахматов. 9 слайд.
    Какие разделы науки о языке еще вам известны?
    С какой целью мы выполняем анализ текста? Подготовка ЕГЭ. А более подробно.(повторяем орфографию, пунктуацию, синтаксис, тропы, лексику и другие разделы лингвистики)
    Сформулируйте цели урока. 10 слайд Коммуникативные и регулятивные УУД.
    III. Обобщение и систематизация знаний.
    Какова тема вашего текста? Тема-материнской любви. Тема текста
    Какова главная мысль текста? Главная мысль заключается в том, что мама всегда будет переживать за своих детей. Коммуникативные УУД.
    Предлагаю вам поработать с текстом из произведения «Детские годы Багрова-внука» великого русского писателя, который имеет непосредственное отношение к нашей области. Это Сергей Тимофеевич Аксаков- певец Оренбургской земли! 11-17 слайд.
    Что вы знаете об этом человеке? (слайды). Регулятивные УУД
    Дополним наши представление о писателе. Катя, пожалуйста. (2мин). Познавательные УУД.
    С усадьбой в Аксаково связаны детство, юность, да и вся жизнь писателя. Семье Аксаковых принадлежали несколько поместий в Бугурусланском уезде. Так сложилось, что в 1826 году Аксаков был вынужден уехать из Оренбуржья, но всегда в нем жива была память о родной земле. Поэт до конца своих дней сохранил привязанность и считал родиной эти края.
    Его мы можем по праву считать исследователем Оренбургского края, ибо его произведения в своей совокупности составляют целую энциклопедию по нашему краю, по которой можно изучать его природу, прекрасно знакомиться с его флорой и фауной и вместе с тем получить отчетливое представление о населении края, каким оно было полтора века назад, об этническом его составе, социальной структуре, о быте и нравах.
    “Есть у меня заветная дума, которая давно и день и ночь меня занимает…-так написал однажды Сергей Тимофеевич во время создания своей знаменитой книги “Детские годы Багрова – внука”. Писатель задумал книгу, которой еще тогда не было ни в русской, ни в мировой литературе. Задача стояла в том, чтобы создать “историю ребенка” и чтобы это была книга для детей и для взрослых. В этом году С.Т. Аксакову исполняется 225 лет со дня рождения.
    Годы, прожитые в Оренбуржье, послужили материалом для нескольких рассказов. Повесть «Детские годы Багрова-внука» -вторая часть автобиографической трилогии, являющаяся продолжением «Семейной хроники», 3 часть- «Воспоминания».
    -Спасибо за интересную информацию. Сейчас мы попробуем проанализировать отрывок из произведения Аксакова «Детские годы Багрова-внука»
    Лингвистический анализ текста. Чтение учителем текста.
    У вас на парте тексты Аксакова. Слушаем текст. (Чтение учителем).
    Каково настроение автора в самом начале текста и почему?
    Найдите в тексте рассказа яркие цитаты, раскрывающие душевное состояние главного героя и его матери в начале и в конце повествования.
    Мама. Страданий моей матери описать невозможно, питала его магнетическим излиянием собственной жизни, собственного дыханья
    Сергей Багров. все окружающие давно осудили меня на смерть, этого времени сделалась маленькая перемена к лучшему.
    -То есть… в первом предложении - приговор, ребёнок умирает. В последнем – надежда на спасение, благодаря материнской любви.
    Какова проблема текста? Проблема материнской любви. Проблема текста
    Как можно озаглавить текст? (Заголовок «Материнская любовь спасёт»).
    Какова тема текста? Тема текста: больной ребёнок.
    Какова основная мысль текста? (безмерное горе матери, способной своей любовью спасти сына).
    Определите тип речи.
    Тип речи: повествование с элементами описания.
    О чем повествуется в тексте? Сообщение о том, что «врачи осудили ребёнка на смерть». Но мать не верит в это, она «не покоряется божией воле» и пытается спасти своё дитя.
    Определите стиль текста. Стиль текста: художественный. Автор создаёт художественный образ материнской любви, способной совершить чудо – победить смерть. Коммуникативные УУД
    Какую еще работу можно провести с текстом? Регулятивные УУД
    Мы сейчас вспомнили элементы лингвистического анализа.
    IV.Физминутка. Музыка-15 сек.
    А теперь вы можете расслабиться, вытянуть ноги, сесть удобно. Закройте глаза, представьте свою любимую маму, ее нежные руки, ее доброту, добрые или смешные случаи из жизни и немного отдохните.
    V. Контроль усвоения.
    -Возвращаемся к работе.
    Сейчас в течение 3 минут вы работаете в парах. 1 колонка работает, исследуя текст с точки зрения орфографии. Какие орфограммы вы здесь отыскиваете?
    2 колонка-изучает синтаксис данного отрывка. Какие задания вы можете предложить?
    3 колонка-изучает тропы, лексику текста. Коммуникативные УУД.
    Проверка поисковой работы. Регулятивные УУД
    Кто желает представить свои задания из работающих 1 группы?
    Кто желает представить свои задания из работающих 2 группы?
    Кто желает представить свои задания из работающих 3 группы?
    Какие средства выразительности использует автор в тексте? С. Т. Аксаков использует различные изобразительно – выразительные средства языка, чтобы раскрыть основную мысль текста. Это метафоры («искры жизни теплятся во мне», «просыпался к жизни», «присутствие духа»), эпитеты (« восторженное присутствие духа», «ангельской душеньке», «бесчувственный» ), контекстные синонимы ( «мать», «матушка Софья Николаевна»), инверсия.
    Писатель вводит в текст прямую речь, которая играет большую роль в раскрытии замысла. Прочтите это предложение. Как вы думаете, с какой целью он это делает? ( Мать – верующая женщина, а мы слышим: « Священник сказал, что он не жилец, покорись божией воле, положи дитя под образа, затепли свечку, дай ангельской душеньке выйти с покоем из тела». Используются глаголы в повелительном наклонении, верующая женщина должна покориться, но любящая мать… И она борется! Она спасает сына! )
    VI. Творческая работа. (5 мин) музыка
    Ребята, мы готовимся с вами к сдаче ЕГЭ, где одним из заданий является написание сочинения.
    Сейчас мы попробуем с вами написать вступление к сочинению и приведем 1 аргумент из художественной литературы.
    Какова проблема текста? Проблема материнской любви. 
    Что такое материнская любовь? Напишите развернутый ответ на вопрос из 2-3 предложений. У вас 2 минуты.
    Прочтите, что у вас получилось?
    Одним из 2 аргументов в сочинении является пример из художественной литературы. В каких произведениях раскрывается эта тема? Комментарий из художественной литературы
    Л.Н.Толстой «Война и мир»
    А.К.Толстой «Русский характер»
    И.А.Гончаров «Обломов»
    Д.И.Фонвизин «Недоросль»
    И.С.Тургенев «Отцы и дети»
    Итак, вы написали вступление к сочинению. А теперь дополните ваше вступление аргументом из художественной литературы.
    Прочтите, что у вас получилось? Сдайте тетради те, кто зачитывал свою работу для получения отметки.
    VII. Домашнее задание.
    Составьте 5-10 заданий в форме ЕГЭ по упр.271. Подберите информацию о художниках, которые на своих полотнах раскрыли тему материнской любви.
    VIII.Рефлексия. Личностные УУД
    И наш урок мы завершаем наш урок. Продолжите фразу.
    Мне было интересно…
    Я затруднялся…
    Спасибо за работу. Отдыхайте.
    
    
    
     

    Автор(ы): Захарова Л. В.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.doc
  • Конспект

    Автор(ы): Терлеева Н. Ю.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.pdf

Презентация к уроку

Задания к уроку