Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

25 Из истории русского языкознания (Заико Т. Г.).

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык.
    Класс: 11
    УМК: учебник «Русский язык. 10-11 классы», Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшина, М. «Русское слово», 2008
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Из истории русского языкознания. 
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1 час.
    Место в системе уроков по теме: урок изучения нового материала.
    Вид урока: урок развития речи.
    Цель урока: Познакомить обучающихся с историческими сведениями о языке, деятельностью учёных-лингвистов, проблемами развития и сохранения русского языка.
    Задачи урока:
    познакомить учеников с выдающимися русскими лингвистами, фактами из их жизни, их вкладом в развитие как мирового, так и отечественного языкознания;
    помогать овладевать соответствующей терминологией;
    воспитывать внимание и бережное отношение к достоянию отечественной лингвистики;
    развивать у учащихся аналитическое мышление и речь, помогать освоению приемов научно-исследовательской работы при изучении родного языка и основ науки о языке.
    Планируемые результаты: 
    1)	учащиеся должны уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (средств информации, представленных в электронном виде);
    2)	учащиеся должны усвоить исторические сведения о языке, деятельности учёных-лингвистов, проблемы развития и сохранения русского языка.
    Техническое обеспечение урока: компьютер (презентация к уроку).
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:  дидактический материал «Подготовка к ЕГЭ». 
    
    
    
    
    Ход урока: 
    I.Оргмомент. 
    II. Повторение сведений, полученных в 5-9 классах (обучающиеся выбирают карточки, предложенные учителем, и рассказывают о функциях языка). 
    Важнейшие функции языка: 
    1. Коммуникативная (функция общения);
    2. Мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);
    3. Экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);
    4. Эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).
    
    Вывод: Итак, язык выполняет несколько функций в современном мире. Но, бесспорно, его главной функцией является общение. Человек мыслит, делает обобщения, потом излагает это. Для чего? Чтобы быть понятым, чтобы поделиться с другими людьми своими мыслями. Благодаря языку происходит диалог культур, осуществляется общение между народами. Существование языка – великое благо для человечества. 
    III. Закрепление темы «Функции языка».
    Определение функции языка на примере художественного текста. (На столах карточки с текстом стихотворения И.Бунина «Старая яблоня»)
    Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
    Вся-то ты чудишь блаженным звоном
    Пчел и ос, завистливых и злых…
    Не беда. Вот будет ли такая
    Молодая старость у других!
    
    Вопросы и задания для учащихся:
    - Определите тему текста и его основную мысль
    - К какому стилю относится этот текст?
    - Аргументируйте свои выводы.
    - Какие функции языка демонстрирует текст этого стихотворения?
    (Прежде всего это функция общения, так как Бунин беседует с читателем, делится своими мыслями, впечатлениями от увиденного (функция мысли), поэт облекает свои мысли в художественные образы с помощью эпитетов, метафор, речевого повтора, художественного обращения, инверсии (поэтическая функция), восклицательное предложение в самом конце текста говорит об экспрессивной функции, которая дает возможность автору не просто сообщить об увиденном, а с помощью интонации выразить свое отношение)
    
    IV. Знакомство с деятельностью ученых-лингвистов (индивидуальные сообщения учащихся). Сообщения  подготовленных учащихся о результатах мини-исследований по теме урока.
    Материал для учителя.
    Становление и развитие русского языкознания связаны с такими корифеями  в  области  лингвистики,  как  М. В. Ломоносов, А. X. Востоков, Ф.И.Буслаев, В. И. Даль, Я.К.Грот, А. А. Шахматов, Д. Н. Ушаков, В. В. Виноградов, С. И. Ожегов. 
    Это только немногие, наиболее яркие представители русской науки о языке, каждый из которых сказал собственное слово в лингвистике.
    1-й обучающийся:
    М. В. Ломоносов (1711–1765), образно названный А. С. Пушкиным «первым нашим университетом», был не только великим физиком, вдумчивым естествоиспытателем, но и блестящим поэтом, замечательным филологом. Он создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757 г.). В ней он, исследуя язык, устанавливает грамматические и орфоэпические нормы, причем делает это не умозрительно, а на основе своих наблюдений над живой речью. Он размышляет: «Почему шире, слабее лучше, чем ширее, слабе!» Наблюдает за московским произношением: «Говорят жжался, а не сжался». Подобных этим наблюдений у него тысячи.
    Ломоносов первым разработал научную классификацию частей речи.
    М. В. Ломоносов создал знаменитую теорию «трех штилей», которая оказалась не выдумкой сухого теоретика, а действенным руководством при создании нового литературного языка.
    Язык он разделил на три стиля: высокий, посредственный (средний), низкий.
    Высоким стилем предписывалось писать оды, героические поэмы, торжественные «слова о важных материях». Средний стиль был предназначен для языка театральных пьес, сатир, стихотворных дружеских писем. Низкий стиль – стиль комедий, песен, описаний «обыкновенных дел». В нем нельзя было употреблять высокие церковнославянские слова, предпочтение отдавалось собственно русским, подчас простонародным словам. Весь пафос теории Ломоносова, под влиянием которой долгое время находились все крупные деятели XVIII в., заключался в утверждении литературных прав русского языка, в ограничении церковнославянской стихии. Ломоносов своей теорией установил русскую основу литературного языка.
    2-й обучающийся:
    A. X. Востоков (1781–1864) был по натуре человеком независимым и свободным. Эти черты его характера отразились и в его научных трудах, из которых наибольшую славу ему принесли исследования по истории славянских языков. Востоков явился основоположником славянской филологии. Он написал знаменитую «Русскую грамматику» (1831 г.), в ней он осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени. Книга издавалась множество раз, была основной научной грамматикой для своего времени.
    3-й обучающийся:
    Федор Иванович Буслаев – выдающийся русский филолог, лингвист, замечательный исследователь русского языка, русской народной поэзии, известный педагог. Он родился в апреле 1818 года в Пензенской губернии. Его роль в развитии русской науки велика. Известны его труды и идеи в области преподавания русского языка в школе, фундаментальные исследования по истории русского языка.
    Буслаев был академиком императорской Петербургской академии наук, профессором Московского университета. Труды Буслаева в области языкознания (а именно с них началась его научная деятельность) имеют центральное значение в истории отечественной лингвистической мысли.
    Современники утверждали, что Буслаев своим трудом и влиянием в языковедении может быть назван вторым Ломоносовым.
    Главное внимание он уделил изучению народной поэзии, стремился максимально учитывать культурно-исторические обстоятельства и факторы языковой эволюции.
    Он утверждал: «Разумную цель лингвист имеет тогда, когда он, не ограничиваясь исследованием букв, приставок, окончаний, стремится в изучении языка изучать духовную жизнь самого народа».
    
    4-й обучающийся:
    B. И. Даль (1801–1872) многое успел сделать в жизни: был морским офицером, прекрасным врачом, путешественником-этнографом, писателем (его псевдоним – Казак Луганский). Его очерки и рассказы В. Г. Белинский назвал «перлами современной русской литературы».
    Но больше всего он известен нам как составитель уникального «Толкового словаря живого великорусского языка», работе над которым он отдал 50 лет своей жизни. Словарь, в котором 200 тысяч слов, читается как увлекательнейшая книга. Значения слов Даль толкует образно, метко, наглядно; объяснив слово, раскрывает его значение с помощью народных поговорок, пословиц. Читая такой словарь, узнаешь быт народа, его взгляды, убеждения, стремления.
    5-й обучающийся:
    Яков Карлович Грот, один из известнейших русских языковедов XIX века, был человеком очень разносторонним. Он литературовед и историк, критик и переводчик (переводил на русский язык стихи великого шведского поэта Тегнера), но прежде всего он лингвист. Родился он в 1812 году, учился в Царскосельском лицее (еще при жизни Пушкина) и закончил этот лицей с золотой медалью. Прожил долгую жизнь, стал академиком и вице-президентом Академии наук и скончался в 1893 году.
    В лингвистической деятельности Грота можно выделить три основных направления.
    Во-первых – и это самое известное – работы по правописанию. Вся дореволюционная школа знала только «орфографию по Гроту». Грот ликвидировал хаос, царивший в русской орфографии, и сформулировал правила, которые соблюдались до реформы 1918 года. Да и эта реформа, подготовленная еще до революции комиссией под руководством другого героя этой статьи – академика Шахматова, – учитывала полученные Гротом результаты и его систему орфографии. Книга Грота «Русское правописание» издавалась в период с 1885 по 1916 годы 22 раза.
    Во-вторых, изучение творчества Державина. Здесь Грот проявил себя как блестящий текстолог. Он подготовил к изданию девятитомное собрание сочинений Державина. Он написал книгу «Жизнь Державина» – том в тысячу страниц, можно сказать, образцовое описание биографии поэта в связи с его творчеством. И наконец, Грот подготовил словарь к стихотворениям Державина. Надо сказать, что здесь он выступил новатором, создав первый на русском языке словарь одного писателя. Впоследствии было создано немало таких словарей, и самый известный из них – «Словарь языка Пушкина» в четырех томах. Но Грот здесь был первым.
    Наконец, в-третьих, Грот был известным лексикографом. Это и есть словарь Грота. Как можно понять, вначале словарь выходил отдельными выпусками, а потом эти три выпуска переизданы в виде первого тома.
    6-й обучающийся:
    А. А. Шахматов (1864–1920) – один из самых выдающихся филологов на рубеже XIX–XX вв. Его научные интересы были в основном сосредоточены в области истории и диалектологии славянских языков. Он посвятил более двух десятков работ проблеме происхождения восточнославянских языков. В последние годы жизни он читал в Петербургском университете курс синтаксиса русского языка, по рукописным материалам которого был издан знаменитый «Синтаксис русского языка», когда его автора уже не стало. К этому труду восходят многие современные синтаксические теории.
    7-й обучающийся:
    Д. Н. Ушаков (1873–1942) является составителем и редактором одного из самых распространенных толковых словарей, знаменитого «Толкового словаря русского языка», замечательного памятника русского языка первой половины XX в. Этот труд Д. Н. Ушаков создавал уже в зрелом возрасте, будучи известен как ученый-лингвист. Он страстно любил русский язык, прекрасно его знал, был образцовым носителем русской литературной речи. Эта любовь в определенной степени повлияла на характер его научных интересов: больше всего он занимался вопросами орфографии и орфоэпии. Он автор многих учебников и учебных пособий по правописанию. Один только его «Орфографический словарь» выдержал более 30 изданий. Он придавал огромное значение разработке норм правильного произношения, справедливо считая, что единое нормативное литературное произношение – основа речевой культуры, без нее немыслима общая культура человека.
    8-й обучающийся:
    В. В. Виноградов (1895–1969). Имя этого выдающегося филолога вошло в историю культуры не только нашей страны, но и всего мира. Труды В. В. Виноградова открыли новую страницу в разных областях науки о русском языке и русской литературе.
    Научные интересы ученого были необыкновенно широки. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста-филолога, и для начинающего изучать язык студента.
    Виноградов очень много сделал для изучения русского языка. Его труд «Русский язык. Грамматическое учение о слове», удостоенный Государственной премии в 1951 г., является настольной книгой каждого лингвиста.
    Невозможно переоценить заслуги В. В. Виноградова в области лексикологии, фразеологии. Он создал классификацию типов лексического значения слова и видов фразеологических единиц, которыми пользуются до сих пор в вузовском преподавании. Его этюды по истории отдельных слов составляют увлекательнейшую книгу, читать которую интересно не только специалистам-лексикологам. В. В. Виноградов принадлежит к числу выдающихся деятелей отечественного просвещения. Он преподавал во многих учебных заведениях, воспитал целое поколение русских лингвистов. Он был создателем и в течение 17 лет главным редактором журнала «Вопросы языкознания», с момента образования Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) был ее президентом. Многие зарубежные академии наук избирали В. В. Виноградова своим членом.
    9-й обучающийся:
    С. И. Ожегов (1900–1964) – замечательный русский языковед-лексикограф, известен прежде всего как автор «Словаря русского языка», который имеет сейчас, вероятно, каждая семья и который теперь так и называют: «Ожеговский словарь». Словарь компактен и в то же время достаточно информативен: он содержит более 50 тысяч слов, каждому из них даются толкование, сопроводительные грамматические, стилистические пометы, приводятся иллюстрации употребления слова. Поэтому словарь выдержал более 20 изданий.
    С. И. Ожегов был не только прирожденным лексикографом, но и одним из крупнейших историков литературного языка. Его перу принадлежат многочисленные статьи по вопросам культуры речи, об истории слов, о развитии русской лексики на новом этапе развития общества.
    V. Физкультминутка 1. Зарядка для глаз. 2. Упражнения для рук. 3. Мини – тренинг. 
    VI. Работа в группах 
    Создание художественной миниатюры. Как вы понимаете эти высказывания?
    Раздаточный материал.
    1. Язык, великолепный наш язык
    Речное и степное в нём раздолье,
    В нём клёкоты орла и волчий рык,
    Напев, и звон, и ладан богомолья.          (Константин Дмитриевич Бальмонт)
    
    2. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (Константин Георгиевич Паустовский – писатель)
    
    3. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. (Константин Георгиевич Паустовский – писатель)
    
    4. Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не горько остаться без крова,
    И мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое Русское Слово.
    Свободным и чистым тебя пронесем,
    И внукам дадим, и от плена спасем
    Навеки.    
     (Анна Андреевна Ахматова – поэтесса, писатель, литературовед, 
    литературный критик, переводчик)
    
    5. Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.   (М.А. Шолохов)
    
    VII. Анализ выполненного задания 
    Обучающиеся читают сочинение – рассуждение, делают выводы. 
    Слов в языке должно быть и достаточно много для осуществления мысли, и они должны быть достаточно податливы, пластичны для формирования живой, движущейся идеи, и, наконец, надо уметь пользоваться комплексом всех слов, чтобы наша мысль, зародившаяся в начале, может быть, как смутное ощущение, была исполнена в слове с изобразительной точностью. (А. Платонов). 
    Русский язык – государственный язык Российской Федерации - является средством познания культуры русского народа и культуры всех народов нашей страны. На нем ведутся дипломатические переговоры, это язык, передающий миру достижения нашей науки, техники и культуры. На этом языке ведутся передачи центрального радио и телевидения. На русском языке ведется делопроизводство в большинстве районов и краев России. Кроме того, он один из мировых языков, один из 6 языков, на которых записываются все документы ООН.
    Живя в России и являясь носителем языка, каждый из нас обязан правильно и грамотно говорить.
    Задание 1. Работа по карточкам.
    (Расставьте ударения в словах, которые часто произносятся неправильно). 
    Свекла, баловать, договор, Лукинична, звонит, каталог, красивее, коклюш, щавель, столяр, опека, обеспечение, пуловер, квартал, бармен, кухонный, облегчить, украинский, нефтепровод, ходатайство, камбала, премировать, апостроф, туфля, языковая колбаса, жалюзи, оптовый, иконопись, феномен, донельзя, тефтели, торты, вероисповедание.
    Задание 2.
    Спишите и запомните понравившиеся две русские пословицы.
    1. У языка зубы да губы два замка.
    2. Когда голова думает, язык отдыхает.
    3. Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.
    4. Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает (пожинает).
    5. Мал язык, да всем телом владеет.
    6. Мелет день до вечера, а послушать нечего.
    7. Мудра голова — короткий язык.
    8. Много знай, да мало бай!
    9. Много наговорено, да мало переварено.
    Задание 3.
    В различных видах словарей зафиксированы все богатства нашего языка. Перечислить. Устно подберите фразеологизмы к предложенным словосочетаниям.
    * Пережить жизненные испытания, тяжелые ситуации - пройти огонь, воду и медные трубы. 
    *Большое количество — пруд пруди. 
    *Бесполезное дело — решетом воду носить, толочь воду в ступе.
    *Удачной беспрепятственной дороги –  семь футов под килем 
    *Скрыть следы преступления – спрятать концы в воду. 
    *Скромно, незаметно себя вести –  тише воды, ниже травы. 
    *Отстраняться от чего-либо, снимать с себя ответственность за что-либо — умывать руки. 
    Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Чаще пользуйтесь словарями. «Словари - это вселенная в алфавитном порядке», - так говорил Анатоль Франс. Их много, и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. О грамматике написания вы узнаете из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов, словарь фразеологизмов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придет этимологический словарь.
    Любите свой родной язык, изучайте и берегите его.
    VIII. Подведение итогов урока. Оценки. а) комментирование оценок; б) поощрение индивидуальных творческих достижений учащихся.
    IX. Домашнее задание.
    Письменно ответить на вопрос:
    Объясните, как вы понимаете русские пословицы (по выбору обучающегося):
    1. Язык разум открывает.
    2. Ошибка начинается с малого.
    3. Ошибка учит людей уму-разуму.
     

    Автор(ы): Заико Т. Г.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.doc

Презентация к уроку