Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

10 Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения (Карташова О. В.).

Текст урока

  • Конспект

     Методическая разработка урока русского языка 
    Название предмета
    русский язык
    Класс
    11
    Уровень обучения 
    базовый
    УМК (название учебника, автор, год издания)	
    Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин.  «Русский язык. 10-11 классы». - М.: «Русское слово», 2008г.
    Тема урока
    Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы
    1
    Цель урока
    совершенствовать умение аргументировано ставить необходимые знаки препинания при уточняющих, пояснительных, присоединительных членах  предложения.
    Задачи урока
     - развивать навыки анализа, сравнения исходного материала;
     - воспитывать интерес к русской литературе, к ее неординарным именам;
    - содействовать развитию умений осуществлять самооценку и взаимооценку учебной деятельности.
    Планируемые результаты
    знать/понимать:
    - особенности основных жанров публицистического стиля речи;
    - основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, орфографические, пунктуационные);
    уметь:
    - определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
    - опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
    - свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
    Техническое обеспечение урока
    проектор, дидактический распечатанный материал, интерактивная доска, 2 компьютера или ноутбука
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока 
    https://ege.yandex.ru/russian/
    Сценарий урока
    I. Организационный момент.
    Здравствуйте, дорогие ребята. Очень рада видеть вас и ваши добрые лица. 
    II. Проверка домашнего задания.
    Орфоэпическая разминка
    ходатайство        
    каталог  
    клала                    
    антисептик       
     заплеcневеть 
    премировать        
    банты     
    осведомить  
    благовест
    кашлянуть
    бoмбардирoвать
    вероисповедание
    дoяр
    завидно
    упрочение
    Письмо с взаимопроверкой
     (2 человека на крыльях доски). 
          Бок о бок,  на память,  до востребования,  без толку,  в охапку,  в придачу, вничью, вполголоса, вперегонки, врукопашную, вперемешку, волей-неволей, крест-накрест, поодиночке, попусту, исподволь, подняться ввысь, навзничь, сплошь, досуха, заново.
    Сверяем с образцом. Кто не допустил ни одной ошибки?
    для слабых: тест-онлайн по адресу, время 5 мин. https://ege.yandex.ru/russian/ - 2 человека
    III. Объяснение материала
    Составление «разобранного» кластера (интерактивная доска)
    
    IV. Закрепление
    Заполним таблицу, опираясь на материал в учебнике, §89. Работаем по колонкам. Заполняем, озвучивая. Не забывайте приводить примеры.
    Работа в группах
    В таблице даны примеры. Объясните постановку знаков препинания. Если необходимо, прибегайте к материалу учебника.
    №
    Примеры
    Правило
    1
    Шагах в десяти от входа в туннель, у самого шоссе, стоял одинокий домик. (Н.Островский)
    Обособляется уточняющее обстоятельство места.
    2
    В полдень, в ясную солнечную погоду, ничего нельзя вообразить печальнее этой равнины. (Л.Толстой)
    Обособляется уточняющее обстоятельство времени.
    3
    И о душе своей заботился солидно, по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью. (А.Чехов)	
    Обособляется уточняющее обстоятельство действия.
    4
    Только узкая, саженей в триста, полоса плодородной земли составляет владения казаков. (Л.Толстой)
    Обособляется уточняющее  определение со значением размера.
    5
    А они такие свеженькие, чистенькие, без единого пятнышка, на земле, значит, так вот и лежали? (К.Федин)
    Обособляется уточняющее  определение со значением цвета.
    6
    Весь день Анна провела дома, то есть у Облонских, и не принимала никого. (Л.Толстой)
    В то время, именно год назад, я еще сотрудничал по журналам. (Ф.Достоевский)
    Обособляются слова, поясняющие смысл предшествующих членов предложения и связанные с ними при помощи слов именно, то есть, а именно.
    7
    Все белки, или протеины, очень похожи по своему химическому составу.
    В любой школе есть модель земного шара, или глобус.
    Уточняющий член может присоединяться к уточняемым с помощью поясняющего союза или
    8
    Карл Иванович большую часть своего времени проводил за чтением, даже испортил свое зрение.
    Обособляются присоединительные члены предложения при помощи слов даже, в особенности, в частности, в том числе.
    9
    Далеко в лесу раздавались удары топора (слушатель находится в лесу).
    Далеко, в лесу, раздавались удары топора (слушатель находится вне леса).
    Знак зависит от того, что и как именно хотел сказать автор.
    10
    Все люди в нашем поселке, и не только в нашем поселке, были потрясены последними событиями.
    Отец пришел поздно. Злой.
    Обособляются присоединительные члены.
    Для придания высказыванию большей эмоциональности используется парцелляция.
    Проверяем. Кто не согласен, поднимаем руки, комментируем, задаем вопросы. 
    Работа с учебником.
    Задания для колонок на местах – самостоятельно, затем сверяют с образцом.
    1 колонка
    2 колонка
    3 колонка
    упр. 403. предложения 1,2.
    упр. 404. предложения 1,3.
    упр. 405. предложения 7,8.
    упр. 403. предложения 3,4.
    упр. 404. предложения 4,5.
    упр. 405. предложения 1,2.
    упр. 403. предложения 5,6.
    упр. 404. предложения 6,8.
    упр. 405. предложения 3,4.
    задания для индивидуальной работы: 3 человека у доски (проверяют сильные ученики)
    1
    2
    3 
    упр. 403. предложение 7.
    упр. 404. предложения 7.
    упр. 405. предложения 5.
    упр. 403. предложение 8.
    упр. 404. предложения 8.
    упр. 405. предложения 6.
    упр. 403. предложение 9.
    упр. 404. предложения 10.
    упр. 405. предложения 9.
    Анализ текста
       (1)Маска. (2)Карнавал. (3)Начало XX века вообще вносит какую-то карнавальную сумятицу в общество, а именно в среду российской интеллигенции. (4)Духовная жизнь нервно и прерывисто пульсирует. (5) Идет напряженный поиск новых исторических путей. (6) Новых идеалов. (7)Религий. (8)Верований. (9)Творческой выразительности. (10)Рационализм уступает место мистицизму. (11)В моде символисты. (12)И вот в этом вихре, в самой его гуще,  упоенно кружится Андрей Белый. (13) Он хочет разгадать «ритмы» и «жесты» истории и культуры. (14)Там, где-то неведомо, проникнуть в космические бездны. (15)Хочет найти свою «мистическую любовь». (16)Будучи одной из центральных фигур русского символизма, в своем творчестве Белый строит мост между сиюминутностью и вечностью, между прошедшим и грядущим, между бессознательным и тем, что он называл надсознательным.
          (17)Борис Бугаев (впоследствии Андрей Белый) — сын известного московского профессора, был выходцем из блестящей профессорской среды конца XIX века. (18)Его детство прошло под знаком семейных бурь, и можно сказать, что Белый был сыном своей матери, но не был сыном своего отца. (19)Отсюда, из семейных передряг, возникли и все его фрейдистские комплексы. (20)Он всю жизнь избегал борьбы и искал свою «мамочку», чтобы укрыться за ее спиной от жизненных невзгод. (21)Весь его характер состоял из парадоксов. (22) «Он полюбил совместимость несовместимого, трагизм и сложность внутренних противоречий, правду в неправде, может быть, добро во зле и зло в добре» (В. Ходасевич).
         (23)Колебание из стороны в сторону — характернейшая его черта. (24)Сначала он был поклонником Канта, затем его противником. (25)Кардинально менялись его отношения и чувства к Александру Блоку. (26)Все это так, конечно, но вместе с тем Андрей Белый обладал адским трудолюбием, главным образом  - неутомимой жаждой творчества. 
         (27)Кто только не повлиял на Андрея Белого — и Шопенгауэр, и Ницше, и Достоевский, и Владимир Соловьев, и буддизм, и особенно теософ Рудольф Штейнер, в нем Белый нашел своего «отца».
         (28)Заряженный высокой энергией, Белый много кипел, выступал, ссорился, ожесточался. (29)И много писал, непоколебимо веря, что «из искусства выйдет новая жизнь». (30) Но искусство, то есть творчество Белого, было фантасмагоричным. (31)Кто-то из современников назвал Белого существом, «обменявшим корни на крылья». Философы, в частности Степун,  назвали Белого даже «недовоплощенным фантомом».
          (32)Революция застала его на Западе, где он мучался от нехватки времени (и здесь он много работал) и нехватки денег (о, эти постоянные финансовые затруднения!). (33)К революции, до ее прихода, Белый относился как к колыбели новой церкви, которая принесет обновление всей российской жизни, но вернулся он к совершенно другому — к гражданской войне, голоду, холоду, террору и хозяйственной разрухе, к «монгольскому делу», как он провидчески обронил в своем «Петербурге».
    (По Ю. Безелянскому)
    Задания для фронтальной работы всего класса:
    Определить: тему текста, стиль текста, проблему или проблемы.
    Междометием «да» указываем на соответствие тексту, словом «нет» - на несоответствие.
    1. Метания из стороны в сторону — характернейшая  черта А. Белого.
    2. К революции  Белый относился до конца жизни как к колыбели новой церкви.
    3. Будучи одной из центральных фигур русского акмеизма, в своем творчестве Белый строит мост между сиюминутностью и вечностью.
    4. Характер поэта состоял из парадоксов.
    5. Образно говоря, Белый нашел своего «отца» в Шопенгауэре.
    6. Борис Бугаев  был выходцем из блестящей профессорской среды конца XIX века.
    Задания для групп:
    1. Найти в тексте предложения с уточняющими членами. Объяснить постановку знаков препинания, дать характеристику.
    2. Найти в тексте предложения с присоединительными членами. Объяснить постановку знаков препинания, дать характеристику.
    3. Найти в тексте предложения с пояснительными членами. Объяснить постановку знаков препинания, дать характеристику.
    Задание для индивидуальной работы (2 сильных ученика): 
    1) определите, какие синтаксические изобразительные средства используются автором чаще всего в тексте;
    2) определите, какие лексические  изобразительные средства используются автором чаще всего в тексте. 
    Задание для индивидуальной работы (слабый ученик): выполнить полный синтаксический разбор предложения №30.
    Задание для индивидуальной работы (средний ученик): выполнить полный синтаксический разбор предложения №33.
    Самостоятельная работа
    Вставьте пропущенные знаки препинания.
    Вопреки нашим опасениям дорога оказалась не  такой уж утомительной.
    Здесь в библиотеке хранятся редчайшие книги.
    Новая встреча Мастера и Маргариты происходит опять весной в мае, после бала весеннего полнолуния.
    Она вдруг улыбнулась даже покраснела от радости.
    Лошадка оказалась низкорослой не выше полутора аршинов.
    V. Итоги урока. 
    Какие члены называются уточняющими? пояснительными? присоединительными?
    - На какие вопросы отвечают?
    - С какими предлогами употребляются?
    Составим синквейн по изученной теме.
    Члены
    Второстепенные, не главные.
    Уточнят, поясняют, присоединяют.
    Происходит обособление.
    Предложение осложненное.
    Выставление оценок, с учетом  мнения каждой группы об активности работы в них.
    VI. Домашнее задание.
    §89. По выбору: 
    1) Из текстов поэтов или писателей Серебряного века выписать по 2 примера предложений с уточняющими, пояснительными  и  присоединительными членами.
    2) упр. 40.
    
    
    
    
    
    	
    
     

    Автор(ы): Карташова О. В.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx