Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

4 Жанры официально-делового стиля (Мещерина Н. В.).

Текст урока

  • Конспект

     Жанры официально-делового стиля речи
    Конспект  урока в 11  классе
    
    Цели: 
    образовательная - изучение особенностей жанра официально-делового стиля речи на примере заявления, объяснительной записки, резюме; 
    развивающая – развитие умения создавать текст в заданной ситуации;
    воспитательная -  через овладение жанром помочь осознать себя как личность.
    
    Задачи:
    - изучение структуры документов;
    - привитие культуры оформления документов.
    Ход урока
    1. Орфоэпическая разминка.
    ХОДАТАЙСТВО, бухгАлтеров, граждАнство,
    ВероисповЕдание,  договоренность, 
    ДОЛЖНОСТЕЙ, каталОг, квартАл, НАМЕРЕНИЕ, 
    НЕКРОЛОГ, НОВОСТЕЙ, ПРИЗЫВ, ДОГОВОР, СОЗЫВ, 
    ЭКСПЕРТ, ОСВЕДОМИТЬСЯ,
    ПРИБЫТЬ-ПРИБЫЛ-ПРИБЫЛА-ПРИБЫЛО.
    
    2. Объявление темы урока
    На сегодняшнем уроке мы рассмотрим особенности составления следующих документов: заявление, объяснительная записка, резюме.
    
    3. Работа над редактированием заявления (Упр.)
    
           - Является ли деловым документом заявление, приведённое в учебнике?
           - В каком стиле написано данное заявление?
           - Какие нарушения языковых норм вы нашли?
           - Дайте определение заявления.
           -  Какова структура заявления?
      Заявление – документ, содержащий просьбу или предложение лица учреждению или должностному лицу.
    Структура заявления:
    Наименование адресата (должность, фамилия, инициалы в дательном падеже или наименование учреждения в винительном падеже с предлогом в)
    Наименование заявителя (фамилия, имя, отчество в родительном падеже без предлога, должность или домашний адрес)
          Наименование документа
    Текст просьбы (прошу разрешить, допустить; прошу Вашего разрешения на зачисление, на выезд и т.п.)
    Обоснование просьбы (ввиду того что, учитывая и т.п.)
    Дата подачи                   Подпись заявителя.
    
    4. Анализ особенностей лексики, синтаксиса, морфологии официально-делового стиля.
    
                                                      
    
    
    
    
    
    
    
    
    5. Составление объяснительной записки.
    
    Объяснительная записка – сообщение, предоставляемое должностному лицу и поясняющее какое-либо действие, факт, происшествие и т.п.
    Структура объяснительной записки
    Наименование адресата (должность, фамилия, инициалы в дательном падеже)
    Наименование автора (фамилия, имя, отчество в родительном падеже без предлога, должность)
    Наименование документа
    Сообщение о факте, происшествии
    Объяснение причин происшедшего (в связи с тем, что…; так как…; по причине…; поскольку…)
    Дата и подпись
    
    Рассмотрите пример документа. Есть ли здесь нарушения языковых норм. Какие?
    
    Директору МБОУ "СОШ №4"
    Петровой Л.С.
    от ученика Иванова Пети
    Объяснительная записка
    Я, Иванов П. И., опоздал сегодня на урок не потому, что проспал, а благодаря  сильной гололедице, вследствие чего транспорт ходил нерегулярно. В результате чего произошло сильное накопление народа на остановке, и по этой причине ни в один общественный транспорт я влезть не смог, а денег на такси у меня не было. Поэтому пришлось идти своим ходом. Исходя из вышеизложенного, прошу моё опоздание считать недействительным.
    
    Ученик 6 класса Иванов П.И.						15.01.2016г
    
    
    Задание.
    
    Напишите объяснительную записку на имя директора школы. Объясните ваше отсутствие на первом уроке.
    
    6. Ознакомление с резюме.
    Русский писатель и философ Василий Розанов писал: «Собственно, есть одна книга, которую человек обязан внимательно прочитать, - это книга его собственной жизни». Но, чтобы ее прочитать, нужно, чтобы сначала она была написана, правда?
    Скажите: в какой литературной форме можно описать события собственной жизни?
    Это дневники, которые авторы ведут изо дня в день, из года в год —
    вспомним, например, дневники Л.Н. Толстого.
    Возможно, кто-то из вас ведет дневник? Интересно: помогает он лучше
    узнать себя? (Ответы учащихся).
    Жанр автобиографии связан с самопознанием, открытием своего «я». Вы можете спросить: а зачем нам знать о том, как составляется автобиография, если мы не собираемся писать мемуары? В какой ситуации вам потребуются знания о том, как писать автобиографию? (Ответы учащихся).
    Разновидностью автобиографии является резюме.
    Сформулируйте определение резюме.
    Резюме   (фр. resume) - краткая автобиография, представляется претендентом на должность
    
    Как и все документы, резюме имеет стандартизированную форму. Заполните её. Обратите внимание на строку «Дополнительные сведения». Здесь вы должны представить ваши заслуги, преимущества перед большинством. Чтобы работодателю вы стали интересны, и он выбрал вас.
    
    
    
    РЕЗЮМЕ
    Ф.И.О. __________________________________________________________________
    Адрес: __________________________________________________________________
    Телефон: ________________________________________________________________
    Дата рождения: ___________________________________________________________
    Гражданство: _____________________________________________________________
    Семейное положение: ______________________________________________________
    Образование: _____________________________________________________________
    Опыт работы: _____________________________________________________________
    Дополнительные сведения: __________________________________________________
    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    
    
    7. Итог урока 
    -Полезен ли для вас наш сегодняшний урок?
    - Считаете ли вы правильным использование стандартизированных форм документов, деловых бумаг в обиходе?
    - Посмотрите, к чему может привести свободная форма общения в деловых письмах?
    (Записка классного руководителя родителю)
    “Привет Александр! Поскольку твой сын опять “хватанул” “пару,  а в дневнике у него то “пара”, то “кол”, я буду вынужден “всыпать” ему как следует!” 
            Классный руководитель             Старков Г.М.
    
    8. Д.З. подобрать примеры жанров официально - делового стиля.
    
     

    Автор(ы): Мещерина Н. В.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.doc
  • Отредактированное заявление Печёнкина

     Руководителю канцелярии
    Петрову М.И.
    служащего канцелярии
    Печёнкина К.В.
    Заявление.
       Прошу выдать мне субсидию в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей для покупки зимнего пальто.
    Данная просьба возникла в результате следующего происшествия. 28 ноября 2015 года во время возвращения с работы домой я был ограблен неизвестным, который похитил у меня зимнее пальто и калоши.
    В настоящее время нуждаюсь в денежных средствах, т.к. на моём попечении находится престарелая мать.
    29.11.2015 г.                                                               Печёнкин К.
     

    Автор(ы): Мещерина Н. В.

    Скачать: Русский язык 11кл - Отредактированное заявление Печёнкина.doc
  • Конспект1

     
    
    тема : "Основные жанры официально-делового стиля:  заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка,  доверенность, резюме, автобиография. Форма  делового документа"
    Конспект  урока русского  языка  в 11  классе
    
    
    УМК: Русский язык 10-11 класс под ред. А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой, М.: «Просвещение», 2011.
    Уровень обучения - базовый
    
    Цели: 
    образовательная - изучение особенностей жанра официально-делового стиля речи; 
    развивающая – развитие умения создавать текст в заданной ситуации;
    воспитательная -  через овладение жанром помочь осознать себя как личность.
    
    Задачи:
    - изучение структуры документов;
    - привитие культуры оформления документов.
    Ход урока
    1. Орфоэпическая разминка.
    Задание: расставить ударение, произнести правильно:
    
    Приданое, сливовый, опошлят, донизу, занята, средства, банты, кренится, еретик, документ, договор, ходатайство, клала, вручит, конусов, перчить, коклюш, обеспечение, жалюзи, послала, облегчить, щавель, исключат, бухгалтеров, кровоточащий, позвонишь, черпать, приняли.
    
    2. Проблемная ситуация.
     При поступлении на работу необходимо предоставить ряд документов: заявление, резюме, резюме, паспорт.  Что должен учесть поступающий на работу и работодатель? (документы должны быть подлинные, копии должны быть заверены, документы должны быть оформлены по правилам)
    
    Какова тема сегодняшнего урока?
    
    Основные жанры официально-делового стиля:  заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка,  доверенность, резюме, автобиография. Форма  делового документа.
    
    3. Целеполагание.
    
    С каким стилем речи мы будем работать? (с официально-деловым)
     Какая цель стоит перед нами?
    Выяснить, каковы особенности данного стиля, какие жанры относятся к нему и как оформляются деловые бумаги.
    
    Индивидуальное задание - сообщение учащегося:
    Официально-деловой стиль речи – это книжный стиль,  который функционирует в письменной форме. Официально-деловой стиль обслуживает официальную сферу отношений (между государством и населением, между странами, между предприятиями и т.д.). Это очень точный и лаконичный стиль речи. 
    Из истории возникновения. 
          Зарождение официально-делового стиля связано с оформлением договоров между Киевской Русью и Византией (10 век). Важнейшим памятником литературы той эпохи, написанным в официально-деловом стиле, является сбор законов древнерусского государства «Русская правда».
    «Канцелярский язык – это первая попытка человека овладеть языковой стихией» (Винокур).
    В Московской Руси 15-16 века было два параллельных книжных языка: церковно-славянский и деловой язык приказов – учреждений, которые управляли определённой отраслью, территорией. В течение 15-16 вв. Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи. 
    К концу 17 – началу 18 века приказный язык становится общим языком письменности Московской Руси. Из него и сформировался современный русский язык.
    
    4. Групповая работа с теоретическим материалом учебника.  с 285-286, 289-290.
    Составление кластера по теме урока. 
    Выступление представителя от группы. 
    
    5. Групповая работа. Практическая часть. Разработка жанра официально-делового стиля.
    1 группа: заявление
    2 группа: расписка
    3 группа: объяснительная записка
    4 группа: доверенность
    5 группа: резюме
    6 группа: автобиография
    
    План деятельности:
    1) дать характеристику жанру
    2) представить особенности жанра (структура, лексические особенности, синтаксические особенности)
    3) составить пример
    
    Раздаточный материал для групп:
       Заявление – документ, содержащий просьбу или предложение лица учреждению или должностному лицу.
    Структура заявления:
    Наименование адресата (должность, фамилия, инициалы в дательном падеже или наименование учреждения в винительном падеже с предлогом в)
    Наименование заявителя (фамилия, имя, отчество в родительном падеже без предлога, должность или домашний адрес)
          Наименование документа
    Текст просьбы (прошу разрешить, допустить; прошу Вашего разрешения на зачисление, на выезд и т.п.)
    Обоснование просьбы (ввиду того что, учитывая и т.п.)
    Дата подачи                   Подпись заявителя.
    
    Анализ особенностей лексики, синтаксиса, морфологии официально-делового стиля.
    
                                                      
    
    
    
    
    
    
    
    
    Задание группе:  напишите заявление о поступлении на работу. 
    Расписка — это официальный документ, в котором составитель подтверждает факт получения чего-либо (денег, документов, ценных вещей и т. п.) от другого лица или организации.
    Расписка имеет определённую форму, состоящую из следующих элементов: 1) наименование документа; 2) фамилия, имя, отчество, должность лица, дающего расписку; 3) наименование учреждения, предприятия (или лица), от которого получено что-либо; 4) наименование полученного с указанием количества и суммы (количество и сумма пишутся сначала цифрами, потом в скобках прописью); 5) дата составления расписки; подпись того, кто получает ценности.
     Задание группе: Напишите расписку, представив одну из ситуаций: 1) вы получаете книги в библиотеке школы для организации выставки во время проведения какого-нибудь классного мероприятия; 2) вы должны за деньги, полученные от председателя родительского комитета, приобрести канцелярские принадлежности; 3) вы берёте у учителя музыки какой-нибудь музыкальный инструмент для проведения репетиций. Соблюдайте требования к правильному оформлению документа.
    
    Объяснительная записка – сообщение, предоставляемое должностному лицу и поясняющее какое-либо действие, факт, происшествие и т.п.
    Структура объяснительной записки
    Наименование адресата (должность, фамилия, инициалы в дательном падеже)
    Наименование автора (фамилия, имя, отчество в родительном падеже без предлога, должность)
    Наименование документа
    Сообщение о факте, происшествии
    Объяснение причин происшедшего (в связи с тем, что…; так как…; по причине…; поскольку…)
    Дата и подпись
    
    Задание группе: Рассмотрите пример документа. Есть ли здесь нарушения языковых норм. Какие?
    
    Директору МБОУ "СОШ № 4" г. Сорочинска
    Петровой Л.С.
    от ученика Иванова Пети
    Объяснительная записка
    Я, Иванов П. И., опоздал сегодня на урок не потому, что проспал, а благодаря  сильной гололедице, вследствие чего транспорт ходил нерегулярно. В результате чего произошло сильное накопление народа на остановке, и по этой причине ни в один общественный транспорт я влезть не смог, а денег на такси у меня не было. Поэтому пришлось идти своим ходом. Исходя из вышеизложенного, прошу моё опоздание считать недействительным.
    
    Ученик 6 класса Иванов П.И.						15.09. 2016г.
    
    Доверенность — это документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени выдавшего этот документ.
    Доверенность состоит из следующих частей:
         1. Наименование документа.
         2. Данные доверенного лица (фамилия, имя, отчество, должность или адрес, данные документа, удостоверяющего личность).
         3. Точная, исчерпывающая формулировка доверяемой функции.
         4. Дата и подпись.
         Подпись доверителя должна быть обязательно заверена: подпись (такого-то) удостоверяется, подпись должностного лица, заверившего подпись, указывается дата заверения, ставится печать организации.
    
    
    Задание группе: составить доверенность по образцу.
           Я, Петровская Елена Николаевна, учащаяся 11 класса, проживающая по адресу: ………………………………………………..., паспорт (серия) ……. , (№) ........, выдан ................................................., доверяю моей матери, Петровской Марине Викторовне, проживающей по адресу: г. Сорочинск, ул. Садовая, д. 13, кв. 8, паспорт (серия) ……. , (№) ........, выдан ................................................., …………………………, получить причитающиеся мне денежное вознаграждение и приз за участие в Международной олимпиаде школьников «…………».
         15.09. 2016г.                                                                              подпись/……../
    Подпись  Петровской Е. Н. удостоверяется.
    Бухгалтер …….. (подпись)
       
      (Печать)                           (дата)
    
    Резюме   (фр. resume) - краткая автобиография, представляется претендентом на должность
    
    Как и все документы, резюме имеет стандартизированную форму.
    Задание группе:  Заполните форму. Обратите внимание на строку «Дополнительные сведения». Здесь вы должны представить ваши заслуги, преимущества перед большинством, чтобы работодателю вы стали интересны, и он выбрал вас.
    
    
    
    РЕЗЮМЕ
    Ф.И.О. __________________________________________________________________
    Адрес: __________________________________________________________________
    Телефон: ________________________________________________________________
    Дата рождения: ___________________________________________________________
    Гражданство: _____________________________________________________________
    Семейное положение: ______________________________________________________
    Образование: _____________________________________________________________
    Опыт работы: _____________________________________________________________
    Дополнительные сведения: __________________________________________________
    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    
    Автобиография. Задание группе: 
    1. Вспомните, что такое автобиография. Когда и по поводу чего она пишется? Прочитайте текст и скажите, в чём состоит сходство автобиографии и биографии. Каковы особенности построения деловой автобиографии и какие реквизиты она включает?
    
    Слово автобиография греческого происхождения и состоит из трёх частей autos, bios, grapho. В современном русском литературном языке употребляется в значении «описание своей жизни». Различают две разновидности автобиографии: автобиография — официальный документ и автобиография — литературное произведение.
    В автобиографии — официальном документе человек описывает свою жизнь и деятельность. Она составляется и подаётся обычно при поступлении в учебное заведение или на работу. Форма деловой автобиографии включает, как правило, следующие элементы: 1) наименование документа; 2) текст автобиографии; 3) дата написания; 4) подпись составителя.
    В тексте автобиографии указываются: 1) фамилия, имя, отчество того, кто составляет автобиографию; 2) основные факты из жизни: дата и место рождения, сведения об образовании, трудовой и общественной деятельности, награды (поощрения); 3) краткие сведения о составе семьи (где и кем работают или учатся члены семьи); 4) домашний адрес.
    Пишется этот документ произвольно, от имени первого лица. При этом не следует злоупотреблять местоимением я основное внимание должен уделить фактам, не прибегая к рассуждениям по поводу отдельных жизненных ситуаций, описаний событий.
    Все сведения в автобиографии располагаются в хронологическом порядке, чтобы можно было представить жизненный путь, деловую квалификацию и общественную активность человека.
    2. Прочитайте автобиографию. Скажите, отвечает ли она по форме требованиям, предъявляемым к такому документу? Чем определяется последовательное расположение материала в автобиографии? С помощью каких средств достигается точность, сухость и официальность изложения?
    
    АВТОБИОГРАФИЯ
    Я, Короленко Вера Владимировна, родилась 3 августа 1983 года в г. Оренбурге в семье служащего.
    В 1992 году поступила в первый класс средней школы № 4 г. Оренбурга, которую окончила с отличием в 2002 году.
    Во время учёбы в школе избиралась старостой класса, принимала участие в художественной самодеятельности, в школьных, районных и городских олимпиадах по разным предметам; имею грамоты.
    Отец, Короленко Владимир Петрович, работает преподавателем в ОГУ
    Мать, Короленко Ольга Ивановна, работает учителем русского языка и литературы средней школы № 62 г. Оренбурга.
    Сестра, Короленко Екатерина Владимировна, учится в шестом классе средней школы № 4 г. Оренбурга.
    Домашний адрес: г. Оренбург, ул. П. Запорожца, 14, кв. 17.
    15.09.2016 г.                                                                                                                                                                           Подпись Короленко В. В.
    
    3. Прочитайте ученическую автобиографию. Какие ошибки в содержании, построении и языковом оформлении допущены? Отредактируйте текст документа и запишите его в исправленном виде.
    Я, Степанченко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Остролучье, которая находится в 7 км от пгт Барышевки.
    Мой отец, Степанченко Алексей Сергеевич, тракторист МТС.
    Моя мать, Степанченко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки.
    В 1993 году я поступил в первый класс Барышевской средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы.
    Наша семья состоит из восьми человек. Кроме меня, в нашей семье есть ещё четверо детей — два мальчика и две девочки. Свете — четыре года, Сереженьке — 6 лет. Люся и Коля учатся в той же школе, где учусь и я. Ещё с нами живёт мамина мама.
    В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на баяне.
    Самое любимое мое занятие — спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по лёгкой атлетике.
    В данный момент я учусь в десятом классе.
    15.09.2016г.                                                                                                                                                                            Подпись Степанченко А.
    
    4. Напишите свою биографию в форме официального документа. Не забывайте о предъявляемых к нему требованиях.
     6. Выступление групп. Оценивание выступающих.
    Оценка
     Оценка группы
    самооценка
    оценка учителя
    
    
    
    
    
    7. Рефлексия. Напишите афоризм, включающий особенности официально-делового стиля, его значимость для человека 21 века.
    8. Итог урока 
    -Полезен ли для вас наш сегодняшний урок?
    - Считаете ли вы правильным использование стандартизированных форм документов, деловых бумаг в обиходе?
    
    Д.З. подобрать примеры жанров официально - делового стиля.
    
     

    Автор(ы): Мещерина Н. В.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект1.doc

Презентация к уроку

Задания к уроку