Жанры официально-делового стиля речи
Конспект урока в 11 классе
Цели:
образовательная - изучение особенностей жанра официально-делового стиля речи на примере заявления, объяснительной записки, резюме;
развивающая – развитие умения создавать текст в заданной ситуации;
воспитательная - через овладение жанром помочь осознать себя как личность.
Задачи:
- изучение структуры документов;
- привитие культуры оформления документов.
Ход урока
1. Орфоэпическая разминка.
ХОДАТАЙСТВО, бухгАлтеров, граждАнство,
ВероисповЕдание, договоренность,
ДОЛЖНОСТЕЙ, каталОг, квартАл, НАМЕРЕНИЕ,
НЕКРОЛОГ, НОВОСТЕЙ, ПРИЗЫВ, ДОГОВОР, СОЗЫВ,
ЭКСПЕРТ, ОСВЕДОМИТЬСЯ,
ПРИБЫТЬ-ПРИБЫЛ-ПРИБЫЛА-ПРИБЫЛО.
2. Объявление темы урока
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим особенности составления следующих документов: заявление, объяснительная записка, резюме.
3. Работа над редактированием заявления (Упр.)
- Является ли деловым документом заявление, приведённое в учебнике?
- В каком стиле написано данное заявление?
- Какие нарушения языковых норм вы нашли?
- Дайте определение заявления.
- Какова структура заявления?
Заявление – документ, содержащий просьбу или предложение лица учреждению или должностному лицу.
Структура заявления:
Наименование адресата (должность, фамилия, инициалы в дательном падеже или наименование учреждения в винительном падеже с предлогом в)
Наименование заявителя (фамилия, имя, отчество в родительном падеже без предлога, должность или домашний адрес)
Наименование документа
Текст просьбы (прошу разрешить, допустить; прошу Вашего разрешения на зачисление, на выезд и т.п.)
Обоснование просьбы (ввиду того что, учитывая и т.п.)
Дата подачи Подпись заявителя.
4. Анализ особенностей лексики, синтаксиса, морфологии официально-делового стиля.
5. Составление объяснительной записки.
Объяснительная записка – сообщение, предоставляемое должностному лицу и поясняющее какое-либо действие, факт, происшествие и т.п.
Структура объяснительной записки
Наименование адресата (должность, фамилия, инициалы в дательном падеже)
Наименование автора (фамилия, имя, отчество в родительном падеже без предлога, должность)
Наименование документа
Сообщение о факте, происшествии
Объяснение причин происшедшего (в связи с тем, что…; так как…; по причине…; поскольку…)
Дата и подпись
Рассмотрите пример документа. Есть ли здесь нарушения языковых норм. Какие?
Директору МБОУ "СОШ №4"
Петровой Л.С.
от ученика Иванова Пети
Объяснительная записка
Я, Иванов П. И., опоздал сегодня на урок не потому, что проспал, а благодаря сильной гололедице, вследствие чего транспорт ходил нерегулярно. В результате чего произошло сильное накопление народа на остановке, и по этой причине ни в один общественный транспорт я влезть не смог, а денег на такси у меня не было. Поэтому пришлось идти своим ходом. Исходя из вышеизложенного, прошу моё опоздание считать недействительным.
Ученик 6 класса Иванов П.И. 15.01.2016г
Задание.
Напишите объяснительную записку на имя директора школы. Объясните ваше отсутствие на первом уроке.
6. Ознакомление с резюме.
Русский писатель и философ Василий Розанов писал: «Собственно, есть одна книга, которую человек обязан внимательно прочитать, - это книга его собственной жизни». Но, чтобы ее прочитать, нужно, чтобы сначала она была написана, правда?
Скажите: в какой литературной форме можно описать события собственной жизни?
Это дневники, которые авторы ведут изо дня в день, из года в год —
вспомним, например, дневники Л.Н. Толстого.
Возможно, кто-то из вас ведет дневник? Интересно: помогает он лучше
узнать себя? (Ответы учащихся).
Жанр автобиографии связан с самопознанием, открытием своего «я». Вы можете спросить: а зачем нам знать о том, как составляется автобиография, если мы не собираемся писать мемуары? В какой ситуации вам потребуются знания о том, как писать автобиографию? (Ответы учащихся).
Разновидностью автобиографии является резюме.
Сформулируйте определение резюме.
Резюме (фр. resume) - краткая автобиография, представляется претендентом на должность
Как и все документы, резюме имеет стандартизированную форму. Заполните её. Обратите внимание на строку «Дополнительные сведения». Здесь вы должны представить ваши заслуги, преимущества перед большинством. Чтобы работодателю вы стали интересны, и он выбрал вас.
РЕЗЮМЕ
Ф.И.О. __________________________________________________________________
Адрес: __________________________________________________________________
Телефон: ________________________________________________________________
Дата рождения: ___________________________________________________________
Гражданство: _____________________________________________________________
Семейное положение: ______________________________________________________
Образование: _____________________________________________________________
Опыт работы: _____________________________________________________________
Дополнительные сведения: __________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Итог урока
-Полезен ли для вас наш сегодняшний урок?
- Считаете ли вы правильным использование стандартизированных форм документов, деловых бумаг в обиходе?
- Посмотрите, к чему может привести свободная форма общения в деловых письмах?
(Записка классного руководителя родителю)
“Привет Александр! Поскольку твой сын опять “хватанул” “пару, а в дневнике у него то “пара”, то “кол”, я буду вынужден “всыпать” ему как следует!”
Классный руководитель Старков Г.М.
8. Д.З. подобрать примеры жанров официально - делового стиля.
Автор(ы): Мещерина Н. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docРуководителю канцелярии Петрову М.И. служащего канцелярии Печёнкина К.В. Заявление. Прошу выдать мне субсидию в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей для покупки зимнего пальто. Данная просьба возникла в результате следующего происшествия. 28 ноября 2015 года во время возвращения с работы домой я был ограблен неизвестным, который похитил у меня зимнее пальто и калоши. В настоящее время нуждаюсь в денежных средствах, т.к. на моём попечении находится престарелая мать. 29.11.2015 г. Печёнкин К.
Автор(ы): Мещерина Н. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Отредактированное заявление Печёнкина.doc
тема : "Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка, доверенность, резюме, автобиография. Форма делового документа"
Конспект урока русского языка в 11 классе
УМК: Русский язык 10-11 класс под ред. А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой, М.: «Просвещение», 2011.
Уровень обучения - базовый
Цели:
образовательная - изучение особенностей жанра официально-делового стиля речи;
развивающая – развитие умения создавать текст в заданной ситуации;
воспитательная - через овладение жанром помочь осознать себя как личность.
Задачи:
- изучение структуры документов;
- привитие культуры оформления документов.
Ход урока
1. Орфоэпическая разминка.
Задание: расставить ударение, произнести правильно:
Приданое, сливовый, опошлят, донизу, занята, средства, банты, кренится, еретик, документ, договор, ходатайство, клала, вручит, конусов, перчить, коклюш, обеспечение, жалюзи, послала, облегчить, щавель, исключат, бухгалтеров, кровоточащий, позвонишь, черпать, приняли.
2. Проблемная ситуация.
При поступлении на работу необходимо предоставить ряд документов: заявление, резюме, резюме, паспорт. Что должен учесть поступающий на работу и работодатель? (документы должны быть подлинные, копии должны быть заверены, документы должны быть оформлены по правилам)
Какова тема сегодняшнего урока?
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка, доверенность, резюме, автобиография. Форма делового документа.
3. Целеполагание.
С каким стилем речи мы будем работать? (с официально-деловым)
Какая цель стоит перед нами?
Выяснить, каковы особенности данного стиля, какие жанры относятся к нему и как оформляются деловые бумаги.
Индивидуальное задание - сообщение учащегося:
Официально-деловой стиль речи – это книжный стиль, который функционирует в письменной форме. Официально-деловой стиль обслуживает официальную сферу отношений (между государством и населением, между странами, между предприятиями и т.д.). Это очень точный и лаконичный стиль речи.
Из истории возникновения.
Зарождение официально-делового стиля связано с оформлением договоров между Киевской Русью и Византией (10 век). Важнейшим памятником литературы той эпохи, написанным в официально-деловом стиле, является сбор законов древнерусского государства «Русская правда».
«Канцелярский язык – это первая попытка человека овладеть языковой стихией» (Винокур).
В Московской Руси 15-16 века было два параллельных книжных языка: церковно-славянский и деловой язык приказов – учреждений, которые управляли определённой отраслью, территорией. В течение 15-16 вв. Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи.
К концу 17 – началу 18 века приказный язык становится общим языком письменности Московской Руси. Из него и сформировался современный русский язык.
4. Групповая работа с теоретическим материалом учебника. с 285-286, 289-290.
Составление кластера по теме урока.
Выступление представителя от группы.
5. Групповая работа. Практическая часть. Разработка жанра официально-делового стиля.
1 группа: заявление
2 группа: расписка
3 группа: объяснительная записка
4 группа: доверенность
5 группа: резюме
6 группа: автобиография
План деятельности:
1) дать характеристику жанру
2) представить особенности жанра (структура, лексические особенности, синтаксические особенности)
3) составить пример
Раздаточный материал для групп:
Заявление – документ, содержащий просьбу или предложение лица учреждению или должностному лицу.
Структура заявления:
Наименование адресата (должность, фамилия, инициалы в дательном падеже или наименование учреждения в винительном падеже с предлогом в)
Наименование заявителя (фамилия, имя, отчество в родительном падеже без предлога, должность или домашний адрес)
Наименование документа
Текст просьбы (прошу разрешить, допустить; прошу Вашего разрешения на зачисление, на выезд и т.п.)
Обоснование просьбы (ввиду того что, учитывая и т.п.)
Дата подачи Подпись заявителя.
Анализ особенностей лексики, синтаксиса, морфологии официально-делового стиля.
Задание группе: напишите заявление о поступлении на работу.
Расписка — это официальный документ, в котором составитель подтверждает факт получения чего-либо (денег, документов, ценных вещей и т. п.) от другого лица или организации.
Расписка имеет определённую форму, состоящую из следующих элементов: 1) наименование документа; 2) фамилия, имя, отчество, должность лица, дающего расписку; 3) наименование учреждения, предприятия (или лица), от которого получено что-либо; 4) наименование полученного с указанием количества и суммы (количество и сумма пишутся сначала цифрами, потом в скобках прописью); 5) дата составления расписки; подпись того, кто получает ценности.
Задание группе: Напишите расписку, представив одну из ситуаций: 1) вы получаете книги в библиотеке школы для организации выставки во время проведения какого-нибудь классного мероприятия; 2) вы должны за деньги, полученные от председателя родительского комитета, приобрести канцелярские принадлежности; 3) вы берёте у учителя музыки какой-нибудь музыкальный инструмент для проведения репетиций. Соблюдайте требования к правильному оформлению документа.
Объяснительная записка – сообщение, предоставляемое должностному лицу и поясняющее какое-либо действие, факт, происшествие и т.п.
Структура объяснительной записки
Наименование адресата (должность, фамилия, инициалы в дательном падеже)
Наименование автора (фамилия, имя, отчество в родительном падеже без предлога, должность)
Наименование документа
Сообщение о факте, происшествии
Объяснение причин происшедшего (в связи с тем, что…; так как…; по причине…; поскольку…)
Дата и подпись
Задание группе: Рассмотрите пример документа. Есть ли здесь нарушения языковых норм. Какие?
Директору МБОУ "СОШ № 4" г. Сорочинска
Петровой Л.С.
от ученика Иванова Пети
Объяснительная записка
Я, Иванов П. И., опоздал сегодня на урок не потому, что проспал, а благодаря сильной гололедице, вследствие чего транспорт ходил нерегулярно. В результате чего произошло сильное накопление народа на остановке, и по этой причине ни в один общественный транспорт я влезть не смог, а денег на такси у меня не было. Поэтому пришлось идти своим ходом. Исходя из вышеизложенного, прошу моё опоздание считать недействительным.
Ученик 6 класса Иванов П.И. 15.09. 2016г.
Доверенность — это документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени выдавшего этот документ.
Доверенность состоит из следующих частей:
1. Наименование документа.
2. Данные доверенного лица (фамилия, имя, отчество, должность или адрес, данные документа, удостоверяющего личность).
3. Точная, исчерпывающая формулировка доверяемой функции.
4. Дата и подпись.
Подпись доверителя должна быть обязательно заверена: подпись (такого-то) удостоверяется, подпись должностного лица, заверившего подпись, указывается дата заверения, ставится печать организации.
Задание группе: составить доверенность по образцу.
Я, Петровская Елена Николаевна, учащаяся 11 класса, проживающая по адресу: ………………………………………………..., паспорт (серия) ……. , (№) ........, выдан ................................................., доверяю моей матери, Петровской Марине Викторовне, проживающей по адресу: г. Сорочинск, ул. Садовая, д. 13, кв. 8, паспорт (серия) ……. , (№) ........, выдан ................................................., …………………………, получить причитающиеся мне денежное вознаграждение и приз за участие в Международной олимпиаде школьников «…………».
15.09. 2016г. подпись/……../
Подпись Петровской Е. Н. удостоверяется.
Бухгалтер …….. (подпись)
(Печать) (дата)
Резюме (фр. resume) - краткая автобиография, представляется претендентом на должность
Как и все документы, резюме имеет стандартизированную форму.
Задание группе: Заполните форму. Обратите внимание на строку «Дополнительные сведения». Здесь вы должны представить ваши заслуги, преимущества перед большинством, чтобы работодателю вы стали интересны, и он выбрал вас.
РЕЗЮМЕ
Ф.И.О. __________________________________________________________________
Адрес: __________________________________________________________________
Телефон: ________________________________________________________________
Дата рождения: ___________________________________________________________
Гражданство: _____________________________________________________________
Семейное положение: ______________________________________________________
Образование: _____________________________________________________________
Опыт работы: _____________________________________________________________
Дополнительные сведения: __________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Автобиография. Задание группе:
1. Вспомните, что такое автобиография. Когда и по поводу чего она пишется? Прочитайте текст и скажите, в чём состоит сходство автобиографии и биографии. Каковы особенности построения деловой автобиографии и какие реквизиты она включает?
Слово автобиография греческого происхождения и состоит из трёх частей autos, bios, grapho. В современном русском литературном языке употребляется в значении «описание своей жизни». Различают две разновидности автобиографии: автобиография — официальный документ и автобиография — литературное произведение.
В автобиографии — официальном документе человек описывает свою жизнь и деятельность. Она составляется и подаётся обычно при поступлении в учебное заведение или на работу. Форма деловой автобиографии включает, как правило, следующие элементы: 1) наименование документа; 2) текст автобиографии; 3) дата написания; 4) подпись составителя.
В тексте автобиографии указываются: 1) фамилия, имя, отчество того, кто составляет автобиографию; 2) основные факты из жизни: дата и место рождения, сведения об образовании, трудовой и общественной деятельности, награды (поощрения); 3) краткие сведения о составе семьи (где и кем работают или учатся члены семьи); 4) домашний адрес.
Пишется этот документ произвольно, от имени первого лица. При этом не следует злоупотреблять местоимением я основное внимание должен уделить фактам, не прибегая к рассуждениям по поводу отдельных жизненных ситуаций, описаний событий.
Все сведения в автобиографии располагаются в хронологическом порядке, чтобы можно было представить жизненный путь, деловую квалификацию и общественную активность человека.
2. Прочитайте автобиографию. Скажите, отвечает ли она по форме требованиям, предъявляемым к такому документу? Чем определяется последовательное расположение материала в автобиографии? С помощью каких средств достигается точность, сухость и официальность изложения?
АВТОБИОГРАФИЯ
Я, Короленко Вера Владимировна, родилась 3 августа 1983 года в г. Оренбурге в семье служащего.
В 1992 году поступила в первый класс средней школы № 4 г. Оренбурга, которую окончила с отличием в 2002 году.
Во время учёбы в школе избиралась старостой класса, принимала участие в художественной самодеятельности, в школьных, районных и городских олимпиадах по разным предметам; имею грамоты.
Отец, Короленко Владимир Петрович, работает преподавателем в ОГУ
Мать, Короленко Ольга Ивановна, работает учителем русского языка и литературы средней школы № 62 г. Оренбурга.
Сестра, Короленко Екатерина Владимировна, учится в шестом классе средней школы № 4 г. Оренбурга.
Домашний адрес: г. Оренбург, ул. П. Запорожца, 14, кв. 17.
15.09.2016 г. Подпись Короленко В. В.
3. Прочитайте ученическую автобиографию. Какие ошибки в содержании, построении и языковом оформлении допущены? Отредактируйте текст документа и запишите его в исправленном виде.
Я, Степанченко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Остролучье, которая находится в 7 км от пгт Барышевки.
Мой отец, Степанченко Алексей Сергеевич, тракторист МТС.
Моя мать, Степанченко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки.
В 1993 году я поступил в первый класс Барышевской средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы.
Наша семья состоит из восьми человек. Кроме меня, в нашей семье есть ещё четверо детей — два мальчика и две девочки. Свете — четыре года, Сереженьке — 6 лет. Люся и Коля учатся в той же школе, где учусь и я. Ещё с нами живёт мамина мама.
В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на баяне.
Самое любимое мое занятие — спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по лёгкой атлетике.
В данный момент я учусь в десятом классе.
15.09.2016г. Подпись Степанченко А.
4. Напишите свою биографию в форме официального документа. Не забывайте о предъявляемых к нему требованиях.
6. Выступление групп. Оценивание выступающих.
Оценка
Оценка группы
самооценка
оценка учителя
7. Рефлексия. Напишите афоризм, включающий особенности официально-делового стиля, его значимость для человека 21 века.
8. Итог урока
-Полезен ли для вас наш сегодняшний урок?
- Считаете ли вы правильным использование стандартизированных форм документов, деловых бумаг в обиходе?
Д.З. подобрать примеры жанров официально - делового стиля.
Автор(ы): Мещерина Н. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Конспект1.docАвтор(ы): Мещерина Н. В.
Скачать: Русский язык 11кл - резюме.pptАвтор(ы): Мещерина Н. В.
Скачать: Русский язык 11кл - орф. минимум.doc