Жанры официально-делового стиля речи Конспект урока в 11 классе Цели: образовательная - изучение особенностей жанра официально-делового стиля речи на примере заявления, объяснительной записки, резюме; развивающая – развитие умения создавать текст в заданной ситуации; воспитательная - через овладение жанром помочь осознать себя как личность. Задачи: - изучение структуры документов; - привитие культуры оформления документов. Ход урока 1. Орфоэпическая разминка. ХОДАТАЙСТВО, бухгАлтеров, граждАнство, ВероисповЕдание, договоренность, ДОЛЖНОСТЕЙ, каталОг, квартАл, НАМЕРЕНИЕ, НЕКРОЛОГ, НОВОСТЕЙ, ПРИЗЫВ, ДОГОВОР, СОЗЫВ, ЭКСПЕРТ, ОСВЕДОМИТЬСЯ, ПРИБЫТЬ-ПРИБЫЛ-ПРИБЫЛА-ПРИБЫЛО. 2. Объявление темы урока На сегодняшнем уроке мы рассмотрим особенности составления следующих документов: заявление, объяснительная записка, резюме. 3. Работа над редактированием заявления (Упр.) - Является ли деловым документом заявление, приведённое в учебнике? - В каком стиле написано данное заявление? - Какие нарушения языковых норм вы нашли? - Дайте определение заявления. - Какова структура заявления? Заявление – документ, содержащий просьбу или предложение лица учреждению или должностному лицу. Структура заявления: Наименование адресата (должность, фамилия, инициалы в дательном падеже или наименование учреждения в винительном падеже с предлогом в) Наименование заявителя (фамилия, имя, отчество в родительном падеже без предлога, должность или домашний адрес) Наименование документа Текст просьбы (прошу разрешить, допустить; прошу Вашего разрешения на зачисление, на выезд и т.п.) Обоснование просьбы (ввиду того что, учитывая и т.п.) Дата подачи Подпись заявителя. 4. Анализ особенностей лексики, синтаксиса, морфологии официально-делового стиля. 5. Составление объяснительной записки. Объяснительная записка – сообщение, предоставляемое должностному лицу и поясняющее какое-либо действие, факт, происшествие и т.п. Структура объяснительной записки Наименование адресата (должность, фамилия, инициалы в дательном падеже) Наименование автора (фамилия, имя, отчество в родительном падеже без предлога, должность) Наименование документа Сообщение о факте, происшествии Объяснение причин происшедшего (в связи с тем, что…; так как…; по причине…; поскольку…) Дата и подпись Рассмотрите пример документа. Есть ли здесь нарушения языковых норм. Какие? Директору МБОУ "СОШ №4" Петровой Л.С. от ученика Иванова Пети Объяснительная записка Я, Иванов П. И., опоздал сегодня на урок не потому, что проспал, а благодаря сильной гололедице, вследствие чего транспорт ходил нерегулярно. В результате чего произошло сильное накопление народа на остановке, и по этой причине ни в один общественный транспорт я влезть не смог, а денег на такси у меня не было. Поэтому пришлось идти своим ходом. Исходя из вышеизложенного, прошу моё опоздание считать недействительным. Ученик 6 класса Иванов П.И. 15.01.2016г Задание. Напишите объяснительную записку на имя директора школы. Объясните ваше отсутствие на первом уроке. 6. Ознакомление с резюме. Русский писатель и философ Василий Розанов писал: «Собственно, есть одна книга, которую человек обязан внимательно прочитать, - это книга его собственной жизни». Но, чтобы ее прочитать, нужно, чтобы сначала она была написана, правда? Скажите: в какой литературной форме можно описать события собственной жизни? Это дневники, которые авторы ведут изо дня в день, из года в год — вспомним, например, дневники Л.Н. Толстого. Возможно, кто-то из вас ведет дневник? Интересно: помогает он лучше узнать себя? (Ответы учащихся). Жанр автобиографии связан с самопознанием, открытием своего «я». Вы можете спросить: а зачем нам знать о том, как составляется автобиография, если мы не собираемся писать мемуары? В какой ситуации вам потребуются знания о том, как писать автобиографию? (Ответы учащихся). Разновидностью автобиографии является резюме. Сформулируйте определение резюме. Резюме (фр. resume) - краткая автобиография, представляется претендентом на должность Как и все документы, резюме имеет стандартизированную форму. Заполните её. Обратите внимание на строку «Дополнительные сведения». Здесь вы должны представить ваши заслуги, преимущества перед большинством. Чтобы работодателю вы стали интересны, и он выбрал вас. РЕЗЮМЕ Ф.И.О. __________________________________________________________________ Адрес: __________________________________________________________________ Телефон: ________________________________________________________________ Дата рождения: ___________________________________________________________ Гражданство: _____________________________________________________________ Семейное положение: ______________________________________________________ Образование: _____________________________________________________________ Опыт работы: _____________________________________________________________ Дополнительные сведения: __________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Итог урока -Полезен ли для вас наш сегодняшний урок? - Считаете ли вы правильным использование стандартизированных форм документов, деловых бумаг в обиходе? - Посмотрите, к чему может привести свободная форма общения в деловых письмах? (Записка классного руководителя родителю) “Привет Александр! Поскольку твой сын опять “хватанул” “пару, а в дневнике у него то “пара”, то “кол”, я буду вынужден “всыпать” ему как следует!” Классный руководитель Старков Г.М. 8. Д.З. подобрать примеры жанров официально - делового стиля.
Автор(ы): Мещерина Н. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docРуководителю канцелярии Петрову М.И. служащего канцелярии Печёнкина К.В. Заявление. Прошу выдать мне субсидию в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей для покупки зимнего пальто. Данная просьба возникла в результате следующего происшествия. 28 ноября 2015 года во время возвращения с работы домой я был ограблен неизвестным, который похитил у меня зимнее пальто и калоши. В настоящее время нуждаюсь в денежных средствах, т.к. на моём попечении находится престарелая мать. 29.11.2015 г. Печёнкин К.
Автор(ы): Мещерина Н. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Отредактированное заявление Печёнкина.doc тема : "Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка, доверенность, резюме, автобиография. Форма делового документа" Конспект урока русского языка в 11 классе УМК: Русский язык 10-11 класс под ред. А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой, М.: «Просвещение», 2011. Уровень обучения - базовый Цели: образовательная - изучение особенностей жанра официально-делового стиля речи; развивающая – развитие умения создавать текст в заданной ситуации; воспитательная - через овладение жанром помочь осознать себя как личность. Задачи: - изучение структуры документов; - привитие культуры оформления документов. Ход урока 1. Орфоэпическая разминка. Задание: расставить ударение, произнести правильно: Приданое, сливовый, опошлят, донизу, занята, средства, банты, кренится, еретик, документ, договор, ходатайство, клала, вручит, конусов, перчить, коклюш, обеспечение, жалюзи, послала, облегчить, щавель, исключат, бухгалтеров, кровоточащий, позвонишь, черпать, приняли. 2. Проблемная ситуация. При поступлении на работу необходимо предоставить ряд документов: заявление, резюме, резюме, паспорт. Что должен учесть поступающий на работу и работодатель? (документы должны быть подлинные, копии должны быть заверены, документы должны быть оформлены по правилам) Какова тема сегодняшнего урока? Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка, доверенность, резюме, автобиография. Форма делового документа. 3. Целеполагание. С каким стилем речи мы будем работать? (с официально-деловым) Какая цель стоит перед нами? Выяснить, каковы особенности данного стиля, какие жанры относятся к нему и как оформляются деловые бумаги. Индивидуальное задание - сообщение учащегося: Официально-деловой стиль речи – это книжный стиль, который функционирует в письменной форме. Официально-деловой стиль обслуживает официальную сферу отношений (между государством и населением, между странами, между предприятиями и т.д.). Это очень точный и лаконичный стиль речи. Из истории возникновения. Зарождение официально-делового стиля связано с оформлением договоров между Киевской Русью и Византией (10 век). Важнейшим памятником литературы той эпохи, написанным в официально-деловом стиле, является сбор законов древнерусского государства «Русская правда». «Канцелярский язык – это первая попытка человека овладеть языковой стихией» (Винокур). В Московской Руси 15-16 века было два параллельных книжных языка: церковно-славянский и деловой язык приказов – учреждений, которые управляли определённой отраслью, территорией. В течение 15-16 вв. Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи. К концу 17 – началу 18 века приказный язык становится общим языком письменности Московской Руси. Из него и сформировался современный русский язык. 4. Групповая работа с теоретическим материалом учебника. с 285-286, 289-290. Составление кластера по теме урока. Выступление представителя от группы. 5. Групповая работа. Практическая часть. Разработка жанра официально-делового стиля. 1 группа: заявление 2 группа: расписка 3 группа: объяснительная записка 4 группа: доверенность 5 группа: резюме 6 группа: автобиография План деятельности: 1) дать характеристику жанру 2) представить особенности жанра (структура, лексические особенности, синтаксические особенности) 3) составить пример Раздаточный материал для групп: Заявление – документ, содержащий просьбу или предложение лица учреждению или должностному лицу. Структура заявления: Наименование адресата (должность, фамилия, инициалы в дательном падеже или наименование учреждения в винительном падеже с предлогом в) Наименование заявителя (фамилия, имя, отчество в родительном падеже без предлога, должность или домашний адрес) Наименование документа Текст просьбы (прошу разрешить, допустить; прошу Вашего разрешения на зачисление, на выезд и т.п.) Обоснование просьбы (ввиду того что, учитывая и т.п.) Дата подачи Подпись заявителя. Анализ особенностей лексики, синтаксиса, морфологии официально-делового стиля. Задание группе: напишите заявление о поступлении на работу. Расписка — это официальный документ, в котором составитель подтверждает факт получения чего-либо (денег, документов, ценных вещей и т. п.) от другого лица или организации. Расписка имеет определённую форму, состоящую из следующих элементов: 1) наименование документа; 2) фамилия, имя, отчество, должность лица, дающего расписку; 3) наименование учреждения, предприятия (или лица), от которого получено что-либо; 4) наименование полученного с указанием количества и суммы (количество и сумма пишутся сначала цифрами, потом в скобках прописью); 5) дата составления расписки; подпись того, кто получает ценности. Задание группе: Напишите расписку, представив одну из ситуаций: 1) вы получаете книги в библиотеке школы для организации выставки во время проведения какого-нибудь классного мероприятия; 2) вы должны за деньги, полученные от председателя родительского комитета, приобрести канцелярские принадлежности; 3) вы берёте у учителя музыки какой-нибудь музыкальный инструмент для проведения репетиций. Соблюдайте требования к правильному оформлению документа. Объяснительная записка – сообщение, предоставляемое должностному лицу и поясняющее какое-либо действие, факт, происшествие и т.п. Структура объяснительной записки Наименование адресата (должность, фамилия, инициалы в дательном падеже) Наименование автора (фамилия, имя, отчество в родительном падеже без предлога, должность) Наименование документа Сообщение о факте, происшествии Объяснение причин происшедшего (в связи с тем, что…; так как…; по причине…; поскольку…) Дата и подпись Задание группе: Рассмотрите пример документа. Есть ли здесь нарушения языковых норм. Какие? Директору МБОУ "СОШ № 4" г. Сорочинска Петровой Л.С. от ученика Иванова Пети Объяснительная записка Я, Иванов П. И., опоздал сегодня на урок не потому, что проспал, а благодаря сильной гололедице, вследствие чего транспорт ходил нерегулярно. В результате чего произошло сильное накопление народа на остановке, и по этой причине ни в один общественный транспорт я влезть не смог, а денег на такси у меня не было. Поэтому пришлось идти своим ходом. Исходя из вышеизложенного, прошу моё опоздание считать недействительным. Ученик 6 класса Иванов П.И. 15.09. 2016г. Доверенность — это документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени выдавшего этот документ. Доверенность состоит из следующих частей: 1. Наименование документа. 2. Данные доверенного лица (фамилия, имя, отчество, должность или адрес, данные документа, удостоверяющего личность). 3. Точная, исчерпывающая формулировка доверяемой функции. 4. Дата и подпись. Подпись доверителя должна быть обязательно заверена: подпись (такого-то) удостоверяется, подпись должностного лица, заверившего подпись, указывается дата заверения, ставится печать организации. Задание группе: составить доверенность по образцу. Я, Петровская Елена Николаевна, учащаяся 11 класса, проживающая по адресу: ………………………………………………..., паспорт (серия) ……. , (№) ........, выдан ................................................., доверяю моей матери, Петровской Марине Викторовне, проживающей по адресу: г. Сорочинск, ул. Садовая, д. 13, кв. 8, паспорт (серия) ……. , (№) ........, выдан ................................................., …………………………, получить причитающиеся мне денежное вознаграждение и приз за участие в Международной олимпиаде школьников «…………». 15.09. 2016г. подпись/……../ Подпись Петровской Е. Н. удостоверяется. Бухгалтер …….. (подпись) (Печать) (дата) Резюме (фр. resume) - краткая автобиография, представляется претендентом на должность Как и все документы, резюме имеет стандартизированную форму. Задание группе: Заполните форму. Обратите внимание на строку «Дополнительные сведения». Здесь вы должны представить ваши заслуги, преимущества перед большинством, чтобы работодателю вы стали интересны, и он выбрал вас. РЕЗЮМЕ Ф.И.О. __________________________________________________________________ Адрес: __________________________________________________________________ Телефон: ________________________________________________________________ Дата рождения: ___________________________________________________________ Гражданство: _____________________________________________________________ Семейное положение: ______________________________________________________ Образование: _____________________________________________________________ Опыт работы: _____________________________________________________________ Дополнительные сведения: __________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Автобиография. Задание группе: 1. Вспомните, что такое автобиография. Когда и по поводу чего она пишется? Прочитайте текст и скажите, в чём состоит сходство автобиографии и биографии. Каковы особенности построения деловой автобиографии и какие реквизиты она включает? Слово автобиография греческого происхождения и состоит из трёх частей autos, bios, grapho. В современном русском литературном языке употребляется в значении «описание своей жизни». Различают две разновидности автобиографии: автобиография — официальный документ и автобиография — литературное произведение. В автобиографии — официальном документе человек описывает свою жизнь и деятельность. Она составляется и подаётся обычно при поступлении в учебное заведение или на работу. Форма деловой автобиографии включает, как правило, следующие элементы: 1) наименование документа; 2) текст автобиографии; 3) дата написания; 4) подпись составителя. В тексте автобиографии указываются: 1) фамилия, имя, отчество того, кто составляет автобиографию; 2) основные факты из жизни: дата и место рождения, сведения об образовании, трудовой и общественной деятельности, награды (поощрения); 3) краткие сведения о составе семьи (где и кем работают или учатся члены семьи); 4) домашний адрес. Пишется этот документ произвольно, от имени первого лица. При этом не следует злоупотреблять местоимением я основное внимание должен уделить фактам, не прибегая к рассуждениям по поводу отдельных жизненных ситуаций, описаний событий. Все сведения в автобиографии располагаются в хронологическом порядке, чтобы можно было представить жизненный путь, деловую квалификацию и общественную активность человека. 2. Прочитайте автобиографию. Скажите, отвечает ли она по форме требованиям, предъявляемым к такому документу? Чем определяется последовательное расположение материала в автобиографии? С помощью каких средств достигается точность, сухость и официальность изложения? АВТОБИОГРАФИЯ Я, Короленко Вера Владимировна, родилась 3 августа 1983 года в г. Оренбурге в семье служащего. В 1992 году поступила в первый класс средней школы № 4 г. Оренбурга, которую окончила с отличием в 2002 году. Во время учёбы в школе избиралась старостой класса, принимала участие в художественной самодеятельности, в школьных, районных и городских олимпиадах по разным предметам; имею грамоты. Отец, Короленко Владимир Петрович, работает преподавателем в ОГУ Мать, Короленко Ольга Ивановна, работает учителем русского языка и литературы средней школы № 62 г. Оренбурга. Сестра, Короленко Екатерина Владимировна, учится в шестом классе средней школы № 4 г. Оренбурга. Домашний адрес: г. Оренбург, ул. П. Запорожца, 14, кв. 17. 15.09.2016 г. Подпись Короленко В. В. 3. Прочитайте ученическую автобиографию. Какие ошибки в содержании, построении и языковом оформлении допущены? Отредактируйте текст документа и запишите его в исправленном виде. Я, Степанченко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Остролучье, которая находится в 7 км от пгт Барышевки. Мой отец, Степанченко Алексей Сергеевич, тракторист МТС. Моя мать, Степанченко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки. В 1993 году я поступил в первый класс Барышевской средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы. Наша семья состоит из восьми человек. Кроме меня, в нашей семье есть ещё четверо детей — два мальчика и две девочки. Свете — четыре года, Сереженьке — 6 лет. Люся и Коля учатся в той же школе, где учусь и я. Ещё с нами живёт мамина мама. В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на баяне. Самое любимое мое занятие — спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по лёгкой атлетике. В данный момент я учусь в десятом классе. 15.09.2016г. Подпись Степанченко А. 4. Напишите свою биографию в форме официального документа. Не забывайте о предъявляемых к нему требованиях. 6. Выступление групп. Оценивание выступающих. Оценка Оценка группы самооценка оценка учителя 7. Рефлексия. Напишите афоризм, включающий особенности официально-делового стиля, его значимость для человека 21 века. 8. Итог урока -Полезен ли для вас наш сегодняшний урок? - Считаете ли вы правильным использование стандартизированных форм документов, деловых бумаг в обиходе? Д.З. подобрать примеры жанров официально - делового стиля.
Автор(ы): Мещерина Н. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Конспект1.docАвтор(ы): Мещерина Н. В.
Скачать: Русский язык 11кл - резюме.pptАвтор(ы): Мещерина Н. В.
Скачать: Русский язык 11кл - орф. минимум.doc