Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

26-27 Язык как система. Основные уровни языка.

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета:      Русский язык
    Класс:                               11  
    УМК: Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений  «Русский язык 10-11 классы (базовый уровень)». Сост.:  А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011год.
     Учебник «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи»(10-11 класс), под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М.: «Просвещение», 2013 год
    Уровень обучения:  базовый
    Общее количество часов, отведённое на изучение данной темы – 3 часа
    Место урока в системе уроков по теме – уроки №1-2 
    ТЕМА УРОКА: Язык как система. Основные уровни языка (Уроки №26-27)
    ЦЕЛЬ УРОКА: - составить представление о происхождении, распространении и развитии русского языка.
    ЗАДАЧИ:
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  - сформировать понятие о языке как системе, уровни языка
    знать: диалект, язык как система, уровни языка 
    уметь: применять на практике орфографические  правила.  
    РАЗВИВАЮЩАЯ -  научиться составлять тезисный план;
    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – воспитывать любовь к русскому языку.
    Планируемые результаты:
    Личностные : самоопределение, смыслообразования, нравственно-этического оценивания. 
    Коммуникативные: планирование,
    постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, точностью выражать свои мысли. 
    Познавательные: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. 
    Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
    ПЛАН   УРОКА
    1 Проверка дом. задания:
    - проверка упр. 14 и выборочно 15 и 16.
    - что общего и чем различаются ЯЗЫК и РЕЧЬ (по таблице и  тезисам, стр.14-17.)
    2. ВЫЗОВ. Я вам предлагаю систему вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Самостоятельная работа со словарём. Теорией  5-9 кл. ( § 29 )
    1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?
    2) Какие элементы, единицы и по какому принципу  или их назначению объединены в языке и создают его систему?
    3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции? 
    4) Какая из этих четырёх единиц самая простая?  И т. д. по возрастающей.
    
     Ответы для учителя:
    1) Совокупность элементов, единиц, частей, объединённых по общему признаку или назначению. Например, периодическая система элементов Менделеева, международная система единиц)
    2) Звуки речи - морфемы - слова - предложения. Общее их назначение - участие в передаче понятий, мыслей, чувств человека.
    3) Это многоуровневая система, построенная по иерархическому принципу: из единиц фонетического уровня строятся единицы морфемного уровня, дальше идут единицы лексического уровня, а из лексических единиц  - единицы синтаксического уровня.
    4) Звук речи - морфема -слово - предложение.
    3. РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА.  Сообщение учителя по теме урока. Уч-ся записывают основные положения (Учебник, стр. 23)
      Устно:  упр.17 ( текст Ф.М. Березина)  рассказать о взаимосвязи лексики и словообразования, словообразования и морфологии.
    4.Самостоятельная работа.  Проверка уровня знаний учащихся.
    Тематический контроль «Общие сведения о языке»
    Цель: проверить знания учащихся по теме «Общие сведения о языке»; провести обобщающее тестирование.
    
    1. Укажите неверное утверждение:
    а) части речи выделяются на основе определенной общности лексического и грамматического значений слова;
    б) могут быть лексические и контекстуальные омонимы; 
    в) омоформы, омофоны и омографы обладают признаками омонимии;
    г) могут быть контекстуальные антонимы;
    д) среди неологизмов встречаются и устаревшие слова;
    е) историзмы и архаизмы в речи используются по-разному.
    2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:
    а) умница;
    б) города;
    в) отличница;
    г) папаша;
    л) листва;
    е) осина.
    3. Укажите словосочетания, в которых выделенные курсивом слова употреблены в прямом значении:
    а) защита диссертации;
    б) класс работает;
    в) чувство локтя;
    г) переход через горы;
    л) играли Шекспира;
    е) простые люди.
    4. Найдите словосочетания, в которых выделенные курсивом слова являются омонимами:
    а) коренной житель — коренной вопрос;
    б) человек худой — характер худой;
    в) больной заснул — больной ребенок; 
    г) спутник Марса — спутник в дороге;
    д) пачка папирос — пачка балерины;
    е) звезда эстрады — звезда на небе.
    5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении:
    Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима.
                                                     (В. Маяковский.)
    а) омоформы;
    б) омофоны;
    в) омографы.
    6. Выберите правильный ответ (укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам):
                                              а)    б)    в)    г)    д)
    дружеская к..мпания           а     о     а     о     а
    нефтяная к..мпания             а     о     о     а     о
    приятный компл..мент        и     е     е     и     и
    компл..мент в сыворотке     и    и     е     е     и
    7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:
    Воров ворону в ответ:
    «Знаю, будет нам обед...»
                               А. С. Пушкин
    а) эпитет;
    б) метафора;
    в) олицетворение.
    8. Укажите предложение, в котором синоним к слову чувствовать является стилистическим.
    а) Сегодня ей нездоровится.
    б) Он ощутил прилив небывалой силы.
    в) Почуяв опасность, зверь притаился.
    г) Мы пережили то же, что и они.
    9. Подберите к выделенным курсивом словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:
    1) тонкая работа
    а) толстая; 
    б) топорная; 
    в) заметная.
    2) простой фасон
    а) сложный; 
    б) бедный; 
    в) ювелирный.
    3) сильный художник
    а) неубедительный; 
    б) заурядный; 
    в) поверхностный.
    4) суровый тон
    а) легкий;
    б) мягкий;
    в) тихий.
    
    10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется оксюморон.
    а) И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов.)
    б) Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов.)
    в) О, если б я нищ был! Как миллиардер! (В.Маяковский.)
    г) Мы сёла — в пепел; грады — в прах; в мечи — серпы и плуги. (В.Жуковский.)
    л) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти. (Г. Поженян.)
    11. Выберите из слов в скобках слово, соответствующее словосочетанию:
    1) сделать [а) фасонистую; б) фасонную] стрижку;
    2) сохранить [а) статус; б) статут] великой страны;
    3) у него [а) скрытые; б) скрытные] друзья;
    4) ни на чем не [а) обоснованные; б) основанные] претензии;
    5) учащийся [а) окончил; б) закончил] школу.
    12. Укажите строку, в которой все слова являются исконно русскими:
    а) свеча, солнце, утюг, тулуп;
    б) браслет, ласточка, сестра, овраг;
    в) кружево, корзина, невод, зодчий;
    г) ребенок, сказка, шуба, зонтик.
    13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами:
    а) здравый, мощь, добродетель, чуждый;
    б) здоровый, мощь, зима, чужой;
    в) здравый, мочь, добродетель, чужой;
    г) здоровый, мочь, зима, чуждый.
    14. Укажите предложения, в которых выделенные курсивом слова являются историзмами.
    а) По прошествии немногих лет он был избран губернатором… (Ю. Нагибин.)
    б) В тот же час Петр отдал приказ воеводам. (А. Платонов.)
    в) Всем до казначейства есть дело, а он — душа казначейства. (М. Салтыков-Щедрин.)
    г) Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! (А. Чехов.)
    д) Барин с гувернанткой рыбу ловят-с. (А. Чехов.)
    15. Определите, какие слова из левого столбика соответствуют понятиям из правого:
    1) фломастер;
    2) компьютер;                     а) устаревшее слово;
    3) свингер;                          б) общеупотребительное слово;
    4) нарком;                           в) неологизм.
    5) маркетинг;
    6) видеомагнитофон.
    16. Укажите предложение, в котором диалектизмы не встречаются.
    а) Гаврила баил, что голосок, мол, у ней такой тоненький. (И. Тургенев.)
    б) Там ведь есть бучило, знаешь, оно еще все камышом заросло. (И. Тургенев.)
    в) За высоким яром виднелась за городьбой крыша бани. (В. Распутин.)
    г) Взалкал отец Федор. Захотелось ему богатства. (И. Ильф и Е.Петров.)
    Ответы:
    1 — б;                  10 — б;
    2 — в, е;              11 — 1) б, 2) а, 3) б, 4) б, 5) а;
    3 — а, г;              12 — в;
    4 — б, д;              13 — а;
    
    5. РЕФЛЕКСИЯ.   Обобщение на основе ответов на вопросы, чтения  учебника на стр.17 и слова учителя:
    - Назовите основные единицы языка и соответствующие уровни языковой системы.
    - Каково назначение (функции) звука речи, морфемы, слова, предложения? Дайте их обобщённую характеристику.
    - Назовите разделы школьного курса русского языка, в которых рассматриваются:
    А) единицы фонетического уровня языковой системы;
    Б) единицы морфемного уровня;
    В) единицы лексического уровня;
    Г) единицы синтаксического уровня.
    6. Дом. работа: 
    - упр.45,46. Тщательно проанализировать содержание трёх последних абзацев лингвистического текста, включённого в упр. 46.
    - Уч. на стр. 23 + записи  = подготовить сообщение о системе языка, взаимосвязи единиц разных его уровней. А на основе текста Л.И. Скворцова (упр.46) сообщение о процессах развития языка на современном этапе. 
    - Упр. 13-16 - для повышения грамотности - письменно.
                                         
    
    
    Приложение к урокам № 7-8.
    Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией  5-9 кл. ( § 29 )
    1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?
    2) Какие элементы, единицы и по какому принципу  или их назначению объединены в языке и создают его систему?
    3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции? 
    4) Какая из этих четырёх единиц самая простая?  И т. д. по возрастающей.
    
     

    Автор(ы): Абрамова В. И.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку