Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

23 Общая характеристика художественного стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств.

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета-  Русский язык
    Класс - 11
    УМК:   Русский язык 10-11 класс под ред. А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, М.: «Просвещение», 2011.
    Уровень обучения - базовый 
    Тема урока:  Общая характеристика художественного стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 1час
    Место урока в системе уроков по теме -1 урок 
    Цель урока: повторение и  обобщение   знаний о художественном стиле речи, изобразительно-выразительных и языковых средствах.
    Задачи урока:  
    -актуализация  знаний учащихся о   художественном стиле речи ; об основных видах изобразительно-выразительных средств языка;
    - совершенствование умения  анализировать художественный текст, объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения;
    - развитие речевой активности; навыков работы с текстом художественного произведения;   
    -подготовка к ЕГЭ;
    - формирование ценностного отношения к жизни, природе через миниатюры А.И.Солженицына «Крохотки». 
    Планируемые результаты: увеличение  словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;  совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному   общению, сотрудничеству; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 
    Техническое обеспечение урока: компьютер учителя, экран, проектор, презентация.   
    
    Cодержание урока.
    I.Введение в тему урока. 
    -Сегодня материалом к нашему уроку будут произведения величайшего патриота России А. И. Солженицына, писателя   с обострённым  чувством   совести, справедливости,  не побоявшегося раскрыть правду советского времени. Этот писатель вошел в литературу с глубоко выстраданным жизненным опытом, потому что на его  долю   выпало немало испытаний , но он не сломался,  выжил, выстоял. Этому учат и его книги.
     	- Особое место в творчестве А.И.Солженицына занимают заметки о русском языке, одну из которых я предлагаю вашему вниманию. Объясните, как вы   понимаете высказывание писателя. (Слайд)  
     «Настали решающие десятилетия, когда еще в наших силах исправить беду - совместно обсуждая, друг другу и себе объясняя, а больше всего - строгостью к себе самим. Ибо главная порча русской письменной речи - мы сами, каждое наше перо, когда оно поспешно, когда оно скользит слишком незатрудненно.  Умедлим же и проверим его бег! » Октябрь 1965
     Высказывания учеников.
    -Какие  изобразительные и выразительные средства языка употребляет автор этих строк, чтобы вызвать у нас определенные чувства, эмоции, ассоциации?
     II.Целеполагание
    -Кто догадался, какая тема урока? Цель урока? Ответы уч-ся (Повторить и обобщить изученный материал по теме) Слайд  
    Слово учителя
    -Оценить речевое оформление текста,  отметить и найти наиболее яркие языковые средства (задание 24 ЕГЭ), с помощью которых автору точно и выразительно удалось передать свои мысли, вызывает наибольшее затруднение. Этому есть объяснение: не все учащиеся   могут  правильно определять художественные средства выразительности (не видят иронии, антитез, не отличают метафору от сравнения, не знают, что такое метонимия и т.д.). И, самое главное, не могут раскрыть их роль   в развитии главной мысли исходного текста. Эти недочеты – результат  непонимания  назначения языковых средств. А ведь они являются формой существования мысли.  Поэтому знание и анализ художественных средств  выразительности  помогают нам понять глубину текста, развитие главной мысли  и, наконец, определить проблему. 
    III.  Актуализация знаний
    -Чтобы достигнуть цели урока, необходимо повторить теоретический материал.
    Вспомните, особенности стиля художественной литературы. (Слайд)
    1.Закончите предложения.
    1) Основная функция стиля художественной литературы…..(эмоционально-эстетическое воздействие на читателя).
    2) Сфера его применения … (художественные  произведения).
    3) Задачи стиля художественной  литературы. ….(воздействие путем словесного художественного изображения жизни, передача отношения к окружающему, создание художественных образов).
    -Воздействие достигается при помощи художественных образов, которые создаются мастерами слова благодаря наличию в языке разнообразных языковых средств, выразительных средств и стилистических приемов. 
    Фронтальный опрос. Слайд открывать после каждого ответа.
     -Дайте определение тропу и перечислите их (Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся   эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия,   гипербола,   литота, оксюморон, синекдоха, гротеск, аллегория)
    -Что такое фигуры речи ? Перечислите их.   (Фигуры речи - оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания. Анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора, парцелляция)
    IV.Практическая деятельность. 
    Учебно-тренировочные упражнения.
    1.Лингвистический диктант (терминологический). Индивидуальная работа.
    Учитель читает определения, ученики записывают термины. (Слайд)
    1) перенос наименования с одного предмета, явления или действия на другой на основе их сходства.
    Метафора
    2)такая метафора, в которой неодушевленные предметы наделяются свойствами живого существа или неличные предметы (растения, животные) - свойствами человека
    Олицетворение
    3) образное преувеличение
    Гипербола
    4) образное   определение предмета, явления или действия
    Эпитет
    5) образное преуменьшение
    Литота
    6) повторение начальных слов, строки, строфы или фразы
    Анафора
    7) стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.
    Градация
    8) экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения
    Парцелляция
    9)  изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке Инверсия
    
    Инверсия
    10) троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле 
    Метонимия
    
    Проверка.
    
    Внимание!!!
     Необходимо отличать тропы , основанные на переносном значении слов, и фигуры речи, особые, зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления  выразительности, основанные на синтаксическом строении предложения.
    2.Проиллюстрируйте языковое средство с помощью цифры. Можно работать в паре. Раздаточный материал
    1. эпитет
    2. парцелляция
    3. сравнение
    4.метафора
    5. фразеологизм
    6. просторечная лексика
    7. олицетворение
    8. риторические вопросы
    А) «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
    Ни город. Ни вся земля наша» («Матренин двор»)
    Б) Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев.(«Колокольня»)
    В) «И в чём тут держится душа?» («Утёнок»)
    Г) «С тех пор и бревна с блиндажа содрали, и нары изнутри, и столик – а худое ведро так и осталось у своего блиндажа» («Старое ведро»).
    Д) Становилось на сердце примирённо, рубец неизбежной смерти не сдавливал его больно.( «Мы-то не умрём»)
    Е) «..мы забыли бояться молнии, грома и ливня — подобно капле морской, которая не боится ведь урагана» («Гроза в горах»).
    Ё) «…всё это тоже забудется начисто? Всё это тоже даст такую законченную вечную красоту?..» («Город на Неве»)
    Ж) «И одна плаха ствола, до середины роста, отвалилась в сторону, налегла на сучья безвинных соседок». («Молния»)
    Ответы:
    1-б; 2-а; 3-е; 4-д; 5-в; 6-г; 7-ж; 8-ё.
    3.Работа с текстом «На родине Есенина». Коллективное обсуждение.
     Прочитайте текст(распечатаны), определите и запишите проблему и позицию автора.
     
    1)Четыре деревни одна за другой однообразно вытянуты вдоль улицы. 2)Пыль. 3) Садов нет. 4) Нет близко и леса. 5) Хилые палисаднички. 6) Кой-где грубо-яркие цветные наличники. 7) Свинья зачуханная посреди улицы чешется о водопроводную колонку. 8)Мерная вереница гусей разом обёртывается вслед промчавшейся велосипедной тени и шлёт ей дружный воинственный клич. 9)Деятельные куры раскапывают улицу и зады, ища себе корму. 
    10)На хилый курятник похожа и магазинная будка села Константинова. 11)Селёдка. 12)Всех сортов водка. 13)Конфеты-подушечки слипшиеся, каких уже пятнадцать лет нигде не едят. 14)Чёрных буханок булыги, увесистей вдвое, чем в городе, не ножу, а топору под стать.
    15)В избе Есениных – убогие перегородки не до потолка, чуланчики, клетушки, даже комнатой не назовёшь ни одну. 16)В огороде – слепой сарайчик, да банька стояла прежде, сюда в темень забирался Сергей и складывал первые стихи. 17)За пряслами – обыкновенное польце.
    18)Я иду по деревне этой, каких много и много, где и сейчас все живущие заняты хлебом, наживой и честолюбием перед соседями, – и волнуюсь: небесный огонь опалил однажды эту окрестность, и ещё сегодня он обжигает мне щёки здесь. 19)Я выхожу на окский косогор, смотрю вдаль и дивлюсь: неужели об этой далёкой тёмной полоске хворостовского леса можно было так загадочно сказать:
    20)На бору со звонами плачут глухари…?
    21)И об этих луговых петлях спокойной Оки:
    22)Скирды солнца в водах лонных…?
    23)Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столькое для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей, – красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?..
     Найдите неправильное высказывание: (Слайд)
    1. Последнее предложение (23)эмоционально окрашенное, использована лексика высокого стиля: слиток таланта, Творец, потрясенный, сердце-использована метафора: Творец метнул.
    2. Солженицын приводит цитирование ( 20,21) с целью усиления контраста между прозаической действительностью и её поэтическим воплощением
    3. Автор использует вводные конструкции (15,16,17), чтобы выразить свое отношение к природе есенинского края.
    4. Предложения 5,7,10,14 содержат экспрессивную лексику (хилые палисаднички,  свинья зачуханная, буханок булыги), чтобы показать что-то тяжелое, безрадостное, непоэтичное – прозу  жизни. 
    Ответы к заданиям.
    Проблема
    Позиция автора
    Талант в убогой российской деревне 
    
    Способность увидеть красоту в неброском пейзаже.
    
    «Небесный огонь опалил однажды эту окрестность…». Восхищение талантом Есенина, сумевшего «найти столькое…  для красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают».
    Неправильное высказывание-3
    
     4.Работа в группах по текстам А.И.Солженицына( тексты и задания распечатаны)
     1 группа. Текст «Костер и муравьи» 
    Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
             Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там...
    Задания
    1.Определите    проблему, поставленную автором, его позицию
    2.Какие средства художественной выразительности  использует автор в этой  крохотке?
      2 группа. Текст «Вязовое бревно» 
     	Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно — и вскрикнули: с тех пор как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю — а вязовое бревно не сдалось!
         Оно пустило из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветку густошумящую,
          Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить — больше нас! 
    Задания
    1.Определите    проблему, поставленную автором, его позицию
    2.Какие средства художественной выразительности  использует автор в этой  крохотке?
    	
    3 группа. Текст «Лиственница » 
     	 Что за диковинное дерево! 
    Сколько видим её — хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда — по соболезности? не покину вас! мои и без меня перестоят покойно — осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр. 
             Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню. 
             Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки. 
    Ведь — и люди такие есть. 
    
    Задания
    1.Определите    проблему, поставленную автором, его позицию
    2.Какие средства художественной выразительности  использует автор в этой  крохотке?
    
    4 группа. Текст « Шарик » 
     	 Что за диковинное дерево! 
    Сколько видим её — хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда — по соболезности? не покину вас! мои и без меня перестоят покойно — осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр. 
             Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню. 
             Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки. 
    Ведь — и люди такие есть. 
    Задания
    1.Определите    проблему, поставленную автором, его позицию
    2.Какие средства художественной выразительности  использует автор в этой  крохотке? 
    Выступления групп, обсуждение, оценивание
    Обобщение.
    Анализируя язык «Крохоток», мы увидели Солженицына как художника огромного дарования, мастера, свободно владеющего богатствами родной речи. Вы увидели, что использование писателем различных средств  выразительности позволили ему наполнить свои рассуждения живым чувством, придать своим выводам яркую убедительность. 
    V . Рефлексия
    - Что для вас сегодня на уроке было особенно полезным, интересным?
    -Какие жизненные уроки вы получили, раскрыв для себя глубину и подлинное богатство крошечных рассказов.
    V I. Дом.задание: прочитать любой рассказ-крохотку, объяснить значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи текста.
     
    
    
     

    Автор(ы): Харьковая Э. П.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.doc

Презентация к уроку