Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

18-19 Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма.

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета                Русский язык
    Класс                                       11 класс
    УМК                  Русский язык 10-11 класс под редакцией А.И.Власенкова Л. М.
    Рыбченковой.  М.: Просвещение, 2011.  
    Уровень обучения                  базовый
    Тема урока. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы            2 часа
    Место уроков в системе уроков                     повторительно-обобщающий.  
    Цель урока       Обобщение и углубление знаний по теме «Разговорный стиль речи».
    Задачи урока   
    - обобщить и углубить знания по теме  «Разговорный стиль речи»;   
    - выработать умение анализировать особенности и колорит устно-разговорной речи;
    - воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
    Техническое обеспечение урока      учебники, рабочие тетради, высказывания  С.Маршака, Н. Брауна, А. Шибаева, Л. Васильевой, Н.Кондаковой, карточки,таблица “Функции,сфера и назначение разговорной речи”.
    Понятия: Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма
    Тип урока: комбинированный
    Универсальные учебные действия:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме
    Подготовительная работа: класс делится на творческие группы, каждая группа получает задание.
    Содержание урока
    (слайд) Эпиграфы: Родная речь - дарованное благо, 
    сложным - сложна, а то простым - проста.
    Пусть сожжена бесценная бумага, 
    слова живут, текут из уст в уста...
    Л. Васильева
    Друзья, следите за собой,
    Когда по-русски говорите.
    Ведь это наш язык родной, – 
    Его для внуков сохраните.           Е. Весник
              Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры.                              В. Сухомлинский
    
     I. Орг. момент.
    Приветствие учащихся.
    Организация рабочей обстановки.
    Психологический настрой. 
    Постановка проблемы, определение цели и задач через работу с текстом.
    П.  Анализ текста. (слайд)
    Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий.
    Какое же это необъятное и неисчерпаемое море - человеческая речь!   (  С. Я. Маршак)
    Задания:
    1.Прочитайте текст, определите его тему.
    2.Выпишите предложения, в котором выражена основная мысль.
    3.Объясните значение слов сопутствовать, отвлечённый, запечатлеть.
    4.В каком значении употреблено в тексте многозначное слово словарь? Подберите синонимы, объясняющие его значение.
    5.Согласны ли Вы с точкой зрения С. Я. Маршака?
    Учитель. Определите проблему, цели, задачи урока.
    Ш.  Запись темы, вопросов урока – семинара.(слайд)
    1. Характеристика особенностей разговорного стиля.
    2. Звуковая сторона речи разговорного стиля.
    3. Лексика разговорного стиля.
    4. Словообразовательные особенности разговорного стиля.
    5. Синтаксис разговорной речи.
    IУ. Слово учителя.
    - Сегодня мы с вами обобщим знания об особенностях разговорного стиля речи. Термин «разговорный стиль» имеет два значения. С одной стороны, он употребляется для обозначения степени литературной речи и включается в ряд: высокий (книжный) стиль – средний (нейтральный) стиль – сниженный (разговорный) стиль. Такое подразделение мы находим в виде соответствующих помет в толковых словарях. С другой стороны, этим же термином обозначают одну из разновидностей литературного языка.
    Разговорный стиль выполняет основную функцию языка – функцию общения, его назначение – непосредственная передача информации преимущественно в устной форме (исключение составляют частные письма, записки, дневниковые записи). Языковые черты разговорного стиля определяют особые условия его функционирования: неофициальность, непринужденность и экспрессивность речевого общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств, автоматизм речи, обыденность содержания и диалогическая форма.
    Большое влияние на разговорный стиль оказывает ситуация – реальная, предметная обстановка речи. Это позволяет предельно сокращать высказывание, в котором могут отсутствовать отдельные компоненты, что, однако, не мешает правильно воспринимать разговорные фразы. 
    В повседневном общении реализуется конкретный, ассоциативный способ мышления и непосредственный, экспрессивный характер выражения. Отсюда неупорядоченность, фрагментарность речевых форм и эмоциональность стиля.
    Как и любой стиль, разговорный имеет свою особую сферу применения, определенную тематику. Чаще всего предметом разговора становятся новости, покупки, цены, погода, здоровье и т.п. Кроме этого, возможно обсуждение ,и новостей в культурной жизни, и политической обстановки, и научных достижений, но и эти темы подчиняются правилам разговорного стиля, его синтаксическому строю. Лексика разговоров в подобных случаях обогащается книжными словами, терминами.
    Для непринужденной беседы необходимым условием является отсутствие официальности, доверительные, свободные отношения между участниками диалога. Установка на естественное, неподготовленное общение определяет отношение говорящих к языковым средствам.
     А сейчас каждая творческая группа представит свою домашнюю работу , и таким образом мы еще раз вспомним основные признаки разговорной речи. Делаем краткую запись в тетрадь.
    Выступления учащихся.
    Группа 1. Характеристика особенностей разговорного стиля (можно сделать такие  выводы)
    Разговорный язык сложился в городской среде, он лишен диалектных особенностей, имеет принципиальные отличия от литературного языка..
    Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме: реплики персонажей в пьесах, в отдельных жанрах художественной и публицистической литературы, записи в дневниках, тексты писем, записок. При этом имеется в виду не устная публичная речь, представленная в форме доклада, лекции, выступления на собрании, в суде, которая строго систематизирована, упорядочена, а неподготовленная диалоговая речь в условиях свободного общения участников.
    Устная речь характеризуется особыми признаками:
    1) отсутствие предварительного обдумывания высказывания и отбора языкового материала;
    2) непосредственность речевого общения между участниками;
    3) непринужденность речевого общения, отсутствие официальности в отношениях между говорящими.
    Большую роль играет обстановка речевого общения и использование внеязыковых средств, таких как мимика, жесты, реакция собеседника. Кроме основной функции – средства общения, разговорная речь выполняет и другие функции: в авторском повествовании служит средством стилизации,  в художественной литературе используется для создания словесного портрета, для воссоздания изображения быта той или иной социальной среды, может создавать комический эффект. Таким образом, разговорная речь образует особую систему и имеет разнообразное назначение.
    Группа 2. Звуковая сторона речи разговорного стиля. (можно сделать такие  выводы)
    В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи, и прежде всего интонация: именно она во взаимодействии со своеобразным синтаксисом создает впечатление разговорности. Непринужденная речь отличается резкими повышениями и понижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных, скандированием слогов, паузами, изменениями темпа речи. По звучанию можно легко отличить полный (академический, строгий) стиль произношения, присущий лектору, оратору, профессиональному диктору, вещающему по радио, от неполного, свойственного разговорной речи. В нем отмечается менее отчетливое произношение звуков, их сокращение, т.е. редукция. Например, вместо Александр Александрович мы говорим Сан Саныч, вместо Мария Сергеевна – Марь Сергевна. Меньшая напряженность органов речи приводит к изменениям качества звуков, а порой к их полному исчезновению (здрасьте, а не здравствуйте, не говорит, а грит, не теперь, а терь, вместо будем слышится буим, вместо что – чо и т.д.). Особенно заметно такое «упрощение» орфоэпических норм в нелитературных формах разговорного стиля, в просторечии. В радио- и тележурналистике особые правила произношения в интонации. В импровизированных, неподготовленных текстах, как  беседа, интервью закономерно следование произносительным нормам разговорного стиля, но не просторечным вариантам, а нейтральным. В то же время высокая культура речи говорящего требует точности произнесения слов, постановки ударений..
    Группа 3. Лексика разговорного стиля. (можно сделать такие  выводы)
    Лексика разговорного стиля делится на две большие группы:
    1. Общеупотребительные слова (день, работать, рано, хороший);
    2. Разговорные слова (картошка, читалка, примоститься).
    Не исключено также употребление разнообразных внелитературных элементов, снижающих стиль: просторечных слов, профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов. Активна экспрессивно-эмоциональная лексика ( ироническая, фамильярная, ласкательная, неодобрительная,). Характерно использование окказиональных слов, неологизмов.
    В разговорном стиле действует закон «экономии речевых средств», поэтому вместо названий, состоящих из двух и более слов, употребляется одно: сгущенное молоко – сгущенка, пятиэтажный дом – пятиэтажка. В иных случаях преобразуются устойчивые сочетания слов и вместо двух слов употребляется одно: ученый совет – совет, больничный лист – больничный, декретный лист – декрет.
    Особое место в разговорной лексике занимают слова с самым общим или неопределенным значением, которое конкретизируется в ситуации: вещь, штука, дело, история. К ним близки «пустые» слова, обретающие определенное значение лишь в контексте (волынка, бандура, драндулет). Разговорный стиль богат фразеологией. Большинство русских фразеологизмов носит именно разговорный характер (рукой подать, нежданно-негаданно, как с гуся вода и др.), еще более экспрессивны просторечные выражения (дуракам закон не писан, у черта на куличках и т.п.). разговорные и просторечные фразеологизмы придают речи яркую образность; от книжных и нейтральных фразеологизмов они отличаются не значением, а особой выразительностью и сниженностью. 
    Группа 4. Словообразовательные особенности разговорного стиля. (можно сделать такие  выводы)
    Словообразование разговорной речи характеризует черты, обусловленные ее экспрессивностью и оценочностью: здесь употребительны суффиксы субъективной оценки со значениями ласкательности, неодобрения, увеличительности и др. (мамочка, лапушка, солнышко, дитятко; кривляка, пошлятина, домище; холодина и т.д.), а также суффиксы с функциональной окраской разговорности, например, у существительных: суффиксы –к- (раздевалка, ночевка, свечка, печка); - ик (ножик, дождик); - ун (говорун); -яга (работяга); - ятина (вкуснятина); - ша (у существительных женского рода название профессий: докторша, кондукторша, билетерша). Используются бессуффиксальные образования (храп, пляс), словосложения (лежебока, пустозвон). Можно указать и наиболее активные случаи словообразования прилагательных оценочного значения: глаз-астый, очк-астый, зуб-астый; кус-ачий, драч-ливый; худ-ющий, здоров-енный и др., а также глаголов – префиксально-суффиксальные: при-говар-ивать, на-игры-вать, суффиксальные: дер-ануть, спекуль-нуть; здоров-еть; префиксальные: ис-худать, при-купить и др. В целях усиления экспрессии используется удвоение слов – прилагательных, иногда с дополнительной префиксацией (такой огромный – огромный; вода черная – черная; она глазастая – глазастая; умная – преумная), выступающих в функции превосходной степени.
    В области морфологии разговорный стиль выделяется особой частотой глаголов, они здесь употребляются даже чаще, чем существительные. Показательно и особенно частое использование личных и указательных местоимений. «Любой диалог предполагает я - говорящего, ты - слушающего, который попеременно берет на себя роль говорящего, и он – того, кто непосредственно не участвует в беседе. В форму я – ты – он можно вложить любое содержание». Указательные же местоимения и другие нужны разговорному стилю благодаря свойственной им широте, обобщенности значения. В отличие от других стилей только разговорный допускает употребление местоимения в сопровождении жеста без предварительного упоминания конкретного слова Из прилагательных в разговорной речи находят применение притяжательные (мамина работа, дедово ружье), зато краткие формы используются редко. Совсем не встречаются здесь причастия и деепричастия, а для частиц и междометий разговорная речь – родная стихия. (Что уж говорить! Вот так штука! На тебе,  сюрприз!) В разговорном стиле отдается предпочтение вариантным формам существительных (в цеху, в отпуску, на дому; стакан чаю, банка меду; цеха, слесаря), числительных (пятидесятью, пятистами), глаголов (прочту, а не прочитаю). В живой беседе часто встречаются усеченные формы глаголов, имеющие значение мгновенного и неожиданного действия: хвать, прыг, скок, стук и т.п. Используются разговорные формы степеней сравнения прилагательных (получше, покороче, труднее всех), наречий (поскорей, поудобней, вероятней всего) и варианты окончаний местоимений (саму хозяйку, в ихнем доме). Даже просторечные формы здесь встречаются в шутливых контекстах (ейный ухажер, евонные товарищи). В разговорной речи закрепились нулевые окончания в родительном падеже множественного числа таких существительных, как килограмм, грамм, апельсин, помидор и т.п. Разговорный стиль допускает употребление вещественных существительных в сочетании с числительными (два молока, две ряженки – в значении «две порции»). Здесь обычны своеобразные формы обращений – усеченные существительные: мам! Пап! Кать! Вань! Не менее самобытна разговорная речь и в распределении падежных форм: здесь господствует именительный, который в устных репликах заменяет книжные управляемые формы.
    Группа 5. Синтаксис разговорной речи. (можно сделать такие  выводы)
    Синтаксис разговорной речи весьма своеобразен. Здесь господствуют простые предложения, чаще неполные, односоставные определенно- личные, неопределенно-личные, безличные.. 
    В устной речи мы часто не называем предмет, а описываем его. В результате неподготовленности речи в ней возникают присоединительные конструкции: Сложные предложения не характерны для разговорной речи, чаще других употребляются бессоюзные: 
    Необычен и порядок слов в живой речи: на первое место ставится, как правило, самое важное в  сообщении слово, т.е . наблюдается инверсия. Придаточные включаются в перечисленный ряд однородных членов простого предложения. В ряде разговорных типов предложений могут совмещаться вопросно-ответные построения и отражаться структурные черты диалогической речи. Следует отметить и такие черты разговорного синтаксиса:
    - Употребление местоимения, дублирующего подлежащее.
     - Вынесение в начало предложения важного по смыслу слова из придаточной части.
    - Употребление слов – предложений.
    - Использование вставных конструкций, вносящих добавочные, дополнительные сведения, поясняющих главное сообщение.
    - Активность вводных слов типа может быть, кажется, к счастью, как говорится, так сказать…
    - Широкое распространение лексических повторов типа так-так, вот-вот, далеко-далеко…
    IV. Обсуждение выступлений творческих групп, составление обобщающей таблицы по теме “Функции, сфера и назначение разговорного стиля речи” (слайд)
    Основная функция
    Общение
    Назначение
    Передача информации
    Сфера применения
    Беседа, частная переписка
    Разновидности
    Литературно-разговорный и разговорно-бытовой
    Тематика
    События, погода, здоровье, новости
    Формы
    Устная (преобладающая форма общения) и письменная
    Характерные черты
    Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность
    V. Закрепление . Практическая часть.
        1. Работа с текстом: А.Пушкин «Любопытный».(слайд)
    2.Работа с таблицей «Стили языка и коммуникативные качества речи» (слайд)
    3. Тренировочные упражнения.
    (Отработка умений и навыков проводится на основе взаимозаданий, после выполнения которых организуется взаимопроверка).
    Карточка 1.
    Задание.  Дайте свое толкование слов, поясните их стилистическую окраску, по отношению к кому и в какой ситуации их можно употреблять:
    Симпатяга, забияка, кривляка, старикан, баловень, громила, крикун.
    Карточка 2.
    Задание. Составьте предложение с фразеологизмами ( упр. 485 №№ 1,4,5,7,12,14,16,17,18). Определите к каким стилям речи относятся данные фразеологизмы.
    Карточка 3.
    Задание. Определите особенности в построении сложных предложений разговорной речи. 
    Перестройте предложения в соответствии с нормами литературного произношения, расставьте знаки препинания. Объясните.
    - Спросите кто стоит впереди. (Спросите того, кто стоит впереди.)
    - Положите книгу где она лежала. (Положите книгу туда, где она лежала.)
    ( В данных предложениях пропущены соотносительные слова.)
    - Складом своей фигуры Наполеон тоже нельзя сказать, чтобы слишком толст, однако же и не так, чтобы слишком тонок. ( Нельзя сказать, чтобы складом своей фигуры Наполеон был слишком толст, однако же и не так , чтобы слишком тонок.) 
    ( В этом предложении главная часть сложноподчиненного предложения включена в состав придаточной части.)
    Карточка 4.
    Задание.  Найдите разговорные  и просторечные слова и обороты речи в отрывке из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
    Карточка 5.
    Задание. Составьте микротексты (по 2-3 предложения), в которых уместно были бы употреблены характерные для разговорного стиля союзы :
    1) Да и;  2) а не то;  3) не так чтобы;   4) не так чтобы…, а ( но)
    !!! Можно предложить другой вариант закрепления темы.
    1. Работа с учебником. Работа по группам.
    Группа 1 – упр. 480.
    - Выписать фразеологизмы, относящиеся к разговорному стилю.
    Группа 2 – упр. 481.
    - Выписать слова, относящиеся к разговорному стилю.
    Группа 3, 4 - упр. 494.
    - Выписать из отрывка повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» разговорные и просторечные слова.
    Группа 5 – упр. 479.
    - Выписать слова, относящиеся к разговорному стилю.
    2. Коллективная работа.
    - Замените приводимые ниже предложения синонимическими разговорными конструкциями.
    Вариант 1.
    Пытаясь информировать каждого человека о достоинствах науки, популяризаторы, с одной стороны, выполняют благородную задачу, с другой стороны – порождают опасное ощущение благополучия.
    Вариант 2.
    Заинтересовавшись историей инквизиции, я выучил испанский язык
    VI. Итог урока.
    Учитель. 
    - Назовите особенности разговорного стиля речи.
    - Что сближает разговорный и художественный стили речи?
    (ответы учащихся)
    Учитель.
    - Итак, разговорный стиль в большей степени, чем все другие стили, обладает ярким своеобразием языковых черт, выходящих за рамки нормированного литературного языка. Для него характерна неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Он может служить убедительным доказательством того, что стилистическая норма принципиально отличается от литературной. Отступления от нормы могут колебаться в зависимости от внутристилевого расслоения разговорного стиля. В нем есть разновидности сниженной, грубой речи, просторечие. Однако разговорная речь интеллигентных, образованных людей вполне литературна, и в то же время она резко отличается от книжной, связанной строгими нормами других функциональных стилей.
    Закончить беседу хотелось бы «Одой русскому языку», в которой Е.Весник выразил свою обеспокоенность состоянием русского языка:
    О, бедный мой язык родной,
    О, прелесть русской речи чистой!
    Кто не глумился над тобой – 
    Шпана, чиновники, лингвисты…
    Кто бедолагу не ломал, 
    Не выворачивал, не мучил:
    «Облегчить, начал, взад, принял,
    правы, сочуйствовать, подключил».
    Ну, ладно, жулик, или вор,
    Иль алкаши, иль наркоманы,
    Но педагог, но прокурор,
    Но дикторы с телеэкрана!..
    Рабочий и интеллигент
    Родную речь, как шавку, лупят.
    «Осужденный и инциндент,
    блага, сочуйствовать, оглупят». 
    Ну, ладно б только бюрократ – 
    Кувшинное тупое рыло.
    Но журналист, но депутат
    Язык недавно исказили.
    От сердца я хочу воззвать
    Ко всем, кто сын России верный:
    Пора не начать, а начать
    Язык наш очищать от скверны.
    Друзья, следите за собой,
    Когда по-русски говорите.
    Ведь это наш язык родной, – 
    Его для внуков сохраните!
    
    VI. Домашнее задание(дифференцированное) (слайд)
    По выбору учащегося.
     - Составьте текст небольшого письма, SMS-сообщения близкому вам человеку. Используйте этикетные клише. 
      - Передайте содержание сегодняшнего урока русского языка в письме, адресованном вашему другу - сверстнику. Попробуйте обосновать выбор языковых средств.
    - Напишите сочинение-зарисовку в разговорном стиле речи, используя диалог на одну из предложенных тем:
    - впечатления от просмотренного кино-, видео-, телефильма, спектакля;
    - рассказ о любимом певце, актере.
    Использованная литература:
    
    1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебное пособие для 10-11 классов общебразоват. Учреждений. М. Просвещение, 2011
    2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2002.
    3. Золотареа И.В.,  Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. Традиционная система планирования уроков и методы преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. М. ВАКО, 2005
    4. Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя. М. «Баласс», «Ювента», 2006
    5. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл. М., 2006.
    6.  Пленкин Н.А. Стилистика русского языка. М., 2007
    7. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 кл., 2011
    8. Материалы к уроку (ЦОР, ЭОР): http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/6ba07fc7-5f14-4873-9b62-a8950067b7ac/?interface=pupil&class[]=54&subject[]=8
    
    
    
     

    Автор(ы): Черкасова С. А.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку