Название предмета: русский язык Класс:10 УМК А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой, 2011г. Уровень обучения: базовый Тема урока: Язык и культура. «Язык каждого народа создан самим народом». К. Д. Ушинский. Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1 Тема:Язык и культура. «Язык каждого народа создан самим народом». К. Д. Ушинский. Цели урока: Раскрыть взаимосвязь понятий «язык» и «народ» Развивать творческие и исследовательские навыки обучающихся. Воспитывать культуру общения. Формировать у обучающихся собственную точку зрения на основе языкового материала. Совершенствовать навыки работы с научно-учебным, лингвистическим текстом, уделяя одновременно внимание повышению письменной грамотности учащихся. Подготовка к уроку: Карточки с заданием. Информационный материал, работа в группах. Презентация « Язык и культура» Сообщения обучающихся. Оборудование: компьютер, проектор. Планируемые результаты: Умение работать с текстом; Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности; Умение владеть языковыми нормами Эпиграф к уроку: «Язык каждого народа создан самим народом». К. Д. Ушинский. Ход урока I.Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия. Слайд 1. II. Проверка домашнего задания. 1. Фронтальный опрос: - Каковы две основные функции русского языка в жизни человеческого общества? - Какова роль русского языка в жизни нашего государства? - К какой группе славянских языков он относится? - Помогает ли это в общении людей славянской национальности? - Перечислите официальные и рабочие языки ОНН? 2. Составить план второго текста 269 упражнения. Слайд 2 Примерный план: 1) Начало человеческого слова есть история человечества. 2) Язык каждого народа создан самим народом. 3) Грубая, серая масса народа — источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. 4) Язык народа есть цельное органическое его создание. 5) Язык народа — цвет всей его духовной жизни. 3. В это время остальные пишут взаимодиктант по словам, подобранным дома к уроку. Переварить, развивать, обижаться, пробежать, скрепить, умилять, преподать, несправедливо, спешить, трясина, единица, золото, молчание, с помощью, родители, огорчение, водица, земелька, поляна, веснушка, хлопотливые. Прекрасный, искусный, добросовестный, лестный, властвовать, ровесник, искусственный, контрастный, бестактный, лестница, солнце, здравствуйте, сверстник, президентский, чувствовать, хлёсткий, участвовать, поздний, прелестный, несносный. III. Работа по теме урока 1. — Вспомните, что такое язык. (Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.) Слайд 4 — Значит, язык возник и развился с данным человеческим коллективом, поэтому представляет собой явление социальное: нет народа без языка, нет языка без народа. Слайд 5. Порассуждайте над высказыванием (работа в группах). Приведите примеры. — Напишите изложение второго текста из упр. 269 по составленному плану. План( слайд2), на работу отводится 15—20 минут, затем 2—3 человека читают свои работы. 2. Подберите афоризмы о языке. Слайд 6. Язык мудрого — в сердце, сердце глупца — на языке. (Соломон) Язык голову бережёт. (Б. Грасиан) Язык — первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А. Генис) Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Паустовский К. Г. Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. Мериме П. 3. Закрепление знаний и умений. (Выступления обучающихся). Понятия: культура, взаимосвязь языка и культуры, влияние одного народа на другой, взаимообогащение языков, самобытность национального языка. IV. Рефлексия. Письменная - Дополните предложение « Язык связан с …. (обществом, культурой, историей)». V.Домашнее задание. Упр. 269 (вторая часть): задание 3 (объяснить знаки препинания в первых двух предложениях), задание 4 (объяснить все случаи и пользования дефиса и тире в данном тексте), задание 5 (выписать 10-15 слов с проверяемыми гласными в корне).
Автор(ы): Карпенко Т. Г.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docАвтор(ы): Карпенко Т. Г.
Скачать: Русский язык 10кл - Презентация к уроку.pptx