Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

28 Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Реферат. Рецензия (Тимакова А. А.)

Текст урока

  • Конспект

     Конспект урока по русскому языку в 10 классе.
    УМК:  Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще­ние, 2007. 
    
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация.  План.Тезисы. Выписки. Конспект. Реферат. Рецензия.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: данный урок является единственным по теме  «Текст, его строение и виды его преобразования». На уроке учащиеся получают возможность расширить знания о тексте, его строении, таких видах его переработки, как план, тезисы, конспект, реферат, знакомятся с правилами написания аннотации и рецензии. Отработка навыков переработки текста (план, тезисы, выписки, конспект, реферат) и написания рецензии проводится на последующих уроках русского языка, а также на уроках литературы,  истории и др. 
    Цели урока: создать условия для формирования навыков анализа текста и различных способов его переработки;
          развивать логическое мышление учащихся, речевой слух, творческий и     познавательно-поисковый интерес  посредством работы с текстами и материалами учебника;
          расширять кругозор, формировать  нравственные ориентиры учащихся.
    
    Задачи урока: 
    1. обобщить знания о признаках текста, его строении;
    2.  сформировать умение анализировать  главную информацию текста, обобщать все микротемы текста, устанавливать смысловые отношения между предложениями текста, определять причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав средства связи предложений, определять лексическое значение слова;
    3. расширить знания учащихся о таких видах переработки текста, как план, тезисы, выписки, конспект, реферат;
    4. познакомить с правилами написания аннотации и рецензии;
    5. схематизировать учебный материал, алгоритмизировать действия для переработки текста;
    Планируемые результаты:
    Ученик должен знать: признаки текста, его строение, функционально – сысловые типы текстов, виды переработки текста.
    Уметь: определять тему и основную мысль текста, устанавливать смысловые отношения между предложениями текста, определять причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, составлять план текста, тезисы, делать выписки, конспектировать, писать реферат, аннотацию, рецензию, схематизировать учебный материал, алгоритмизировать действия для переработки текста.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: учебник, раздаточный материал
    Содержание урока.
    I. Организация начала урока.  (Слайд 1)
    Слово учителя.
    Сегодня мы начинаем повторять один из самых важных и сложных разделов языкознания – текстоведение. Почему этот раздел  так важен для нас? Потому что умение не только выразить свою мысль, но и развить её так, чтобы верно поняли окружающие, помогает человеку занять ту социальную ступень, которой он соответствует. По тому, как человек говорит, судят о его образованности, интеллекте, о его общей культуре и о его отношении к окружающим. Работа с текстом является необходимым условием ЕГЭ по русскому языку. Задания по тексту представлены как в первой части работы, так и во второй, где нужно создать собственный текст на основе прочитанного.
    II. Целеполагание. (слайд 2)
    - Посмотрите на тему урока и сформулируйте цели нашей работы (возможна помощь учителя).
    III. Разминка. Подготовка к ЕГЭ. (Слайд 3)
    - Мы продолжаем готовиться к ЕГЭ. Как  показывает опыт, у многих вызывают затруднения задания, связанные именно с анализом текста. Это задания 1 -3, 20 -21. Сегодня мы с вами будем работать  с  заданиями 1 -3.
    Прочитайте текст и выполните задания 1–3 (на листах раздаточного материала)
    (1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. <…> всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.
    1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
    1) Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.
    2)  Алмазная   крошка  из-за  своей  твёрдости   используется   в   качестве   основного компонента зубоврачебного бора.
    3) Алмазы,    обладающие    особой    твёрдостью,    используются    для    производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.
    4) Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.
    5) Бриллианты и  режущие и точильные инструменты изготавливают, используя алмазы, которые обладают особой твёрдостью.
    2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
    1) Во-первых,         2)Потому что            3)Наверное,
    4) Например,           5) Однако     
    3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДИСК. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
    ДИСК -а; м. [от греч. diskos - круглая пластинка].
    1. Видимая форма Солнца, Луны, планет. Д. Солнца. Лунный д. Тень Земли при затмении Солнца покроет четверть его диска.
    2.  Предмет, имеющий вид плоского круга. Д. маятника часов. Камень в виде диска. Металлический д. // Деталь машины, какого-л. устройства в виде плоского круга. Д. пилы. Тормозные диски автомобиля. Крутить д. телефона. Д. автомата, пулемёта (магазинная коробка автомата, пулемёта).
    3. Легкоатлетический снаряд для метания. Метать д.
    4. Грампластинка. Купить новый д. Д. с записью инструментального ансамбля. Обменять диски.
    5. Информ. Устройство, позволяющее записывать и хранить информацию в компьютере. Жёсткий д. Гибкий д.
    6. Информ. Носитель данных, предназначенный для записи и воспроизведения звука и изображения; компакт-диск. Магнитный д.
    7. Мед. Хрящевая прослойка, находящаяся между суставов. Повредить д. Диски стёрлись.
    Ответы:1. 35; 2.4; 3.2 (слайды 4, 5, 6)
    - Кто выполнил тестовые задания без ошибок? 
    - Объясните остальным, чем вы руководствовались, выполняя задание.
    
    IV. Актуализация знаний о признаках текста и его строении.
    1. Кластер.
    
    - Итак, сейчас вы работали с текстом. Конечно, каждому из вас слово «текст» давно знакомо. Вы даже можете дать определение (слайд 7). Давайте вместе вспомним, по каким признакам мы отличаем текст от, скажем, набора предложений. Все названные признаки оформляем в тетради в виде кластера (фронтальная работа). (Слайд 8)
    
           -  Мы  вспомнили признаки текста. Но давайте проверим,  всё ли мы вспомнили. Для этого откройте учебник на стр. 155, прочтите первый фрагмент теоретического материала «Признаки текста», отмеченный значком   и дополните кластер теми признаками, которые мы упустили. (Слайд 9)
           - Скажите, можно ли на основании одного признака утверждать, что перед нами текст, а не какая-то другая синтаксическая единица? Существуют ли главные и второстепенные признаки текста или они равноправны? (Учащиеся высказывают предположения.)  Давайте проверим наши предположения.
    2.  Работа с текстами (выполняется  по рядам).
    1 ряд: текст №1(упражнение 520, стихотворение А.Фета «Я пришёл к тебе с приветом…»).
    2 ряд: текст упр.517 (стихотворение Ф Тютчева «Весенняя гроза»).
    Текст №3 (раздаточный материал (текст с нарушенной последовательностью предложений)): 
    1. Европа – колыбель культуры, а Греция – колыбель европейской                     цивилизации.
    2. Раздвинулась историческая перспектива, открылось богатство и разнообразие культур.
    3. Когда были прочтены египетские и клинописные письмена, когда была открыта цивилизация острова Крит, а в Туркмении, Ираке, Испании, Сахаре были найдены следы одной из величайших технологических революций, в результате которой человечество перешло к оседлому образу жизни, наши представления о прошлом во многом изменились.
    4. Это мнение казалось непоколебимой истиной до тех пор, пока не началась эпоха археологических открытий.
    
         - Ваша задача -  доказать или опровергнуть утверждение, что перед нами тексты. Укажите признаки текста или их отсутствие. 
    (Учащиеся работают с текстами, затем слушаем устные ответы, возможна дискуссия)
          3.  Затем делается общий вывод: текст может не иметь всех перечисленных признаков, как, например, стихотворение Фета, которое состоит из одного предложения, но это предложение не может быть простым; обязательными признаками текста являются непременное наличие темы, идеи, ( которые обеспечивают информативность, а это напрямую связано с содержанием), основной мысли, которая должна получить развитие; нарушенный логический порядок превращает текст в набор отдельных предложений, как, например, в третьем  тексте. (Слайд 10)
     - В своём кластере закрасьте зелёным цветом те овалы, в которых указаны главные признаки текста. (Слайд 11)
    
    
    4.  Что вы можете сказать о строении текста?  (Текст состоит из одного или нескольких абзацев). (Слайд 12)
    - Дайте определение, что такое тема текста. Сверьтесь с определением в учебнике (стр. 162).
    - Чем, по-вашему, тема отличается от микротемы? (Это составная часть темы). Микротема реализуется в микротексте, который мы с вами и называем привычным словом – абзац.
    -  Прочитайте материал учебника, отмеченный значком , на стр. 162 и расскажите, что вы узнали о строении абзаца. (Ответ дают 2 ученика).  
    - В чём нам помогут знания о микротеме и о строении абзаца? ( В работе над сочинением и при составлении плана текста по разным предметам).
    V. Изучение нового материала.
    1) Постановка проблемы.
    – Существуют разные виды переработки текста. Какие? Чстобы ответить на этот вопрос, вам нужно поработать с материалами учебника.
    Самостоятельная работа в группах: изучить информацию учебника на стр. 192 – 203, отмеченную значком ,  и составить схему «Виды переработки текста». (Возможна консультативная помощь учителя). Схема строится на ватманском листе, и затем каждая группа защищает свою работу. Примерный вид схемы: (слайд 13)
    
    2)  - Со всеми указанными видами переработки текста мы с вами уже встречались. Однако чаще всего в своей школьной деятельности, готовясь к пересказу параграфа учебника, вы встречаетесь с сокращением текста. Существуют определённые  правила сокращения текста. Давайте познакомимся с этими правилами (материал учебника на стр. 192).
    - С чего начинается работа над текстом? (С объяснения непонятных и непонятых слов).
    - Что нужно сделать за этим? (Можно карандашом на полях книги  выделить смысловые части текста и дать им заглавие. Затем в каждой части подчеркнуть ключевые слова или опорные понятия. Предложения сократить, убирая, например, придаточные части или однородные члены предложения). (Слайд 14)
    3)  Знакомство с правилами написания рецензии.
    - Очень часто в жизни нам приходится давать оценку какому – либо тексту. Это является шагом к созданию рецензии. Существуют определённые правила написания рецензии. Прочитайте самостоятельно материал учебника на стр. 205 - 206.(Слайд 15)
    - Все ли пункты плана вам ясны? (Обсуждение)
    4) Работа с упр. 330
    - Чтение текста вслух.
    - Определение темы рецензии.
    - Удачно ли подобрано название?
    - Каково ваше мнение о рецензии? Побуждает ли она прочитать книгу? Аргументируйте.
    - Оцените синтаксические  конструкции, которые использовал рецензент. 
    -  Как в рецензии проявляется оценка текста?
    VI. Контроль знаний.
         Терминологический диктант. (Слайд 16)
    1. Самая короткая форма изложения текста, его схема.
    2. Дословная или документально точная запись частей текста.
          3. Краткая характеристика книги, статьи, излагающая их содержание и дающая иногда их оценку.
         4. Краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат.
         5. Краткое письменное изложение содержания текста.
         6. Новый связный текст, только более краткий, чем  основной, исходный, составленный на основе одного или нескольких текстов.  
    Проверка (слайд 17). Объяснение ошибок.
    VII. Рефлексия.
    - Что нового вы узнали сегодня на уроке?Что вызвало затруднения? Над чем ещё нужно поработать?
    VIII. Домашнее задание: упр. 332 (написать рецензию на  статью из газеты)(слайд 18)
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     
    
     

    Автор(ы): Тимакова А. А.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.doc

Презентация к уроку