Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

8 Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор слова (Котова Л. В.)

Текст урока

  • Конспект

     Русский язык
    10 класс
    УМК-Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2010.
    Базовый уровень
     Тема: "Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор слова".
    На изучение данной темы отводится 1 час.
    В конспекте  урока русского языка в 10 классе по данной теме рассматриваются вопросы   о системе гласных и согласных звуков, способах их обозначения на письме, о соотношении звукового и буквенного облика слова, что позволяет более эффективно подготовиться   к ЕГЭ.
    Цель: обобщение знаний по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работа над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепление навыков произношения.
    Задачи урока:
    Образовательная: 
    создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».
    Воспитательная: 
    создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности,взаимопомощи, формирования  личности  обучающихся  через  трудолюбие,  внимания  на  уроке,  интереса к урокам русского языка, воспитания  любви  к  русскому языку.
    Развивающая:  
    создать условия для развития  умений  и  навыков  обучающихся, полученных при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография» и логического мышления.
    Планируемые результаты:
    Учащиеся должны:
    соблюдать языковые нормы, 
    проводить различные виды анализов, 
    оценивать написанное и сказанное с точки зрения нормативности.
    Техническое обеспечение урока:
    мультимедиаопроектор, компьютер.
    Содержание урока
    I. Организационный момент.
    II. Вступительная беседа. Постановка цели урока.
    III. Формирование мотивации.
    IV. Словарная работа
    V. Актуализация знаний о фонетике, графике, орфоэпии.
    VI. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
    VII Выполнение тренировочных упражнений
    Домашнее задание
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Вступительная беседа. Постановка цели урока.
    Работа с транскрипцией. На доске записано высказывание Н.В. Гоголя в фонетической транскрипции. Восстановите данное высказывание в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами.
    Слайд №2 [Н'изнай'у / фкакой'  другой' л'ит'иратур'э  паказал'и ст'ихатворцы  такой'э б'искан'эч'най'э  разнаабраз'ий'э ат'энкоф звука / ч'иму ач'ас'т'и/ разум'эица / спасопстфавал сам паит'ич'иск'ий' й'изык наш]
    Запись учащимися высказывания.
    Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш.
    Николай Васильевич Гоголь
    Слайд № 3
    III. Формирование мотивации.
    Слово учителя. Мы поработали с тремя слайдами, по которым мы можем сформулировать тему урока.
    Начнём с транскрипции (Фонетика), записали в тетради, используя какие знаки? Буквы (Графика). Красным цветом выделены буквы УДАРНЫЕ, произношение соответствует написанию? НЕТ (Орфоэпия) И самый первый слайд с ошибками –(Орфография) Всё это мы изучили? ДА. Что будем повторять?
    Слайд №4
    IV. Слайд №5
    Словарная работа
    Транскрипция (в языкознании) – совокупность специальных знаков, при помощи которых передаётся произношение, а также соответствующая запись.
    Слайд №6
    Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка (звуки и их классификацию, звуковые изменения, ударение, слог, соотношение между звуками и буквами). Нормы литературного произношения изучает орфоэпия.
     Звук является наименьшей единицей языка. Звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных звуков участвует только голос, а в образовании согласных – шум или голос и шум.
    V. Актуализация знаний о фонетике, графике, орфоэпии.
    Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками?
     (Графика.)
    Чем различаются буква и звук?  
    (Букву видим и  пишем, звук произносим и слышим.)
    Какую роль в  языке выполняют звуки? Приведите примеры.( Звуки в языке выполняют  важную смыслоразличительную роль: создают внешнюю, звуковую оболочку слова и тем самым помогают отличать слова друг от друга.Лимон - лиман, доска-тоска.)
    В чём различие между произношением гласных и согласных звуков? Глухих и звонких согласных?
    ( При образовании гласных воздух проходит через рот свободно,  при образовании согласных  встречает какие-либо преграды.Гласные состоят из голоса, звонкие  согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.) 
    Назовите звонкие  и глухие звуки, образующие пары.
     ([б]–[п], [в]–[ф], [г]–[к], [д]– [т], [з]–[с], [ж]–[ш] + мягкие пары.)
    Какие звуки не образуют пар по звонкости/глухости?
     (9 непарных звонких (сонорных) согласных: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] и 5 глухих согласных: [х], [х’], [ц], [ч’], [ш’].)
    Приведите примеры парных по твёрдости/мягкости звуков.	
    ([б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’] и др.)
    Какие звуки не образуют пар по твёрдости/мягкости?
    (3 твёрдых согласных: [ж], [ш], [ц] и 3 мягких согласных: [ч’], [ш’], [й’].)
    Какие буквы и когда обозначают 2 звука? Приведите примеры.
    (Буквы е –[й’э], ё –[й’о], ю–[й’у],я–[й’а] в начале слова, после разделительного ъ, ь, после гласной: ель, подъезд, поёт.)
    Как обозначается на письме мягкость согласных звуков?  Приведите примеры. 
     (С помощью ь (мельче), букв е,ё,ю, я (ветер, лёд, люк, ляг) и т.п. )
    Какие процессы, связанные с согласными буквами, и когда происходят в слове? Приведите примеры. 
    (Озвончение – замена глухого согласногопарным ему звонкимперед другим звонким согласным (просьба). Оглушение - замена звонкого согласного парным ему глухим на конце слова и  перед глухим согласным (город,варежки). Упрощение групп непроизносимых согласных лнц–[нц], здн–[зн], стн – [сн], стл – [сл], рдц – [рц] и др.(праздник – пра[зн]ик). Уподобление звуков (ассимиляция):  (смеяться – смея[ца]. Расподобление звуков (диссимиляция): ногти – [нохт’и].)
    Что изучает орфоэпия?
     (Правила произношения звуков и ударения в словах).
    Образец фонетического разбора слова
    Слайд №7
    Стихотворцы — [ст’ихатворцы] — сти-хо-твор-цы (4 слога). 
    с [с] — согласный, глухой парный, твердый парный
    т [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный
    и [и] — гласный, безударный
    х [х] — согласный, глухой непарный, твёрдый парный
    о [а] — гласный, безударный
    т [т] — согласный, глухой парный, твердый парный
    в [в] — согласный, звонкий парный, твердый парный
    о [о] — гласный, ударный
    р [р] — согласный, звонкий непарный, твердый непарный
    ц [ц] — согласный, глухой непарный, твердый непарный
    ы [ы] — гласный, безударный
    11 букв, 11 звуков.
    VI. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
    1.  Задания по упр. 5 (задания 2, 3, 4), и по упр. 6 (задание 3).
    2. Выполнение тренировочных упр. 8, 9.
    Ответы к упр. 8:
    • Дай, ноль, яр, я, куль, пара, пол.
    • В слове «лебедятами» [т] — твердый согласный звук.
    • 6 согласных звуков в пословице.
    • 4 звука [ш] в пословице.
    • 4 звука [ф] в четверостишии А.Яшина.
    • Без жилья — 8 звуков; рассмеяться — 10 звуков; стать — 4 звука; без шума — 6 звуков; детство — 6 звуков; расщедриться — 10 звуков.
    Ответы к упражнению 9:
    В первой строфе рифмуются 1, 3 строки, 2, 4 строки, открытые слоги в 1, 3 строках произносятся долго, за счет этого создается картина необозримой, необъятной равнины, в 2, 4 строках открытый гласный произносится кратко, что способствует выражению определенного эмоционального настроя, восприятия.
    Во второй строфе стихотворения А. Фета тоже рифмуются 1, 3, 2, 4 строки, так как во 2, 4 строках происходит оглушение г — [х].
    В стихотворении М. Лермонтова чередуются 1, 3, 2, 4 строки. Рифмующиеся строки закрытые, особенно в первой строфе ощущается сила, мощь реки Терека, ей тесно, пытается вырваться на свободу, что помогает понять душевное состояние лирического героя. Но в жизни бывает все: за чередой неудач наступает время простора, удовлетворение одухотворенности. Поэтому вторая строфа носит светлый, радостный оттенок за счет 1, 3 строк (мягких ласкающих звуков [с]).
    В стихотворении Ф. Тютчева образ майской грозы воссоздают фонетические средства — сочетание гласных звуков (аллитерация): [гр — р — гр —р’ — гр — гр — гр’ — р] (грозу — первый гром — резвяся — играя — грохочет — гремят раскаты). Звуки имитируют грозовые раскаты. Картина становится такой яркой, что слышится эта «гроза в начале мая».
    1. Фонетический разбор согласных:
    Чудная
    ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный
    д — [д] — согласный, звонкий парный, твердый парный
    н — [н] — согласный, звонкий парный, твердый парный
    й — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
    Картина
    р — [р] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
    т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный
    н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
    Буре
    р — [р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
    Плач
    п — [п] — согласный, глухой парный, твердый парный
    ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный
    Его
    е — [й’э], [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
    г — [г] — согласный, звонкий парный, твердый парный
    Подобен
    п — [п] — согласный, глухой парный, твердый парный
    д — [д] — согласный, звонкий парный, твердый парный
    б — [б’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный
    н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
    Он
    н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
    Лукавый
    л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
    к — [к] — согласный, глухой парный, твердый парный
    в — [в] — согласный, звонкий парный, твердый парный
    й — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
    Принял
    п — [п] — согласный, глухой парный, твердый парный
    р — [р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
    н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
    л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
    Вид
    в — [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный
    д — [д] — согласный, звонкий парный, твердый парный
    Солнце
    с — [с] — согласный, глухой парный, твердый парный
    л — звука не обозначает
    н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
    ц — [ц] — согласный, звонкий непарный, твердый непарный
    Нити
    н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
    т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный
    Золотит
    з — [з] — согласный, звонкий парный, твердый парный
    л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
    т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный
    т — [т] — согласный, глухой парный, твердый парный
    Все
    в — [ф] — согласный, глухой парный, твердый парный
    с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий парный
    Вторит
    в — [ф] — согласный, глухой парный, твердый парный
    т — [т] — согласный, глухой парный, твердый парный
    р — [р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
    т — [т] — согласный, глухой парный, твердый парный
    Весело
    в — [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный
    с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий парный
    л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
    Громам
    г — [г] — согласный, звонкий парный, твердый парный
    р — [р] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
    м — [м] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
    м — [м] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
    Чуд-на-я, кар-ти-на, бу-ре, е-го, по-до-бен, он, лу-ка-вый, при-нял, вид, солн-це, ни-ти, зо-ло-тит, все, вто-рит, ве-се-ло, гро-мам.
    2. а) Слова, в которых одинаковое количество звуков и букв: картина, родня, грозу, небе и др.
    б) Слова, в которых звуков больше, чем букв: чудна, белая, молодые, дождевые, воет.
    в) Слова, в которых букв больше, чем звуков: пыль, солнце. 
    
    Домашнее задание
    Упр. 4. Выполнить все задания к упражнению.
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Котова Л. В.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.doc

Презентация к уроку

Задания к уроку