Русский язык 10 класс УМК-Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2010. Базовый уровень Тема: "Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор слова". На изучение данной темы отводится 1 час. В конспекте урока русского языка в 10 классе по данной теме рассматриваются вопросы о системе гласных и согласных звуков, способах их обозначения на письме, о соотношении звукового и буквенного облика слова, что позволяет более эффективно подготовиться к ЕГЭ. Цель: обобщение знаний по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работа над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепление навыков произношения. Задачи урока: Образовательная: создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография». Воспитательная: создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности,взаимопомощи, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку. Развивающая: создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография» и логического мышления. Планируемые результаты: Учащиеся должны: соблюдать языковые нормы, проводить различные виды анализов, оценивать написанное и сказанное с точки зрения нормативности. Техническое обеспечение урока: мультимедиаопроектор, компьютер. Содержание урока I. Организационный момент. II. Вступительная беседа. Постановка цели урока. III. Формирование мотивации. IV. Словарная работа V. Актуализация знаний о фонетике, графике, орфоэпии. VI. Проверка знаний. Отработка умений и навыков VII Выполнение тренировочных упражнений Домашнее задание Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительная беседа. Постановка цели урока. Работа с транскрипцией. На доске записано высказывание Н.В. Гоголя в фонетической транскрипции. Восстановите данное высказывание в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами. Слайд №2 [Н'изнай'у / фкакой' другой' л'ит'иратур'э паказал'и ст'ихатворцы такой'э б'искан'эч'най'э разнаабраз'ий'э ат'энкоф звука / ч'иму ач'ас'т'и/ разум'эица / спасопстфавал сам паит'ич'иск'ий' й'изык наш] Запись учащимися высказывания. Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш. Николай Васильевич Гоголь Слайд № 3 III. Формирование мотивации. Слово учителя. Мы поработали с тремя слайдами, по которым мы можем сформулировать тему урока. Начнём с транскрипции (Фонетика), записали в тетради, используя какие знаки? Буквы (Графика). Красным цветом выделены буквы УДАРНЫЕ, произношение соответствует написанию? НЕТ (Орфоэпия) И самый первый слайд с ошибками –(Орфография) Всё это мы изучили? ДА. Что будем повторять? Слайд №4 IV. Слайд №5 Словарная работа Транскрипция (в языкознании) – совокупность специальных знаков, при помощи которых передаётся произношение, а также соответствующая запись. Слайд №6 Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка (звуки и их классификацию, звуковые изменения, ударение, слог, соотношение между звуками и буквами). Нормы литературного произношения изучает орфоэпия. Звук является наименьшей единицей языка. Звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных звуков участвует только голос, а в образовании согласных – шум или голос и шум. V. Актуализация знаний о фонетике, графике, орфоэпии. Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками? (Графика.) Чем различаются буква и звук? (Букву видим и пишем, звук произносим и слышим.) Какую роль в языке выполняют звуки? Приведите примеры.( Звуки в языке выполняют важную смыслоразличительную роль: создают внешнюю, звуковую оболочку слова и тем самым помогают отличать слова друг от друга.Лимон - лиман, доска-тоска.) В чём различие между произношением гласных и согласных звуков? Глухих и звонких согласных? ( При образовании гласных воздух проходит через рот свободно, при образовании согласных встречает какие-либо преграды.Гласные состоят из голоса, звонкие согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.) Назовите звонкие и глухие звуки, образующие пары. ([б]–[п], [в]–[ф], [г]–[к], [д]– [т], [з]–[с], [ж]–[ш] + мягкие пары.) Какие звуки не образуют пар по звонкости/глухости? (9 непарных звонких (сонорных) согласных: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] и 5 глухих согласных: [х], [х’], [ц], [ч’], [ш’].) Приведите примеры парных по твёрдости/мягкости звуков. ([б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’] и др.) Какие звуки не образуют пар по твёрдости/мягкости? (3 твёрдых согласных: [ж], [ш], [ц] и 3 мягких согласных: [ч’], [ш’], [й’].) Какие буквы и когда обозначают 2 звука? Приведите примеры. (Буквы е –[й’э], ё –[й’о], ю–[й’у],я–[й’а] в начале слова, после разделительного ъ, ь, после гласной: ель, подъезд, поёт.) Как обозначается на письме мягкость согласных звуков? Приведите примеры. (С помощью ь (мельче), букв е,ё,ю, я (ветер, лёд, люк, ляг) и т.п. ) Какие процессы, связанные с согласными буквами, и когда происходят в слове? Приведите примеры. (Озвончение – замена глухого согласногопарным ему звонкимперед другим звонким согласным (просьба). Оглушение - замена звонкого согласного парным ему глухим на конце слова и перед глухим согласным (город,варежки). Упрощение групп непроизносимых согласных лнц–[нц], здн–[зн], стн – [сн], стл – [сл], рдц – [рц] и др.(праздник – пра[зн]ик). Уподобление звуков (ассимиляция): (смеяться – смея[ца]. Расподобление звуков (диссимиляция): ногти – [нохт’и].) Что изучает орфоэпия? (Правила произношения звуков и ударения в словах). Образец фонетического разбора слова Слайд №7 Стихотворцы — [ст’ихатворцы] — сти-хо-твор-цы (4 слога). с [с] — согласный, глухой парный, твердый парный т [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный и [и] — гласный, безударный х [х] — согласный, глухой непарный, твёрдый парный о [а] — гласный, безударный т [т] — согласный, глухой парный, твердый парный в [в] — согласный, звонкий парный, твердый парный о [о] — гласный, ударный р [р] — согласный, звонкий непарный, твердый непарный ц [ц] — согласный, глухой непарный, твердый непарный ы [ы] — гласный, безударный 11 букв, 11 звуков. VI. Проверка знаний. Отработка умений и навыков 1. Задания по упр. 5 (задания 2, 3, 4), и по упр. 6 (задание 3). 2. Выполнение тренировочных упр. 8, 9. Ответы к упр. 8: • Дай, ноль, яр, я, куль, пара, пол. • В слове «лебедятами» [т] — твердый согласный звук. • 6 согласных звуков в пословице. • 4 звука [ш] в пословице. • 4 звука [ф] в четверостишии А.Яшина. • Без жилья — 8 звуков; рассмеяться — 10 звуков; стать — 4 звука; без шума — 6 звуков; детство — 6 звуков; расщедриться — 10 звуков. Ответы к упражнению 9: В первой строфе рифмуются 1, 3 строки, 2, 4 строки, открытые слоги в 1, 3 строках произносятся долго, за счет этого создается картина необозримой, необъятной равнины, в 2, 4 строках открытый гласный произносится кратко, что способствует выражению определенного эмоционального настроя, восприятия. Во второй строфе стихотворения А. Фета тоже рифмуются 1, 3, 2, 4 строки, так как во 2, 4 строках происходит оглушение г — [х]. В стихотворении М. Лермонтова чередуются 1, 3, 2, 4 строки. Рифмующиеся строки закрытые, особенно в первой строфе ощущается сила, мощь реки Терека, ей тесно, пытается вырваться на свободу, что помогает понять душевное состояние лирического героя. Но в жизни бывает все: за чередой неудач наступает время простора, удовлетворение одухотворенности. Поэтому вторая строфа носит светлый, радостный оттенок за счет 1, 3 строк (мягких ласкающих звуков [с]). В стихотворении Ф. Тютчева образ майской грозы воссоздают фонетические средства — сочетание гласных звуков (аллитерация): [гр — р — гр —р’ — гр — гр — гр’ — р] (грозу — первый гром — резвяся — играя — грохочет — гремят раскаты). Звуки имитируют грозовые раскаты. Картина становится такой яркой, что слышится эта «гроза в начале мая». 1. Фонетический разбор согласных: Чудная ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный д — [д] — согласный, звонкий парный, твердый парный н — [н] — согласный, звонкий парный, твердый парный й — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный Картина р — [р] — согласный, звонкий непарный, твердый парный т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный Буре р — [р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный Плач п — [п] — согласный, глухой парный, твердый парный ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный Его е — [й’э], [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный г — [г] — согласный, звонкий парный, твердый парный Подобен п — [п] — согласный, глухой парный, твердый парный д — [д] — согласный, звонкий парный, твердый парный б — [б’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный Он н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный Лукавый л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный к — [к] — согласный, глухой парный, твердый парный в — [в] — согласный, звонкий парный, твердый парный й — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный Принял п — [п] — согласный, глухой парный, твердый парный р — [р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный Вид в — [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный д — [д] — согласный, звонкий парный, твердый парный Солнце с — [с] — согласный, глухой парный, твердый парный л — звука не обозначает н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный ц — [ц] — согласный, звонкий непарный, твердый непарный Нити н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный Золотит з — [з] — согласный, звонкий парный, твердый парный л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный т — [т] — согласный, глухой парный, твердый парный Все в — [ф] — согласный, глухой парный, твердый парный с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий парный Вторит в — [ф] — согласный, глухой парный, твердый парный т — [т] — согласный, глухой парный, твердый парный р — [р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный т — [т] — согласный, глухой парный, твердый парный Весело в — [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий парный л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный Громам г — [г] — согласный, звонкий парный, твердый парный р — [р] — согласный, звонкий непарный, твердый парный м — [м] — согласный, звонкий непарный, твердый парный м — [м] — согласный, звонкий непарный, твердый парный Чуд-на-я, кар-ти-на, бу-ре, е-го, по-до-бен, он, лу-ка-вый, при-нял, вид, солн-це, ни-ти, зо-ло-тит, все, вто-рит, ве-се-ло, гро-мам. 2. а) Слова, в которых одинаковое количество звуков и букв: картина, родня, грозу, небе и др. б) Слова, в которых звуков больше, чем букв: чудна, белая, молодые, дождевые, воет. в) Слова, в которых букв больше, чем звуков: пыль, солнце. Домашнее задание Упр. 4. Выполнить все задания к упражнению.
Автор(ы): Котова Л. В.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docАвтор(ы): Котова Л. В.
Скачать: Русский язык 10кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Котова Л. В.
Скачать: Русский язык 10кл - Приложение 1.docx