Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

30 Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности. Научно-популярный подстиль (Цуркан Л. В.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета: Русский язык.
    Класс: 10 класс.
    УМК: Учебник “Русский язык 10-11” /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2008
    Уровень обучения: профильный
    Тема урока: Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности. Научно-популярный подстиль.
    Количество часов, отведённое на изучение темы: 3. 
    Место урока в системе уроков по теме: данный урок является первым по теме : «Стили речи. Научный стиль речи». На уроке учащиеся получают возможность расширить знания о научном стиле речи и его подстилях.»
    Отработка навыков распознавания научного стиля речи и его подстилей проводится на последующих уроках русского языка, а также на уроках литературы,  истории и др. 
    Тема: Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности. Научно-популярный подстиль.
    Цели урока: познакомиться с основными словарными пластами научного стиля, научиться разграничивать их, наблюдать за использованием научной, профессиональной лексики в произведениях художественной литературы, познакомиться со справочной литературой по научной лексике и научиться  пользоваться ей, знать подстили; знакомство с понятием научно-популярный подстиль; закрепление навыков правописания.  
    Задачи:
    1. Развивать умение учащихся систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.
    2. Повышать общий уровень развития и культуры учащихся. 
    Планируемые результаты:
    Ученик должен знать: признаки текста,  функционально – смысловые стили текстов, признаки научного стиля и его подстилей.
    Уметь: определять тему и основную мысль текста, устанавливать смысловые отношения между предложениями текста, определять причинно-следственные отношения между предложениями в тексте. Проводить речеведческий анализ текста, определять  стили речи и присущие им признаки; расширить знания о речеведческом анализе научного текста, научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать изученное.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: учебник, раздаточный материал.
    Содержание урока.
    Ход урока
    I. Проверка домашнего задания
    1) Учащиеся рассказывают о стилях речи в русском языке.
    2) Учащиеся зачитывают тексты и определяют стили.
    
    II. Работа по теме урока
    1. Орфографическая разминка.
    Перфокарты. (слова с непроверяемыми гласными в корне).
    Компьютер,процедура,симметрия,диагноз,либерализм,дефицит,легион,фестиваль,провинция,фармацевт,шантажист,параграф,периферия,бакалея,репутация,приверженец,преамбула,презент,толерантность,репатриация.
    2. Толкование некоторых терминов.
    Преамбула - общая вводная часть международного договора, соглашения.
    Репатриация - возвращение на родину военнопленных, гражданских пленных,    беженцев, переселенцев.
    Толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям.
    Репутация - создавшееся мнение о достоинствах и недостатках кого- чего-нибудь.
    III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
    Учитель:
    - Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):
    “Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”
    (Г. Солганик)
    - Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?
    - Какие стили речи вам известны?
    - К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической разминки? 
    - Когда возник научный стиль и как он развивался, мы узнаем из сообщения. (Учащиеся составляют в тетрадях план сообщения.)
    
    1. Сообщение учащегося (индивидуальное задание):
    Крупнейший английский математик и философ Бертран Рассел в книге «Человеческое назначение» писал: «допустим, что я иду с приятелем ночью и что мы потеряли друг друга. Мой приятель кричит: “Где вы?” Отвечаю: “Я здесь”. Наука не признаёт такого языка. Она скажет: “В 11.32 пополудни 30 января 1948 года Бертран Рассел находится в пункте 4°3’29” западной долготы и 53°16’14” северной широты”».
    Да, действительно, это фраза подлинно научного языка. В чём же его суть, специфика, как появился он на свете?
    Каждый стиль появляется в своё время — тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития. Время появления научного стиля разное в разных странах.
    Так в средние века, в эпоху феодализма, «учёным языком» всей Западной Европы была латынь — международный язык науки. С одной стороны, это было удобно: учёные независимо от своего родного языка могли читать сочинения друг друга. Но, с другой стороны, такое положение мешало формированию научного стиля в каждой стране. Поэтому развитие его протекало в борьбе с латынью. На основе национальных языков формировались средства, необходимые для выражения научных положений, мыслей.
    Первый научный журнал был издан только 5 января 1655 г. при Французской академии («Журнал учёных»). В настоящее время выпускается более 50 тысяч научных журналов.
    Начало формирования языка русской науки относится к первой трети ХVIII века. Именно в этот период Российская академия опубликовала ряд трудов на русском языке. В 30-е годы ХVIII века язык научных книг был самым обработанным и совершенным среди различных литературных жанров. И это неудивительно, если вспомнить научные творения таких крупных учёных, как М. В. Ломоносов, С. П. Крашенинников, П. И. Рачков, И. И. Лепёхин и другие.
    Однако в этот период и позднее — вплоть до начала ХХ века — язык науки ещё не выделился в самостоятельный функциональный стиль. Он был ещё очень близок к языку художественной литературы. Вот, например, отрывок из научной работы Вл. Вагнера «Об окраске и мимикрии у животных», написанной в 1901 г.:
    «И вот в течении всех лет моих наблюдений я нашёл паука этого вида только однажды и нашёл его совершенно случайно: глядя на ветку с другой целью и заметив быстро мелькнувшее по ветке существо, тотчас же исчезнувшее из глаз; после тщательных поисков на месте исследования животного я наконец заметил паука-почку».
    Нетрудно заметить, как далёк этот текст от современных аналогичных по теме работ, суховатых и лаконичных. Автор присутствует в нём не только как исследователь, но и как писатель, делящийся своими впечатлениями и переживаниями.
    Как же развивался научный язык далее? Если наметить общую линию эволюции, основное направление развития научной речи от начала ХХ века к современности, то это прежде всего стремление к формированию собственной системы языковых средств, обособленной и замкнутой, стремление к строгому и чёткому изложению мыслей, к отталкиванию от художественного стиля, к исключению всего эмоционального и образного.
    Основная задача научного стиля — предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию.
    Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающих значительное влияние на литературный язык. Совершающаяся на наших глазах научно-техническая революция вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Компьютер, дисплей, экология, стратосфера, солнечный ветер — эти и многие другие термины перешли со страниц специальных изданий в повседневный обиход. Если раньше толковые словари составлялись на основе языка художественной литературы, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учёта научного стиля и его роли в жизни общества.
    Широкое интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках многочисленных жанров, таких как: статья, монография, учебник, патентное описание (описание изобретения), реферат, аннотация, диссертация, лекция, инструкция. Каждому жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единство стиля, наследуя его общие признаки и особенности.
    IV.  Изучение нового материала.
    - Сейчас мы поговорим о признаках научного стиля и его подстилях. Подробнее поговорим о научно- популярном подстиле.
    Лекция учителя. ( по ходу лекции учащиеся составляют таблицу).
    
    Сфера употребления
    Черты стиля
    Лексические особенности
    Морфологические
    особенности
    Синтаксические
    особенности
    Научный стиль
    
    
    
    
    
    Научно-популярный подстиль
    
    
    
    
    
    
    V.  Работа с учебником.
    1.  Научно-популярный подстиль (стр. 207—208).
    VI. Закрепление и применение новых знаний.
    -На примере данного текста определите подстиль текста и его признаки. 
    Научно-популярный стиль: разбор примера текста. (Текст раздаётся каждому учащемуся).
     (1) Тайну кровообращения раскрыли лишь в XVI веке после многочисленных опытов на животных и изучения анатомии на трупах людей. (2) Оказалось, что кровь не расходуется в органах, а лишь переходит в них из артерий в вены по мельчайшим сосудам капиллярам – и возвращается к сердцу. (3) Так был установлен замкнутый характер её движения по организму. (4) Если говорить о человеке, то в среднем за его жизнь лёгкие совершают 720 миллионов вдохов и выдохов, а сердце – три миллиарда ударов. (5) Вот уж мотор так мотор! (6) Трудно даже сравнить эту биологическую машину с чем-то, созданным людьми.
    (7) Вот почему, оказалось, непросто создать искусственное сердце. (8) К сожалению, эта задача очень важна, так как сердце человека часто выходит из строя, не исчерпав отпущенного ему природой ресурса.
    (9) Сейчас мы не касаемся проблемы пересадки сердца от донора. (10) Разговор идёт лишь об искусственных аппаратах. (11) Здесь есть определенные успехи, немало больных живут с искусственными клапанами сердца. (12) Но эти операции ещё очень дороги, к тому же существует проблема отторжения чужеродных нашему организму веществ. (13) Поиски в этой области идут очень интенсивно, работы здесь хватит и бионикам. 
                                                                      (Детская энциклопедия «Я познаю мир»)
    VII. Проверка задания.
    
    VIII. Итоги урока
    — Назовите характерные особенности научного стиля.
    — В чём его отличие от других стилей?
    — Какие подстили вы знаете? В чём их особенности?
    
    IX. Домашнее задание
    1. Выучить материал на стр. 202—204, 207—208.
    2. Упр. 346 (выполнить все задания к упражнению).
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Цуркан Л. В.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx