Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

12 Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы (Калюжная А. В.)

Текст урока

  • Конспект

     Конспект урока русского языка в 10 классе
    УМК : Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2007 г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.
    Урок обобщения и систематизации знаний.
    Цели урока: повторить и обобщить изученное по теме «Лексическая система русского языка»
    Задачи урока:
    – образовательная: обобщить знания по лексике, полученные ранее, углубить знания понятий: лексическое значение слова, однозначность – многозначность, прямое и переносное значение слова, синонимы, омонимы, антонимы, паронимы;
    – развивающая: расширить кругозор и лексикон, пробудить интерес к русскому языку, развивать память, внимание, речь, учить размышлять;
    – воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу.
    
    Планируемые результаты: 
    Предметные: повторить и обобщить знания по теме "Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы» и применять их в нестандартных учебных ситуациях; совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать умение работать с разными типами лингвистических словарей, определяя особенности употребления в нем синонимов, антонимов, омонимов; расширить словарный запас учащихся; развивать навыки устной и письменной речи. 
    Метапредметные: овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала, умением извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в  разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
    Личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания.
    
    Средства обучения: мультимедийное оборудование, учебник (Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2007), словари, карточки.
    Литература.
    [1] Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1988.
    В презентации использованы ресурсы Интернета.
    	Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Сообщение темы урока.
    Тема нашего урока:»Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы»
    III.Целеполагание
    Учащиеся формулируют цели, а учитель корректирует.
    IV.Проверка домашнего задания.
    V. Слово учителя.
    – Все слова русского языка входят в его лексическую систему, и нет таких слов, которые находились бы вне неё, воспринимались отдельно, изолированно. Все слова так или иначе связаны друг с другом, близки в каком-то отношении, а в чем-то противоположны, непохожи.
    VI. Актуализация знаний.
    – Что включает в себя лексика?
    СЛАЙД 2. Запись в тетрадь в виде схемы.
    – Каждое слово имеет лексическое значение. Что такое лексическое значение слова? ( это смысл слова, т.е. то, что оно обозначает).
    Дайте лексическое значение слов: 1 вариант – парк, 2 вариант – стол.
    СЛАЙД 3. (Проверка по словарю).
    А теперь наоборот – отгадайте слово по его лексическому значению.
    КРОССВОРД “Моё учебное заведение”
    (работа в группах).
    
    1. По горизонтали:
    1. Отдельное здание в ряду нескольких.
    2. Дело, труд, работа. Заполнение чем-нибудь своего свободного времени.
    3. Чувство глубокой привязанности, а также склонность, пристрастие к чему-нибудь.
    4. Специалист – работник среднего, высшего или специального заведения.
    5. Объединение специалистов, ведущих педагогическую деятельность в учебных заведениях.
    6. Показатель популярности какого-либо лица.
    По вертикали:
    1. Товарищ по работе.
    2. Учащийся.
    3. Учебное заведение.
    4. Дежурный сторож в учреждении.
    СЛАЙД 4. Проверка кроссворда.
    – У какого слова несколько значений? (любовь)
    – Как называются такие слова? (многозначные).
    СЛАЙД 5.
    СЛАЙД 6. КНОПКА:
    а) кнопка звонка
    б) канцелярская кнопка
    в) кнопка на одежде.
    Приведите свои примеры многозначных слов.
    – Часто многозначные слова путают с омонимами. Что такое омонимы?
    СЛАЙД 7. (Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по значению).
    СЛАЙД 8.
    КОСА:
    коса – заплетённые волосы
    коса – сельскохозяйственное орудие
    коса – идущая от берега полоса земли
    Приведите примеры омонимов.
    Вывод: в чём отличие многозначных слов от омонимов? (Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чём-то сходные между собой).
    V. Работа по карточкам.
    Карточка 1.
    [ 1] Определите, многозначными словами или омонимами являются выделенные слова.
    1. Берите свежий хлеб. Сестра и меня берёт с собой в поход. Где вы берёте книги?
    2. Гнездо жаворонка. Гнездо для патронов.
    3. Из-под земли бьёт горячий ключ. Я потерял ключ от комнаты. Мальчик в нотной тетради старательно выводил ключ.
    4. Закурил люльку. Качал люльку.
    5. Общественный класс. Каюта первого класса.
    6. Кисть для акварели. Скатерть с кистями.
    VII. Работа с учебником.
    Упр. 37, стр. 25 (выборочно, совместно с преподавателем).
    – К данным словам, где возможно, подберите антонимы.
    – Что такое антонимы?
    СЛАЙД 9. (Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным по значением).
    Учащиеся подбирают антонимы к словам.
    – Это антонимы языковые. Есть ещё разновидность антонимов, о них вы узнаете из теории учебника на стр. 32.
    – Какие бывают антонимы? (контекстуальные).
    – Что такое контекстуальные антонимы? (антонимами они являются только в данном тексте. Например, в названии пьесы А.Н.Островского “Волки и овцы”, романа И.Тургенева “Отцы и дети”).
    VIII. Работа с учебником.
    1. Упр. 51(1 часть), стр. 30 (устно).
    – Есть художественные произведения, в названии которых – антонимы. Какие это произведения? (роман Л.Толстого “Война и мир”, рассказ А.Чехова “Толстый и тонкий”, романы К.Симонова “Живые и мёртвые”, “Дни и ночи”, стихотворение В.Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”.)
    Вывод: антонимы служат для выражения контраста. В произведениях авторы часто используют антонимы, чтобы ярче показать различия между героями.
    2. Упр. 30, стр.21.
    Чтение  стихотворения (читает подготовленный ученик)
    – Что общего в значениях всех этих слов? (это лодки – небольшие суда).
    Выписать слова, обозначающие понятие судна, лодки, но только новые или малопонятные для вас. Пользуясь словарём, укажите их лексическое значение.
    СЛАЙДЫ 10-17.
    – Как называются слова, которые вы записывали (с точки зрения лексики)? (синонимы).
    СЛАЙД 18. (Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения).
    – Некоторые слова имеют 2-3 синонима, некоторые больше 30. Много синонимов у слова УМЕРЕТЬ. Некоторые из них использовали в своём произведении “12 стульев” И.Ильф и Е.Петров.
    – Кто главный герой этого произведения? (Остап Бендер).
    – Умерла Клавдия Ивановна, – сообщил заказчик.
    – Ну, царствие небесное, – согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка…Старушки, они всегда преставляются…Или богу душу отдают. – Это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле,– значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдаёт…
    – То есть, как это считается? У кого это считается?
    – У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрёте, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывший купеческой гильдии, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них говорят: “А наш-то, слышали, дуба дал”. Потрясённый этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
    – Ну а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут?
    – Я человек маленький. Скажут: “Гикнулся Безенчук. А больше ничего не скажут”.
    Вывод:
    – Для чего нужны синонимы? (чтобы избежать повторов и обогатить нашу речь).
    – Иногда очень важно подобрать синоним, наиболее подходящий по смыслу.
    IX. Работа по карточкам.
    Карточка 2.
    [ 1] Вставьте вместо точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу.
    Уже… (темнело, вечерело), когда Герасим… (возвращался, шёл обратно). По его … (усталому, измученному, изнурённому) виду, по запылённому …(костюму, платью) его можно было …(думать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он … (встал, задержался)…. (возле, напротив) …. (господских, помещичьих) окон, … (осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь прислуги, отвернулся и промычал ещё раз: “Муму!”
    (И.С. Тургенев)
    X. Работа с учебником (стр.22).
    Прямое и переносное значение слова.
    – Новые слова появляются в результате переносного употребления его основного значения. Перенос значений происходит на основе сходства признаков. Например, слово ЛЕНТА (лексическое значение: узкая полоска ткани). При переносном употреблении этого слова может возникнуть новое значение – “что-то похожее по форме на ленту”:
    лента дороги;
    лента транспортёра;
    пулемётная лента.
    Выполнение упр. 31, стр. 23 (письменно).
    Вывод: использование слов в переносном значении делает нашу речь образной, более выразительной.
    XI. Подведение итогов.
    – Что вы сегодня повторили?
    – Что узнали нового?
    СЛАЙДЫ 19-20.
    XII. Сообщение домашнего задания.
    СЛАЙД 21.
    Повторить теорию урока, выполнить упр. 35.
    
     

    Автор(ы): Калюжная А. В.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку