Конспект урока русского языка в 10 классе УМК : Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2007 г. Уровень обучения: базовый Тема урока: Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Урок обобщения и систематизации знаний. Цели урока: повторить и обобщить изученное по теме «Лексическая система русского языка» Задачи урока: – образовательная: обобщить знания по лексике, полученные ранее, углубить знания понятий: лексическое значение слова, однозначность – многозначность, прямое и переносное значение слова, синонимы, омонимы, антонимы, паронимы; – развивающая: расширить кругозор и лексикон, пробудить интерес к русскому языку, развивать память, внимание, речь, учить размышлять; – воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу. Планируемые результаты: Предметные: повторить и обобщить знания по теме "Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы» и применять их в нестандартных учебных ситуациях; совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать умение работать с разными типами лингвистических словарей, определяя особенности употребления в нем синонимов, антонимов, омонимов; расширить словарный запас учащихся; развивать навыки устной и письменной речи. Метапредметные: овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала, умением извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания. Средства обучения: мультимедийное оборудование, учебник (Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2007), словари, карточки. Литература. [1] Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1988. В презентации использованы ресурсы Интернета. Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы урока. Тема нашего урока:»Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы» III.Целеполагание Учащиеся формулируют цели, а учитель корректирует. IV.Проверка домашнего задания. V. Слово учителя. – Все слова русского языка входят в его лексическую систему, и нет таких слов, которые находились бы вне неё, воспринимались отдельно, изолированно. Все слова так или иначе связаны друг с другом, близки в каком-то отношении, а в чем-то противоположны, непохожи. VI. Актуализация знаний. – Что включает в себя лексика? СЛАЙД 2. Запись в тетрадь в виде схемы. – Каждое слово имеет лексическое значение. Что такое лексическое значение слова? ( это смысл слова, т.е. то, что оно обозначает). Дайте лексическое значение слов: 1 вариант – парк, 2 вариант – стол. СЛАЙД 3. (Проверка по словарю). А теперь наоборот – отгадайте слово по его лексическому значению. КРОССВОРД “Моё учебное заведение” (работа в группах). 1. По горизонтали: 1. Отдельное здание в ряду нескольких. 2. Дело, труд, работа. Заполнение чем-нибудь своего свободного времени. 3. Чувство глубокой привязанности, а также склонность, пристрастие к чему-нибудь. 4. Специалист – работник среднего, высшего или специального заведения. 5. Объединение специалистов, ведущих педагогическую деятельность в учебных заведениях. 6. Показатель популярности какого-либо лица. По вертикали: 1. Товарищ по работе. 2. Учащийся. 3. Учебное заведение. 4. Дежурный сторож в учреждении. СЛАЙД 4. Проверка кроссворда. – У какого слова несколько значений? (любовь) – Как называются такие слова? (многозначные). СЛАЙД 5. СЛАЙД 6. КНОПКА: а) кнопка звонка б) канцелярская кнопка в) кнопка на одежде. Приведите свои примеры многозначных слов. – Часто многозначные слова путают с омонимами. Что такое омонимы? СЛАЙД 7. (Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по значению). СЛАЙД 8. КОСА: коса – заплетённые волосы коса – сельскохозяйственное орудие коса – идущая от берега полоса земли Приведите примеры омонимов. Вывод: в чём отличие многозначных слов от омонимов? (Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чём-то сходные между собой). V. Работа по карточкам. Карточка 1. [ 1] Определите, многозначными словами или омонимами являются выделенные слова. 1. Берите свежий хлеб. Сестра и меня берёт с собой в поход. Где вы берёте книги? 2. Гнездо жаворонка. Гнездо для патронов. 3. Из-под земли бьёт горячий ключ. Я потерял ключ от комнаты. Мальчик в нотной тетради старательно выводил ключ. 4. Закурил люльку. Качал люльку. 5. Общественный класс. Каюта первого класса. 6. Кисть для акварели. Скатерть с кистями. VII. Работа с учебником. Упр. 37, стр. 25 (выборочно, совместно с преподавателем). – К данным словам, где возможно, подберите антонимы. – Что такое антонимы? СЛАЙД 9. (Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным по значением). Учащиеся подбирают антонимы к словам. – Это антонимы языковые. Есть ещё разновидность антонимов, о них вы узнаете из теории учебника на стр. 32. – Какие бывают антонимы? (контекстуальные). – Что такое контекстуальные антонимы? (антонимами они являются только в данном тексте. Например, в названии пьесы А.Н.Островского “Волки и овцы”, романа И.Тургенева “Отцы и дети”). VIII. Работа с учебником. 1. Упр. 51(1 часть), стр. 30 (устно). – Есть художественные произведения, в названии которых – антонимы. Какие это произведения? (роман Л.Толстого “Война и мир”, рассказ А.Чехова “Толстый и тонкий”, романы К.Симонова “Живые и мёртвые”, “Дни и ночи”, стихотворение В.Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”.) Вывод: антонимы служат для выражения контраста. В произведениях авторы часто используют антонимы, чтобы ярче показать различия между героями. 2. Упр. 30, стр.21. Чтение стихотворения (читает подготовленный ученик) – Что общего в значениях всех этих слов? (это лодки – небольшие суда). Выписать слова, обозначающие понятие судна, лодки, но только новые или малопонятные для вас. Пользуясь словарём, укажите их лексическое значение. СЛАЙДЫ 10-17. – Как называются слова, которые вы записывали (с точки зрения лексики)? (синонимы). СЛАЙД 18. (Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения). – Некоторые слова имеют 2-3 синонима, некоторые больше 30. Много синонимов у слова УМЕРЕТЬ. Некоторые из них использовали в своём произведении “12 стульев” И.Ильф и Е.Петров. – Кто главный герой этого произведения? (Остап Бендер). – Умерла Клавдия Ивановна, – сообщил заказчик. – Ну, царствие небесное, – согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка…Старушки, они всегда преставляются…Или богу душу отдают. – Это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле,– значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдаёт… – То есть, как это считается? У кого это считается? – У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрёте, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывший купеческой гильдии, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них говорят: “А наш-то, слышали, дуба дал”. Потрясённый этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил: – Ну а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут? – Я человек маленький. Скажут: “Гикнулся Безенчук. А больше ничего не скажут”. Вывод: – Для чего нужны синонимы? (чтобы избежать повторов и обогатить нашу речь). – Иногда очень важно подобрать синоним, наиболее подходящий по смыслу. IX. Работа по карточкам. Карточка 2. [ 1] Вставьте вместо точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу. Уже… (темнело, вечерело), когда Герасим… (возвращался, шёл обратно). По его … (усталому, измученному, изнурённому) виду, по запылённому …(костюму, платью) его можно было …(думать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он … (встал, задержался)…. (возле, напротив) …. (господских, помещичьих) окон, … (осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь прислуги, отвернулся и промычал ещё раз: “Муму!” (И.С. Тургенев) X. Работа с учебником (стр.22). Прямое и переносное значение слова. – Новые слова появляются в результате переносного употребления его основного значения. Перенос значений происходит на основе сходства признаков. Например, слово ЛЕНТА (лексическое значение: узкая полоска ткани). При переносном употреблении этого слова может возникнуть новое значение – “что-то похожее по форме на ленту”: лента дороги; лента транспортёра; пулемётная лента. Выполнение упр. 31, стр. 23 (письменно). Вывод: использование слов в переносном значении делает нашу речь образной, более выразительной. XI. Подведение итогов. – Что вы сегодня повторили? – Что узнали нового? СЛАЙДЫ 19-20. XII. Сообщение домашнего задания. СЛАЙД 21. Повторить теорию урока, выполнить упр. 35.
Автор(ы): Калюжная А. В.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Калюжная А. В.
Скачать: Русский язык 10кл - Презентация к уроку.ppt