Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

29 Функциональные стили речи, их общая характеристика. Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста (Саватеева Л. Н.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Конспект урока по русскому языку в 10 классе.
    УМК:  Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще­ние, 2007. 
    
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Функциональные стили речи, их общая характеристика. Речеведческий анализ художественного  и научно-популярного  текста.»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: данный урок является единственным по теме : «Функциональные стили речи, их общая характеристика. Речеведческий анализ художественного  и научно-популярного  текста». На уроке учащиеся получают возможность расширить знания о речеведческом анализе художественного  и научно-популярного  текста.»
     Отработка навыков распознавания стилей речи и речеведческого анализа текста проводится на последующих уроках русского языка, а также на уроках литературы,  истории и др. 
    Цель урока: 
    1. Образовательные: вспомнить и повторить с  учащимися стили речи и присущие им признаки; расширить знания о речеведческом анализе  художественного  и научно-популярного текста                                                                                                                                                                                          -научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать изученное.
    2. Развивающие:актуализировать  знания учащихся  о функциональных стилях речи и сфере их использования.                                                               -закрепить умение определять стиль речи.                                                                                                                                                                                           -развивать умение речеведческого анализа текста.
    3. Воспитательные:воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: ---анализ, синтез, группировка, обобщение
    Задачи урока: 
    1.обобщить знания о стилях речи; речеведческом анализе текста.
    2. сформировать умение анализировать  главную информацию текста, обобщать все микротемы текста, устанавливать смысловые отношения между предложениями текста, определять причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав средства связи предложений, определять лексическое значение слова;
    3.развивать логическое мышление учащихся, речевой слух, творческий и    познавательно-поисковый интерес  посредством работы с текстами и материалами учебника;                                                                                                                                                                                                                         4.расширять кругозор, формировать  нравственные ориентиры учащихся.
    
    Планируемые результаты:
    Ученик должен знать: признаки текста, его строение, функционально – смысловые типы текстов.
    Уметь: определять тему и основную мысль текста, устанавливать смысловые отношения между предложениями текста, определять причинно-следственные отношения между предложениями в тексте. Проводить речеведческий анализ текста, вспомнить и повторить с  учащимися стили речи и присущие им признаки; расширить знания о речеведческом анализе  художественного  и научно-популярного текста, научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать изученное.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: учебник, раздаточный материал.
    
                                                                                                           . Содержание урока.
    Ход урока (слайд№1)
        1.Оганизационный момент. Вступительное слово учителя.
            Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем. Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д. Итак, сегодня мы с Вами рассмотрим  вспомним, какие стили текста существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей. А также проведем речеведческий анализ  текстов художественного и научно- популярного стиля. 
          2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
           Общие вопросы по теме задаваемые группам 
    - Как вы понимаете слово стиль?
    - Однозначное ли это слово? 
    Слово учителя (после ответов участников групп учитель более точно дает определение и историю происхождения этого слова) 
      Слово стиль происходит от греческого «стилос» – палочка с заостренным концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Горации советовал «почаще перевертывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.
       В русском языке сравнительно недавно оформилась научная дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.
      Знаете ли вы, что ваши сенсорные сотовые телефоны тоже управляются с помощью «палочки»,  а называется она стилус! И вы так же можете писать стилусом и стирать написанное, чтобы написать еще лучше. А сейчас мы рассмотрим таблицу стилей речи. Внимание на экран.   (слайд№2)Работа с таблицей.
    Слово учителя: 
      Мы рассмотрели с вами общую таблицу, характеризующую стили речи с целью повторения данного материала. Но на данном уроке мы будем работать с текстами  художественного и научно- популярного стилей. Еще раз давайте обратимся к характеристикам этих стилей.(Проводится повторение названных стилей ). Теперь каждой группе я дам задание (в виде карточки), по данным определениям постарайтесь узнать о каком стиле идет речь. (слайд3)
    Задание .  Узнайте стили по их характеристикам:
    
    1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения  знаний.(научный стиль)
    2. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской  поэтической мыслью на читателя.(художественный стиль).
    
     (Учащиеся проговаривают ответы на данные задания по кругу один раз и после определенной времени отвечает один участник группы (1,2,3,4))
    Прослушиваются ответы учащихся, верные и неверные ответы обсуждаются, дополняются.
    2. Этап повторения(изучения) материала по теме урока. 
    Слово учителя:
     Если вы обратили внимание, на каждом столе лежит таблица. Теперь употребляя эту таблицу и вспоминая знания полученные ранее вы должны будете приготовить сообщение об одном из стилей.(Учитель преподносит листочек с названием стилей , один из участников группы вытягивает листочек, и группа готовит сообщение об этом стиле)
    Изучение таблицы учащимися. Каждая группа рассказывает об одном из стилей (по выбору учителя) используя таблицу и материал презентации. Для подготовки сообщения каждой группе дается 3-5 мин.
     Слово учителя: 
    Обратите внимание: различные виды текста, как правило, относятся к различным стилям, хотя могут описывать один и тот же объект. Давайте рассмотрим на примере. Предположим, Вам нужно написать текст о стиральной машине. Каким образом Вы можете его написать:
    (Обсуждение вопросов в группах в течение 1мин, и ответ одного участника.)
    Вопросы:
    1.Вы пишете обзор с основными характеристиками   (научный стиль) 
    4.Вы пишете гипнотический текст  (художественный стиль)
    4. Этап проверки знаний учащихся.
         Каждый из учащихся получает по одному  примеру текста. 
        Задача – определить стиль речи.
    1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается  (научный).
    2. Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.
          Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:
          – Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.
    Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге… (художественный)
    3. Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах (художественный).
    4. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста (научный).
    5. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха (научный)
    
    5. Речеведческий анализ текста. 
    (Слово учителя)
    Данный вид анализа предполагает определение стиля и типа речи. 
    При анализе текста выделяются три основных типа речи: повествование, описание, рассуждение. Давайте вспомним их основные признаки .
      На сегодняшнем уроке мы рассмотрим два стиля : художественный и научно- популярный.
    (слайд4)
    Особенностью научно-популярного подстиля является соединение в нем полярных стилевых черт: логичности и эмоциональности, объективности и субъективности, абстрактности и конкретности. В отличие от научной прозы в научно-популярной литературе значительно меньше специальных терминов и других собственно научных средств. Подстиль научно-популярный - разновидность научного стиля, предназначенная для распространения научных знаний среди широких общественных кругов. Научно-популярный текст имеет основной задачей ознакомление с историей и достижениями науки и техники. 
    (1) Тайну кровообращения раскрыли лишь в XVI веке после многочисленных опытов на животных и изучения анатомии на трупах людей. (2) Оказалось, что кровь не расходуется в органах, а лишь переходит в них из артерий в вены по мельчайшим сосудам капиллярам – и возвращается к сердцу. (3) Так был установлен замкнутый характер её движения по организму. (4) Если говорить о человеке, то в среднем за его жизнь лёгкие совершают 720 миллионов вдохов и выдохов, а сердце – три миллиарда ударов. (5) Вот уж мотор так мотор! (6) Трудно даже сравнить эту биологическую машину с чем-то, созданным людьми. (7) Вот почему, оказалось, непросто создать искусственное сердце. (8) К сожалению, эта задача очень важна, так как сердце человека часто выходит из строя, не исчерпав отпущенного ему природой ресурса. (9) Сейчас мы не касаемся проблемы пересадки сердца от донора. (10) Разговор идёт лишь об искусственных аппаратах. (11) Здесь есть определенные успехи, немало больных живут с искусственными клапанами сердца. (12) Но эти операции ещё очень дороги, к тому же существует проблема отторжения чужеродных нашему организму веществ. (13) Поиски в этой области идут очень интенсивно, работы здесь хватит и бионикам. Детская энциклопедия «Я познаю мир»
    
    (5 слайд)
    Особенностью художественного стиля речи является образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств языка.В художественном стиле речи, кроме типичных для него средств , используются средства и всех других стилей, в особенности разговорного. Однако все эти средства подчиняются основной его функции - эстетической. Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Со многим и из них вы уже знакомы
    ( 2)Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что   исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их. 
     Работа с текстом подразумевает его речеведческий анализ .
    Речеведческий разбор текста (по А. И. Власенкову) (слайд6)
    1. Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.
    2. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.
    3. Выделите микротемы, составьте план.
    4. Укажите средства связи между частями текста.
    5. Определите тип речи, стиль и жанр.
    6. Укажите используемые стилистические средства.
    7. Назовите особенности построения текста (его композиции).
    II. Рассмотрение текста
    Художественный стиль. (слайд7) Чистые пруды
    Чистые пруды... Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня — средоточение самого прекрасного, чем было исполнено мое детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись: «Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. В слове «Берегись» три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: «Берег трамвая»...Чистые пруды — это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудо — поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой — это было несметным богатством для городских мальчишек.В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточенных боев в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кисточкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, ее звуками и ароматами, ее борьбой, ее гневной непримиримостью Испания была в нашем сердце.Чистые пруды — это исток нашей юности, начало начал. (262 слова). (По Ю. Нагибину)            
         Анализ текста
          Текст представляет собой лирическую зарисовку — объяснение в любви родному городу, месту, где прошли детство и юность писателя (художественный стиль речи).Описание Чистых прудов (а это небольшой район Москвы: улица, бульвар, пруд) пронизано счастливыми воспоминаниями; собственно говоря, в тексте больше раскрывается сам автор, чем город.  В зачине (два первых предложения) дается общая эмоциональная оценка этого места. Оценка сугубо личная, авторская. Это уже заявка на субъективное описание.  Это мазки-воспоминания, оформленные по-разному: — описание состояния среды, пропущенное через состояние лица (знал); «Чудо первого скольжения» — оценка действительности и состояния лица; третий абзац — «Целый мир чудесных неожиданностей» — опять оценка действительности и описание состояния лица;  — «Бульвар осенью» — описание среды, оценка действительности; — «Самый сильный образ юности» — после повествовательной фразы (Это было в пору ожесточенных боев в Испании) дается описание среды и лица;  — концовка, в ней, как и в зачине, дается общая оценка Чистых прудов, но уже аналитическая, интеллектуальная.Работая над текстом, следует обратить внимание на различные способы выражения оценки. Среди них одно из самых сильных средств общая поэтическая интонация.  
     (слайд8)Научно-популярный стиль .
        Всемирный день компьютерной клавиатуры занимает в календаре два дня. Это 11 и 12 апреля каждого года, Такой интересный факт связан с тем, что именно эти дни апреля являются 101 и 102 днями года. Именно эти две даты выбраны мировым сообществом IT, потому что стандартная компьютерная клавиатура насчитывает 101 или 102 клавиши.Современные клавиатуры чаще насчитывают 104 клавиши, однако стандарт – это так называемая PC\AT клавиатура.Буквально за последние тридцать лет компьютерная клавиатура сделала резкий скачок в своем развитии. На сегодня существуют сотни различных модификаций клавиатур, различных по назначению, функциональности, эргономике, дизайну и раскладкам символов. Выделяются клавиатуры для персональных компьютеров, для ноут- и нетбуков, для планшетов и смартфонов.Также существуют эргономичные клавиатуры для быстрого набора, ориентированные на следующие профессии: программист, секретарь, журналист, писатель, копирайтер или рерайтер, наборщик текста. В таких клавиатурах может быть изменена раскладка, а могут быть предусмотрены «пустые» клавиши, которые разметит сам пользователь, с учетом своих нужд. Часто изменена сама классическая форма клавиатуры, созданы определенные наклоны в целях лучшей эргономичности и так далее. Конкретно для дизайнерских профессий, к примеру, существуют особые наклейки на клавиатуру.Стоит отметить специальные клавиатуры для людей с ограниченными возможностями. Например, клавиатура-«перчатка» для глухих и слепых, условные участки которой отвечают за определенные буквы алфавита и символы. Внешне это устройство мало напоминает клавиатуру. Интересна также более привычная глазу клавиатура, но с увеличенным размером клавиш, адаптированная для людей с сильным тремором (дрожанием) пальцев. Разработаны также программируемые клавиатуры.Клавиатуры с подсветкой делают пользование ими удобнее. Яркие клавиатуры с веселыми рисунками для детей призваны делать общение ребенка с компьютером ненавязчивым. 
    .Анализ текста Язык и стиль соответствует научно-популярному тексту. Изложение материала приближено к нейтральному, общелитературному, так как читателю предлагаются лишь специально отобранные факты. интересные аспекты, фрагменты исторических реконструкций,  язык и стиль текста, относится к научно-популярной литературе. Это научно-популярный стиль. Автор и читатель – в равной степени осведомлены о предмете высказывания. Автор выступает как специалист, читатель – как «неспециалист». Обилие общенаучной лексики и терминологии со сложными формулировками и доказательствами. Термины объяснены доступным для читателя языком, приведены основные результаты без подробностей.  
    5. Этап подведения итогов урока. Слово учителя:
    Сегодня мы хорошо поработали и смогли выполнить ряд заданий, опираясь на наши знания.. \Давайте ответим на вопрос: зачем нам нужны стили речи? Почему в языке не может быть один стиль?
    Домашнее задание1. Упр. 314. Сочинение-рассуждение на тему: «Каким я представляю себе красивого человека?»
     
     
    .
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Саватеева Л. Н.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.doc

Презентация к уроку

Задания к уроку