Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

30 Частицы. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление (Коваль В. А.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока:   Частицы. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 3-ий урок в разделе «Самостоятельные части речи»
    Цель урока:  обобщить и систематизировать знания по теме «Частица как часть речи. Правописание частиц». 
    Задачи урока:
    1.Расширить представление о частице как служебной части речи; повторить разряды частиц; закрепить навыки правописания частиц;
    2.Развивать орфографическую зоркость, монологическую речь, умение аргументировать свои ответы;
    3.Воспитывать культуру речи, уважение к русскому языку.
    Планируемые результаты: 
    Личностные УУД:  формирование уважения к русскому языку как государственному языку РФ, способность к самооценке. 
    Метапредметные: 
    - уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 
    - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  формулировать собственное мнение и позицию. 
    - уметь отбирать и анализировать полученную информацию, перерабатывать её в конспект; 
    Предметные:
    - распознавать частицы в тексте, определять их значение и  роль в предложении;
    -знать условия  написания НЕ и НИ;
    -уметь применять полученные знания на практике.
    Техническое обеспечение урока: проектор, экран.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: опорные схемы, оценочные листы.
    http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=c8641dbf-8500-479b-b1ba-6176fcf59d35
    
    Содержание урока:
    1. Орфоэпическая разминка:
    - Спишите слова, проставьте в них ударения.
    Красивее, прокралась, партер, приобретение, обеспечение, балуешь, позвонишь, жалюзи, столяр, языковые нормы, языковая колбаса, облегчит, упростит, углубит, пуловер.(Все слова взяты из орфоэпического минимума ЕГЭ).
    -Обратите внимание на те слова, в которых допустили ошибки.
     – Какие слова из списка являются омонимами? Прокомментируйте ответ.
    2. Актуализация знаний.
    - Какие группы союзов вы знаете?
    - Что связывают сочинительные союзы? Приведите примеры.
    - Назовите группы сочинительных союзов.
    - Для чего нужны подчинительные союзы?
    - Назовите группы подчинительных союзов.
    - Приведите примеры сложноподчиненных предложений с разными подчинительными союзами.
    - Какие части речи бывают сходны (омонимичны) с союзами?
    3. Работа по теме урока.
    Чтение стихотворения А. Дементьева. (Текст  проецируется на слайде)
    Никогда ни о чем не жалейте вдогонку, 
    Если то, что случилось, нельзя изменить. 
    Как записку из прошлого, грусть свою скомкав, 
    С этим прошлым порвите непрочную нить. 
    
    Никогда не жалейте о том, что случилось. 
    Иль о том, что случиться не может уже. 
    Лишь бы озеро вашей души не мутилось 
    Да надежды, как птицы, парили в душе. 
     
    Не жалейте своей доброты и участья. 
    Если даже за все вам – усмешка в ответ. 
    Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство… 
    Не жалейте, что вам не досталось их бед. 
     
    Никогда, никогда ни о чем не жалейте - 
    Поздно начали вы или рано ушли. 
    Кто-то пусть гениально играет на флейте. 
    Но ведь песни берет он из вашей души. 
     
    Никогда, никогда ни о чем не жалейте - 
    Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви. 
    Пусть другой гениально играет на флейте, 
    Но еще гениальнее слушали вы. 
     - Как Вы думаете, о чем это замечательное стихотворение? Что хотел сказать автор?
     – Назовите, к какой части речи относятся выделенные слова? (Частица)
     – Что Вам известно об этой части речи?
    -Охарактеризуйте, какую роль играют частицы в этом стихотворении?
     Работа с учебником.
     1)Чтение § 60, составление конспекта о разрядах частиц в форме таблицы с примерами.
    Разряд
    Частицы
    Примеры предложений
    Восклицательные
    Что за; как
    Что за прелесть эти сказки!
    
    2)Фронтальный опрос.
    - Какие бывают разряды частиц по значению и роли в пред­ложении?
    - Какова синтаксическая функция частиц?
    3)Выполнение упр.307
    - Возникают ли трудности в написании частиц? 
    4)Чтение § 61 (правописание частиц).
    - Какие частицы всегда пишутся отдельно?
    - Какие частицы пишутся через дефис?
    5) Решение проблемной ситуации.
    Как н.. любить мне эту землю! – Н.. мог он ямба от хорея, как мы н.. бились, отличить.
    - НЕ или НИ? (Ответы учащихся)
    - Достаточно ли нам знаний, чтобы ответить на этот вопрос? (Нет, нужно обратиться к следующему параграфу учебника, § 62)
    Как не любить мне эту землю! (ритор. вопрос) – Не  мог (отрицание) он ямба от хорея, как мы ни  бились, отличить.(усиление отрицания)
    - О каких других случаях выбора НЕ-НИ говорится в § 62?
    4. Закрепление материала.
    1. Не мог сказать; нет ни души; чуть ли не первый; отнюдь не луч­ший; остался ни с чем; не то, что раньше; ни письма, ни телеграммы не доходят; не могу не заметить; ни жив ни мертв.
    2. Ну как не порадеть родному человечку! Куда ни посмотришь, везде знакомые лица.
    Проверка «по цепочке», обобщение наблюдений над употреб­лением не и ни.
    5. Самопроверка.
    Цифровой диктант (1-НЕ, 2- НИ)
    Не хочу молока
     не читающая книги нация
    Ни с места!
    ни рыба ни мясо
    не смогу не зайти
    ни свет ни заря
    Кого я только не встретил!
    Дежурный отмечал всех, кто НЕ приходил.
    Дежурный отмечал всех, кто бы к нему НИ приходил.
    Кто не любит стихов А.С. Пушкина!
    1122121121
    6. Итог урока. Рефлексия.
    - Чему был посвящен урок? (обобщению знаний о частицах, правописании НЕ-НИ)
    - Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой. 
    ?
    Умею находить частицы в тексте, правильно писать их, различать НЕ-НИ  пока не очень получается…
    !
     Умею находить частицы в тексте, правильно писать их, различать НЕ-НИ, но не уверен, что самостоятельно на практике во всём справлюсь. Работал неплохо!
    !!!
      Умею находить частицы в тексте, правильно писать их, различать НЕ-НИ. Могу помочь одноклассникам объяснить эту тему.
    - Я рекомендую выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
     
    Домашнее задание: 
    1. Для тех, кто испытывает сложности, выполните упр. 309 на с.205 устно;
    2. Остальным повторить тему «Не с разными частями речи», составить опорный конспект по теме, используя ресурсы Интернета.
    http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/165-pravopisanienesraznymichastyamirechi.html
    http://www.yaklass.ru/materiali?chtid=660&mode=cht&subid=157
    - Оцените учебную деятельность класса.
    - Спасибо за урок!
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Коваль В. А.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx