Название предмета: русский язык. Класс: 10 УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013 Уровень обучения: базовый Тема урока: Частицы. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 3-ий урок в разделе «Самостоятельные части речи» Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Частица как часть речи. Правописание частиц». Задачи урока: 1.Расширить представление о частице как служебной части речи; повторить разряды частиц; закрепить навыки правописания частиц; 2.Развивать орфографическую зоркость, монологическую речь, умение аргументировать свои ответы; 3.Воспитывать культуру речи, уважение к русскому языку. Планируемые результаты: Личностные УУД: формирование уважения к русскому языку как государственному языку РФ, способность к самооценке. Метапредметные: - уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию. - уметь отбирать и анализировать полученную информацию, перерабатывать её в конспект; Предметные: - распознавать частицы в тексте, определять их значение и роль в предложении; -знать условия написания НЕ и НИ; -уметь применять полученные знания на практике. Техническое обеспечение урока: проектор, экран. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: опорные схемы, оценочные листы. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=c8641dbf-8500-479b-b1ba-6176fcf59d35 Содержание урока: 1. Орфоэпическая разминка: - Спишите слова, проставьте в них ударения. Красивее, прокралась, партер, приобретение, обеспечение, балуешь, позвонишь, жалюзи, столяр, языковые нормы, языковая колбаса, облегчит, упростит, углубит, пуловер.(Все слова взяты из орфоэпического минимума ЕГЭ). -Обратите внимание на те слова, в которых допустили ошибки. – Какие слова из списка являются омонимами? Прокомментируйте ответ. 2. Актуализация знаний. - Какие группы союзов вы знаете? - Что связывают сочинительные союзы? Приведите примеры. - Назовите группы сочинительных союзов. - Для чего нужны подчинительные союзы? - Назовите группы подчинительных союзов. - Приведите примеры сложноподчиненных предложений с разными подчинительными союзами. - Какие части речи бывают сходны (омонимичны) с союзами? 3. Работа по теме урока. Чтение стихотворения А. Дементьева. (Текст проецируется на слайде) Никогда ни о чем не жалейте вдогонку, Если то, что случилось, нельзя изменить. Как записку из прошлого, грусть свою скомкав, С этим прошлым порвите непрочную нить. Никогда не жалейте о том, что случилось. Иль о том, что случиться не может уже. Лишь бы озеро вашей души не мутилось Да надежды, как птицы, парили в душе. Не жалейте своей доброты и участья. Если даже за все вам – усмешка в ответ. Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство… Не жалейте, что вам не досталось их бед. Никогда, никогда ни о чем не жалейте - Поздно начали вы или рано ушли. Кто-то пусть гениально играет на флейте. Но ведь песни берет он из вашей души. Никогда, никогда ни о чем не жалейте - Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви. Пусть другой гениально играет на флейте, Но еще гениальнее слушали вы. - Как Вы думаете, о чем это замечательное стихотворение? Что хотел сказать автор? – Назовите, к какой части речи относятся выделенные слова? (Частица) – Что Вам известно об этой части речи? -Охарактеризуйте, какую роль играют частицы в этом стихотворении? Работа с учебником. 1)Чтение § 60, составление конспекта о разрядах частиц в форме таблицы с примерами. Разряд Частицы Примеры предложений Восклицательные Что за; как Что за прелесть эти сказки! 2)Фронтальный опрос. - Какие бывают разряды частиц по значению и роли в предложении? - Какова синтаксическая функция частиц? 3)Выполнение упр.307 - Возникают ли трудности в написании частиц? 4)Чтение § 61 (правописание частиц). - Какие частицы всегда пишутся отдельно? - Какие частицы пишутся через дефис? 5) Решение проблемной ситуации. Как н.. любить мне эту землю! – Н.. мог он ямба от хорея, как мы н.. бились, отличить. - НЕ или НИ? (Ответы учащихся) - Достаточно ли нам знаний, чтобы ответить на этот вопрос? (Нет, нужно обратиться к следующему параграфу учебника, § 62) Как не любить мне эту землю! (ритор. вопрос) – Не мог (отрицание) он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить.(усиление отрицания) - О каких других случаях выбора НЕ-НИ говорится в § 62? 4. Закрепление материала. 1. Не мог сказать; нет ни души; чуть ли не первый; отнюдь не лучший; остался ни с чем; не то, что раньше; ни письма, ни телеграммы не доходят; не могу не заметить; ни жив ни мертв. 2. Ну как не порадеть родному человечку! Куда ни посмотришь, везде знакомые лица. Проверка «по цепочке», обобщение наблюдений над употреблением не и ни. 5. Самопроверка. Цифровой диктант (1-НЕ, 2- НИ) Не хочу молока не читающая книги нация Ни с места! ни рыба ни мясо не смогу не зайти ни свет ни заря Кого я только не встретил! Дежурный отмечал всех, кто НЕ приходил. Дежурный отмечал всех, кто бы к нему НИ приходил. Кто не любит стихов А.С. Пушкина! 1122121121 6. Итог урока. Рефлексия. - Чему был посвящен урок? (обобщению знаний о частицах, правописании НЕ-НИ) - Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой. ? Умею находить частицы в тексте, правильно писать их, различать НЕ-НИ пока не очень получается… ! Умею находить частицы в тексте, правильно писать их, различать НЕ-НИ, но не уверен, что самостоятельно на практике во всём справлюсь. Работал неплохо! !!! Умею находить частицы в тексте, правильно писать их, различать НЕ-НИ. Могу помочь одноклассникам объяснить эту тему. - Я рекомендую выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности: Домашнее задание: 1. Для тех, кто испытывает сложности, выполните упр. 309 на с.205 устно; 2. Остальным повторить тему «Не с разными частями речи», составить опорный конспект по теме, используя ресурсы Интернета. http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/165-pravopisanienesraznymichastyamirechi.html http://www.yaklass.ru/materiali?chtid=660&mode=cht&subid=157 - Оцените учебную деятельность класса. - Спасибо за урок!
Автор(ы): Коваль В. А.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx