Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

2 Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы. Паронимы. Синонимы и антонимы

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы. Паронимы. Синонимы и антонимы.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 3-ий урок в разделе «Самостоятельные части
    Цель: Повторить представления о лексике и лексикологии, выразительно-изобразительных средствах языка.
    Задачи:
    1. Повторить и обобщить материал по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология, лексикография.
    2.Работать по закреплению понятий: лексическое значение, исконно русские и заимствованные слова, синонимы, фразеологические обороты, пословицы, антонимы, паронимы.
    3.Воспитывать любовь к родному языку.
     Планируемые результаты: учащиеся научатся различать выразительно-изобразительные средства, работать со словарями.
    Техническое обеспечение урока: проектор, экран. Словарь русского языка С.И.Ожегова, Словарь синонимов русского языка,  Словарь антонимов русского языка, Словарь иностранных слов.
    Ход урока.
    1.Мотивация к учебной деятельности.
    (По лексическому значению узнать слово и записать его. Первые буквы искомых слов демонстрируются на слайде №1).
    1. человек, который противится нововведениям  (К).
    2. направление развития (Т).
    3. система взглядов на природу и общество  (М).
    4. одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).
    5. последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Э).
    6. антоним к слову “идентичный” (Р).
    7. сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б)
    8. антоним к слову “лаконичный” (М).
    9. освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).
    10. синоним к слову “первенство” (П).
    Ключи.
    1. Консерватор
    2. Тенденция
    3. Мировоззрение
    4. Демократия
    5. Эпигон
    6. Различный
    7. Баллада
    8. Многословный
    9. Эмансипация
    10. Приоритет.
    Сообщение подготовленного ученика по теме “Словарь иностранных слов”
    2.Сообщение учителем темы, целей урока.
    3.Изучение темы урока.
    1.Лексика: основные понятия. (сообщение учителя)
    Задание-слайд№1. 
    По двум русским синонимам определить соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву “К” и расположены в строгом алфавитном порядке. 
    1. Хлопотный, трудный  (канительный)
    2. Прихоть, причуда (каприз).
    3. Суть, сущность (квинтэссенция).
    4. Выразительны, своеобразный (колоритный).
    5. Любезность, похвала (комплимент).
    6. Уточнение, пояснение (конкретизация).
    7. Определенно, предметно (конкретно).
    8. Установление, утверждение (констатация).
    9. Отвратительный, страшный (кошмарный).
    10. Преклонение, почитание (культ).
    Учащиеся делают выводы по способам отнесения слов, пришедшим в русский язык из других языков. Сообщение подготовленного ученика по теме “ Словарь синонимов”
    Задание-слайд №2. Подберите синонимы. 
    1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный. 
    Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 - 11, 5 - 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29. 
    
    Задание-слайд №3. Сгруппируйте парами антонимы. 
    1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко. 
    Ключ: 1 -15, 2 -14, 3 – 16, 4 – 13, 5 – 17, 6 – 18, 7 – 24, 8 – 19, 9 – 20, 10 – 21, 11 - 22, 12 - 23. 
    Задание-слайд №4. Устно подбираем паронимы к словам. Называем примеры словосочетаний. 
    Драматический - …(драматичный).
    Дружеский - …(дружелюбный).
    Существо - …(сущность).
    Единственный - …(единый).
    Злой - …(злостный).
    Искусно - …(искусственно).
    Подпись - …(роспись).
    Заглавный - …(главный).
    Наследие - …(наследство).
    Гнездовье - …(гнездо).
    Безответный - …(безответственный).
    Пустошь - …(пустырь). 
    2. Самостоятельная работа по карточкам
    Вариант 1.
    1. По лужам потянулись ледяные иглы, стало неуютно, глухо и нелюдимо.
    2. Существует класс рыб с костной тканью в скелете и чешуе.
    3. Важные для истории документы были отданы в архив на вечное хранение. 
    4. Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.
    5. “Твое горе – не горе…, дело жизненное”, - сказал старик.
    6. Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.
    7. Густой туман одел долину, горы, поэтому дороги не было видно.
    8. Современная информационная служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.
    9. В политике двойные стандарты неприменимы.
    10. Величественная власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.
    Вариант 2.
    1. Друзья были обескуражены ледяным приемом, который был оказан им в этом доме.
    2. Из красочных веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур. 
    3. В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука. 
    4. Есть вечные человеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости.
    5. Собаки встретили путешественников злобным лаем.
    6. Этот человек производит двойное впечатление.
    7. Игорь одел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой. 
    8. Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени. 
    9. Ведущий информативной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.
    10. Читая серьезные книги, Ульяна, как человек очень глубокий, приобретала большой жизненный опыт, которым она щедро делилась с окружающими. 
    Вариант 3.
    1. Опустив седую голову, он будто застыл в ледяном раздумье. 
    2. У любителей футбола сегодня двойной праздник: на матче будет присутствовать глава государства. 
    3. Великая тайна, связанная с происхождением этих озер, открылась читателям этой книги.
    4. Эта статья посвящена лазуриту – замечательному камню цвета неба, красочная история которого уже насчитывает несколько веков. 
    5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костным набалдашником. 
    6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вечной пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мертвый счет. 
    7. По мнению критиков, этому живописному полотну явно не хватает живых, жизненных красок. 
    8. Катерина Петровна была особой весьма вздорной, со злобным характером.
    9. Она причесалась, одела праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.
    10. Выступление профессора было чрезвычайно информационным и поэтому очень полезным. 
    
    Вариант 4. 
    1. Изучение поведения человека в ледяных условиях арктического моря представляет огромный практический интерес. 
    2. Костный мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека.
    3. У известного композитора двойная фамилия. 
    4. Жизненные пути братьев так разошлись, что они годами не виделись и не переписывались. 
    5. Добро и зло, любовь и ненависть – понятия вечные.
    6. Читатель, конечно, подумает, что я разговаривал с Ефимом злостным тоном, но он окажется не прав.
    7. Жених бережно одел золотое колечко на руку своей возлюбленной.
    8. Я бесхитростно удивлялась тому, что за красочными полотнами художника кроется так много мыслей и подробностей.
    9. Высокая, стройная, грациозная и великая, молодая княжна держится необыкновенно прямо, и это придает ей царственный вид. 
    10. Каждый выпускник школы должен владеть приемами информационной переработки текста.
    Ключ: 
    Вариант 1. 
    4. Злостные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.
    5. “Твое горе - не горе … , дело житейское”, - сказал старик.
    9. В политике двойные стандарты не применимы.
    10. Великая власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.
    Вариант 2. 
    2. Из красящих веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур. 
    6. Это человек производит двойственное впечатление.
    7. Игорь надел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой. 
    9. Ведущий информационной программы должен соблюдать нормы орфоэпии. 
    Вариант 3. 
    5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костяным набалдашником. 
    6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вековой пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мерный счет.
    9. Она причесалась, надела праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.
    10. Выступление профессора было чрезвычайно информативным и поэтому очень полезным. 
    Вариант 4. 
    1. Изучение поведения человека в ледовых условиях арктического моря представляет огромный научный интерес. 
    6. Читатель, конечно. Подумает, что я разговаривал с Ефимом злобным тоном, но он окажется не прав.
    7. Жених бережно надел золотое колечко на руку своей возлюбленной. 
    9. Высокая, стройная, грациозная и величественная, молодая княжна держится необыкновенно прямо, и это придает ей царственный вид. 
    V. Подведение итогов урока. Выводы.
     

    Автор(ы): Галиуллина Г. Р.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx