Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

14 Имя существительное как часть речи

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: «Русский язык. 10 -11 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.-10-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013г.  
    Уровень обучения: базовый
    Тема «Имя существительное как часть речи»  §32.
    На изучение темы отводится 1 час, в разделе «Морфология и орфография» данный  урок  №7.
    Цель урока: повторить основные теоретические сведения об имени существительном как о части речи; совершенствовать навыки правописания имён существительных;развивать умение работать с различными источниками; воспитывать уважительное отношение к слову.
    Задачи урока:
    Образовательные: совершенствовать умения учащихся определять род, число и тип склонения существительных, обогащать словарный запас учащихся.
    Развивающие: развивать монологическую речь, умение давать  обоснованный ответ на поставленный вопрос,  развивать  навыки публичной речи, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы.
    Воспитывающие: воспитывать положительные черты характера.
    Планируемые результаты:
    Учащиеся должны знать:
    -лексико-грамматические разряды имен существительных;
    - род, число и тип склонения существительных;
    -порядок морфологического разбора.
    Учащиеся должны уметь:
    -определять грамматические признаки имен существительных
    - производить морфологический разбор имен существительных;
    - выступать перед классом с ответом-сообщением.
    Техническое обеспечение урока (ссылки на интернет-ресурсы):
    интерактивная доска, проектор.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    1. Методическое пособие «Тематическое планирвание. Поурочные разработки к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык. 10 -11 классы»-М.: «Русское слово», 2014г.
    2. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова. Под ред. Н.Ю.Шведовой. (Любое издание.)
    3. «Словарь иностранных слов» Н.Г. Комлева.- М.,1995г.
    4.Мини-тест «Имя существительное».
    
    Содержание урока.
    
    I. Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
    II.	Постановка целей и задач урока.
    III.    Словарный диктант (учащиеся работают в тетрадях, один ученик – у доски)/ Индивидуальная работа по карточкам / Выполнение тестовых заданий на компьютере.
    Варьировать, лосьон, въявь, объявление, обязанность, четырёхъячеистый, четырёхэтажный, сэкономить, сверхизысканный, сверхъестественный, бурьян, объесть, обед, бульон, двуязычный, двухэтажный, двухъярусный, Кащей Бессмертный, 9 Мая, Ломоносовские чтения, Герой Российской Федерации, Народный артист России, Большая Медведица, США, Красный Крест, Ближний Восток, Дом актёра, Ясная Поляна.
    
    -  Исправьте ошибки,  если есть. Объясните основные орфограммы,  встретившиеся в диктанте.
    (Употребление ъ и ь в качестве разделительных, ь для обозначения мягкости, для обозначения формы слова; правописание и, ы после приставок, употребление прописных букв).
    
    IY. Знакомство с новым материалом.
    1. Проблемная постановка темы.
    - К какому грамматическому классу слов относятся слова, представленные в диктанте? (Самостоятельные части речи.)
    - Что их характеризует? (Служат для обозначения предметов, признаков, действий и других явлений окружающей действительности.Такие слова являются обычно самостоятельными членами предложения, несут на себе словесное ударение.)
    - Какое значение имеют слова: объявление, обязанность, бульон? (Предметное)
    - К какой части речи относятся слова с предметным значением? (К существительным)
    - Учитывая сказанное, объясните, какой части речи будет посвящён наш урок? (Имени существительному.)
    - Запишем тему урока.Имя существительное как часть речи.
    2. Самостоятельная работа с учебником.
    - Изучите материал §32, составьте его план.
    Индивидуальное задание: представить материал параграфа в обобщённом виде (схема или таблица).
    Признаки существительного
    Постоянные. Лексико-грамматический разряд.
    Непостоянные
    нарицательные/
    собственные
    одушевлённые/
    неодушевлённые
    конкретные/
    отвлечённые/
    собирательные/
    вещественные
    род
    склонение
    число
    падеж
                     Таблица проецируется на экран.
    - Согласны ли вы с кратким отражением материала параграфа в данной таблице?
    3.Исторический комментарий. Слово учителя.
    Имя существительное как часть речи имело длительный путь развития, но в целом оно сохранило и категориальный признак, и основные грамматические признаки, и систему словоизменения и формообразования индоевропейского периода развития (III тысячелетие до н. э.). В имя как лексико-грамматический разряд входили также прилагательные, слова, имеющие числовое значение, некоторые глагольные формы (неопределенная форма глагола). В праславянский период развития языка (до VI в. н. э.) существительное выделилось в особую часть речи с предметным значением (земля, солнце, отец). Отмечалось наличие трёх родов (стол, жена, око); трёх чисел — единственного, множественного и двойственного (эта форма употреблялась при словах два и оба, а также её имели парные существительные — очи, уши, бока, глаза).Различалось семь падежей — именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, местный (значение места, часто употреблялся без предлога: быстьпожаръвеликъКыевЬ  городе), звательный (использовался при обращении: старче! жено! сыну).Категория одушевленности-неодушевленности была лексической: одушевленные существительные отличались от неодушевленных только лексическим значением, а падежные формы у них совпадали (И. мужь, столь; Р. мужа, стола; В. мужь, столь). В древнерусском языке к XIV в. категория одушевленности-неодушевленности становится лексико-грамматической: одушевленные и неодушевленные существительные уже различаются и падежными формами (И. муж, стол; Р. мужа, стола; В. мужа, стол).
    Современные три типа склонения существительных сформировались на базе шести типов склонения в древнерусском языке. Слова путь, дитя и десять существительных на -мя сохранили падежные формы древнего типа склонения на -i (и краткое). Существительные на -мя входили первоначально в склонение на согласную (др.-рус. имя, имене, имени, имя, именьмь, имене), затем перешли в склонение на -i и так же, как существительное путь, до наших дней сохранили падежные формы этого типа склонения (др.-рус. путь, пути, пути, путь, путьмь, пути). В современном русском языке они являются разносклоняемыми, так как в творительном падеже имеют окончание существительных II склонения (путём, именем), а во всех остальных падежах — III склонения (пути, имени и т.д.)
    4. Физминутка.
    - Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. – присядьте, если ко 2скл. – руки вверх, если к 3скл. – сделайте прогиб назад.
    
    Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, тюль.
    
    - Какие слова вызвали сомнения? (мозоль, тюль )
    - Запомните, что мозоль – ж.р., а значит – 3скл., а тюль, шампунь, рояль – м.р., и значит 2скл.
    Запись в тетради: мозоль (ж.р.,3скл), тюль(м.р., 2скл), шампунь (м.р., 2скл), рояль (м.р., 2скл).
    5. Задания на восприятие:
    1) Индивидуальное задание: работа с толковым словарём С. И. Ожегова по упр. 168 – составить с данными словами словосочетания с видом связи - согласование.
    2)  Установите к какому лексико-граммматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся имена существительные: лист (конкр.), листва (собир.), симфония (конкр.), городишко (конкр.), деление (отвл.), пшено (веществ.), молоко (веществ.), сапожище (конкр.), детвора (собир.), поэзия (отвл.), подмастерье (конкр.), ручища (конкр.).
    
    3)  К каким типам склонения относятся выделенные слова?
    Листва(1)
    Городишко(2)
    Деление(2)
    Сапожище(2)
    Детвора(1)
    Подмастерье(2)
    ручища (1)
    
    4)Докажите, что слово кукла – одушевлённое.
    (Форма родительного падежа мн. ч. совпадает с формой вин.п. – признак одушевлённости.)
    Приведите свои примеры одушевлённых существительных, которые не служат наименованиями живых существ, а категория одушевлённости определяется формами И., Р., В. падежей. Перечислите типы таких существительных.
    
    V.  Первичное закрепление.
    
    1.Прочитайте текст упр.166. Из какого литературного произведения взят отрывок? К какому типу речи относится данный текст?  Приведите примеры одушевлённых и неодушевлённых существительных.
    
    2.Докажите, что словопроезжающихв данном текстеиспользуется в значении существительного, как изменяется данное существительное по падежам? (Слово проезжающих в данном предложении является существительным, т. к. оно приобрело значение предметности,  в предложении выполняет функцию дополнения.Способ образования данного слова – морфолого-синтаксический, склоняется по типу прилагательного)
    3. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. К какому лексико-грамматическому разряду они относятся? (Щи, мозги - вещественные)
    4.Упражнение 165. Дифференцированное задание. Установите, к какому лексико-грамматическому разряду (конкретные, отвлечённые,собирательные, вещественные) относятся имена существительные. К каким типам склонения относятся выделенные слова?
    5.Проверка выполненного задания.
    
    VI. Морфологический разбор имени существительного.
    1. Устная работа по вопросам.
    -Из каких элементов состоит морфологический разбор слова любой части речи?
    1) само слово;
    2)часть речи, что обозначает,  на какой вопрос отвечает;
    3) начальная форма;
    4)постоянные признаки;
    5) непостоянные признаки;
    6) синтаксическая роль.
    Соотнесём общую схему с морфологическим разбором имён существительных.
    - Что обозначают имена существительные? Какая форма имён существительных считается начальной?
    -Назовите, какими постоянными признаками обладает имя существительное?
    -Назовите непостоянные признаки имён существительных.
    -Почему перечисленные признаки называются постоянными/ непостоянными?
    2.Выполнение морфологического разбора имён существительных по вариантам.
    
    1в.(В) трактирах (в чём? где?) – сущ., н. ф. – трактир; нариц., неодуш., конкр., м. р. ,2 скл.; употреблено в форме пр. п., мн. ч..; в предл. явл. обстоят.места.
    
    2в. (В) Европе (в чём? где?) – сущ., н. ф. – Европа; собств., неодуш., конкр., ж. р., 1 скл..; употреблено в форме пр. п., ед. ч.; в предл. явл. обстоят.места.
    YII. Обобщающая беседа.
    -Дайте определение имени существительного. ( Самостоятельная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что?)
    -Назовите лексико-грамматические разряды имени существительного.(Конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные; собственные/нарицательные; одушевлённые/ неодушевлённые.)
    -Существительные каких лексико-грамматических разрядов не имеют множественного числа? (Собирательные).
    -По каким родам распределяются имена существительные? (Женский, мужской и средний; общий род – стилист.окраска.)
    -Как несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения распределяются по родам? (К мужскому роду относятся названия лиц мужского пола (портье, конферансье), названия животных и птиц (кенгуру, фламинго), к женскому роду относятся названия лиц женского пола (леди, мадам); к среднему роду относятся неодушевлённые существительные (кашне, метро).
    - Назовите слова-исключения.(Кофе-м.р., цеце-ж.р. и др.)
    -Как определить род собственных несклоняемых имён существительных?(По родовому слову: Сочи-м.р.(город); «Таймс»- ж.р. (газета); Онтарио-ср.р. (озеро).
    Как определить род аббревиатур? (По роду ключевого слова: ВДНХ-ж.р (выставка); ВВЦ-м.р. (центр).
    YIII. Мини-тест «Имя существительное» проецируется на доску. (См. приложение к уроку). Самопроверка.
    
    IХ. Итог по  теме урока.
    - Какие понятия, прозвучавшие на уроке, оказались для вас новы? (Конкретные, отвлечённые, собирательные и вещественные существительные.)
    - Какие  затруднения при изучении нового материала у вас возникли?
    Х. Домашнее задание: §32; упр.167.
    ХI. Оценивание.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение к уроку №14
    Тест «Имя существительное»
    1. Найдите правильный вариант ответа: Морфология изучает…
    А) правила постановки знаков препинания;
    Б) слово как часть речи и его формы;
    В) правила произношения слов;
    Г) состав слова и способы образования слов.
    2. Найдите правильный вариант ответа: Имя существительное – часть речи, которая изучает…
    А) признак предмета;
    Б) предмет;
    В) признак другого признака;
    Г) действие предмета.
    3. Найдите слова, употребляемые только в единственном числе:
    А) асфальт, камень, столб, синева;
    Б) косьба, белизна, свежесть, синева;
    В) плаванье, столб, дорога;
    Г) ходок, ходьба, хождение, переход.
    4. Существительные, употребляемые только во множественном числе:
    А) Семена, рельсы, каникулы;
    Б)  Брёвна, сани, вожжи
    В)  сумерки, шахматы, духи;
    Г) Берёзы, грабли, обои.
    5. Найдите существительные общего рода:
    А) рабочий, работник, больной,
    Б) работяга, скорость, молодость,
    В) неряха, выскочка, плакса,
    Г) терраса, шасси, регби.
    
    
    Ключ: 1-б, 2-б, 3-б, 4-в, 5-в.
    
    
     

    Автор(ы): Давыдова Г. Д.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx