Название предмета: русский язык. Класс: 10 УМК: «Русский язык. 10 -11 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.-10-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013г. Уровень обучения: базовый Тема «Имя существительное как часть речи» §32. На изучение темы отводится 1 час, в разделе «Морфология и орфография» данный урок №7. Цель урока: повторить основные теоретические сведения об имени существительном как о части речи; совершенствовать навыки правописания имён существительных;развивать умение работать с различными источниками; воспитывать уважительное отношение к слову. Задачи урока: Образовательные: совершенствовать умения учащихся определять род, число и тип склонения существительных, обогащать словарный запас учащихся. Развивающие: развивать монологическую речь, умение давать обоснованный ответ на поставленный вопрос, развивать навыки публичной речи, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывающие: воспитывать положительные черты характера. Планируемые результаты: Учащиеся должны знать: -лексико-грамматические разряды имен существительных; - род, число и тип склонения существительных; -порядок морфологического разбора. Учащиеся должны уметь: -определять грамматические признаки имен существительных - производить морфологический разбор имен существительных; - выступать перед классом с ответом-сообщением. Техническое обеспечение урока (ссылки на интернет-ресурсы): интерактивная доска, проектор. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1. Методическое пособие «Тематическое планирвание. Поурочные разработки к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык. 10 -11 классы»-М.: «Русское слово», 2014г. 2. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова. Под ред. Н.Ю.Шведовой. (Любое издание.) 3. «Словарь иностранных слов» Н.Г. Комлева.- М.,1995г. 4.Мини-тест «Имя существительное». Содержание урока. I. Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. II. Постановка целей и задач урока. III. Словарный диктант (учащиеся работают в тетрадях, один ученик – у доски)/ Индивидуальная работа по карточкам / Выполнение тестовых заданий на компьютере. Варьировать, лосьон, въявь, объявление, обязанность, четырёхъячеистый, четырёхэтажный, сэкономить, сверхизысканный, сверхъестественный, бурьян, объесть, обед, бульон, двуязычный, двухэтажный, двухъярусный, Кащей Бессмертный, 9 Мая, Ломоносовские чтения, Герой Российской Федерации, Народный артист России, Большая Медведица, США, Красный Крест, Ближний Восток, Дом актёра, Ясная Поляна. - Исправьте ошибки, если есть. Объясните основные орфограммы, встретившиеся в диктанте. (Употребление ъ и ь в качестве разделительных, ь для обозначения мягкости, для обозначения формы слова; правописание и, ы после приставок, употребление прописных букв). IY. Знакомство с новым материалом. 1. Проблемная постановка темы. - К какому грамматическому классу слов относятся слова, представленные в диктанте? (Самостоятельные части речи.) - Что их характеризует? (Служат для обозначения предметов, признаков, действий и других явлений окружающей действительности.Такие слова являются обычно самостоятельными членами предложения, несут на себе словесное ударение.) - Какое значение имеют слова: объявление, обязанность, бульон? (Предметное) - К какой части речи относятся слова с предметным значением? (К существительным) - Учитывая сказанное, объясните, какой части речи будет посвящён наш урок? (Имени существительному.) - Запишем тему урока.Имя существительное как часть речи. 2. Самостоятельная работа с учебником. - Изучите материал §32, составьте его план. Индивидуальное задание: представить материал параграфа в обобщённом виде (схема или таблица). Признаки существительного Постоянные. Лексико-грамматический разряд. Непостоянные нарицательные/ собственные одушевлённые/ неодушевлённые конкретные/ отвлечённые/ собирательные/ вещественные род склонение число падеж Таблица проецируется на экран. - Согласны ли вы с кратким отражением материала параграфа в данной таблице? 3.Исторический комментарий. Слово учителя. Имя существительное как часть речи имело длительный путь развития, но в целом оно сохранило и категориальный признак, и основные грамматические признаки, и систему словоизменения и формообразования индоевропейского периода развития (III тысячелетие до н. э.). В имя как лексико-грамматический разряд входили также прилагательные, слова, имеющие числовое значение, некоторые глагольные формы (неопределенная форма глагола). В праславянский период развития языка (до VI в. н. э.) существительное выделилось в особую часть речи с предметным значением (земля, солнце, отец). Отмечалось наличие трёх родов (стол, жена, око); трёх чисел — единственного, множественного и двойственного (эта форма употреблялась при словах два и оба, а также её имели парные существительные — очи, уши, бока, глаза).Различалось семь падежей — именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, местный (значение места, часто употреблялся без предлога: быстьпожаръвеликъКыевЬ городе), звательный (использовался при обращении: старче! жено! сыну).Категория одушевленности-неодушевленности была лексической: одушевленные существительные отличались от неодушевленных только лексическим значением, а падежные формы у них совпадали (И. мужь, столь; Р. мужа, стола; В. мужь, столь). В древнерусском языке к XIV в. категория одушевленности-неодушевленности становится лексико-грамматической: одушевленные и неодушевленные существительные уже различаются и падежными формами (И. муж, стол; Р. мужа, стола; В. мужа, стол). Современные три типа склонения существительных сформировались на базе шести типов склонения в древнерусском языке. Слова путь, дитя и десять существительных на -мя сохранили падежные формы древнего типа склонения на -i (и краткое). Существительные на -мя входили первоначально в склонение на согласную (др.-рус. имя, имене, имени, имя, именьмь, имене), затем перешли в склонение на -i и так же, как существительное путь, до наших дней сохранили падежные формы этого типа склонения (др.-рус. путь, пути, пути, путь, путьмь, пути). В современном русском языке они являются разносклоняемыми, так как в творительном падеже имеют окончание существительных II склонения (путём, именем), а во всех остальных падежах — III склонения (пути, имени и т.д.) 4. Физминутка. - Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. – присядьте, если ко 2скл. – руки вверх, если к 3скл. – сделайте прогиб назад. Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, тюль. - Какие слова вызвали сомнения? (мозоль, тюль ) - Запомните, что мозоль – ж.р., а значит – 3скл., а тюль, шампунь, рояль – м.р., и значит 2скл. Запись в тетради: мозоль (ж.р.,3скл), тюль(м.р., 2скл), шампунь (м.р., 2скл), рояль (м.р., 2скл). 5. Задания на восприятие: 1) Индивидуальное задание: работа с толковым словарём С. И. Ожегова по упр. 168 – составить с данными словами словосочетания с видом связи - согласование. 2) Установите к какому лексико-граммматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся имена существительные: лист (конкр.), листва (собир.), симфония (конкр.), городишко (конкр.), деление (отвл.), пшено (веществ.), молоко (веществ.), сапожище (конкр.), детвора (собир.), поэзия (отвл.), подмастерье (конкр.), ручища (конкр.). 3) К каким типам склонения относятся выделенные слова? Листва(1) Городишко(2) Деление(2) Сапожище(2) Детвора(1) Подмастерье(2) ручища (1) 4)Докажите, что слово кукла – одушевлённое. (Форма родительного падежа мн. ч. совпадает с формой вин.п. – признак одушевлённости.) Приведите свои примеры одушевлённых существительных, которые не служат наименованиями живых существ, а категория одушевлённости определяется формами И., Р., В. падежей. Перечислите типы таких существительных. V. Первичное закрепление. 1.Прочитайте текст упр.166. Из какого литературного произведения взят отрывок? К какому типу речи относится данный текст? Приведите примеры одушевлённых и неодушевлённых существительных. 2.Докажите, что словопроезжающихв данном текстеиспользуется в значении существительного, как изменяется данное существительное по падежам? (Слово проезжающих в данном предложении является существительным, т. к. оно приобрело значение предметности, в предложении выполняет функцию дополнения.Способ образования данного слова – морфолого-синтаксический, склоняется по типу прилагательного) 3. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. К какому лексико-грамматическому разряду они относятся? (Щи, мозги - вещественные) 4.Упражнение 165. Дифференцированное задание. Установите, к какому лексико-грамматическому разряду (конкретные, отвлечённые,собирательные, вещественные) относятся имена существительные. К каким типам склонения относятся выделенные слова? 5.Проверка выполненного задания. VI. Морфологический разбор имени существительного. 1. Устная работа по вопросам. -Из каких элементов состоит морфологический разбор слова любой части речи? 1) само слово; 2)часть речи, что обозначает, на какой вопрос отвечает; 3) начальная форма; 4)постоянные признаки; 5) непостоянные признаки; 6) синтаксическая роль. Соотнесём общую схему с морфологическим разбором имён существительных. - Что обозначают имена существительные? Какая форма имён существительных считается начальной? -Назовите, какими постоянными признаками обладает имя существительное? -Назовите непостоянные признаки имён существительных. -Почему перечисленные признаки называются постоянными/ непостоянными? 2.Выполнение морфологического разбора имён существительных по вариантам. 1в.(В) трактирах (в чём? где?) – сущ., н. ф. – трактир; нариц., неодуш., конкр., м. р. ,2 скл.; употреблено в форме пр. п., мн. ч..; в предл. явл. обстоят.места. 2в. (В) Европе (в чём? где?) – сущ., н. ф. – Европа; собств., неодуш., конкр., ж. р., 1 скл..; употреблено в форме пр. п., ед. ч.; в предл. явл. обстоят.места. YII. Обобщающая беседа. -Дайте определение имени существительного. ( Самостоятельная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что?) -Назовите лексико-грамматические разряды имени существительного.(Конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные; собственные/нарицательные; одушевлённые/ неодушевлённые.) -Существительные каких лексико-грамматических разрядов не имеют множественного числа? (Собирательные). -По каким родам распределяются имена существительные? (Женский, мужской и средний; общий род – стилист.окраска.) -Как несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения распределяются по родам? (К мужскому роду относятся названия лиц мужского пола (портье, конферансье), названия животных и птиц (кенгуру, фламинго), к женскому роду относятся названия лиц женского пола (леди, мадам); к среднему роду относятся неодушевлённые существительные (кашне, метро). - Назовите слова-исключения.(Кофе-м.р., цеце-ж.р. и др.) -Как определить род собственных несклоняемых имён существительных?(По родовому слову: Сочи-м.р.(город); «Таймс»- ж.р. (газета); Онтарио-ср.р. (озеро). Как определить род аббревиатур? (По роду ключевого слова: ВДНХ-ж.р (выставка); ВВЦ-м.р. (центр). YIII. Мини-тест «Имя существительное» проецируется на доску. (См. приложение к уроку). Самопроверка. IХ. Итог по теме урока. - Какие понятия, прозвучавшие на уроке, оказались для вас новы? (Конкретные, отвлечённые, собирательные и вещественные существительные.) - Какие затруднения при изучении нового материала у вас возникли? Х. Домашнее задание: §32; упр.167. ХI. Оценивание. Приложение к уроку №14 Тест «Имя существительное» 1. Найдите правильный вариант ответа: Морфология изучает… А) правила постановки знаков препинания; Б) слово как часть речи и его формы; В) правила произношения слов; Г) состав слова и способы образования слов. 2. Найдите правильный вариант ответа: Имя существительное – часть речи, которая изучает… А) признак предмета; Б) предмет; В) признак другого признака; Г) действие предмета. 3. Найдите слова, употребляемые только в единственном числе: А) асфальт, камень, столб, синева; Б) косьба, белизна, свежесть, синева; В) плаванье, столб, дорога; Г) ходок, ходьба, хождение, переход. 4. Существительные, употребляемые только во множественном числе: А) Семена, рельсы, каникулы; Б) Брёвна, сани, вожжи В) сумерки, шахматы, духи; Г) Берёзы, грабли, обои. 5. Найдите существительные общего рода: А) рабочий, работник, больной, Б) работяга, скорость, молодость, В) неряха, выскочка, плакса, Г) терраса, шасси, регби. Ключ: 1-б, 2-б, 3-б, 4-в, 5-в.
Автор(ы): Давыдова Г. Д.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx