Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

1 Слово о русском языке

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока:  Слово о русском языке
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 1-ый урок в разделе «Повторение за 5-9 классы»
    Цель урока: показать значение, роль и свойства слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом, дать рекомендации правильного употребления слов.
    Задачи: 
    1.Дать сведения о русском литературном языке, о его роли и  месте среди международных языков.
     2.Развивать творческих возможностей учащихся, умение работать с текстом и справочной литературой.
    3.Способствовать проявлению творческих способностей учащихся;привить живой интерес к русскому языку. 
    Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно употреблять слова в речи, обращаться со словарями.
    Техническое обеспечение урока: тексты
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    1. Д. С. Лихачев «О языке устном и письменном, старом и новом». «Русская культура» (Изд. «Искусство», М., 2000)
    2. Денис Иванович Фонвизин. Недоросль (  Гос.изд. детской литературы министерства просвещения РСФСР, Л., 1952)
    3.Асадов Э. А. Лучшие стихотворения. Избранная проза.(Изд. « Эксмо» 2010 г.)
    
    Ход урока.
    1.Мотивация к учебной деятельности.
     Тот, кто жизнью живет настоящей,
     Кто к поэзии с детства привык,
     Вечно верует в животворящий, 
    Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий). 
    2.Целеполагание и работа по теме урока.
    -Люди всегда, во все времена размышляли о слове, о его неисчерпаемых возможностях, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь.  Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно», а поэт Шефнер предупреждал:
    Словом можно убить, словом можно спасти,
    Словом можно полки за собой повести…
    -Какую силу имеет наше слово? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей.
     «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).
    
    - Итак, в чем сила слова?
    ( Словом можно спасти, умудрить и исцелить. Но словом же можно и посеять зло, отравить душу, ранить.)
    -Какую важную проблему мы рассмотрели? Как она будет связана с темой нашего урока?
    1.Беседа.
     «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев. 
    -О чем чаще всего свидетельствует речь человека? О том, что у него в голове и на сердце. Поэтому иногда бывает полезней промолчать, чем показать свои некрасивые мысли. Отчего мы так часто говорим : «Язык мой – враг мой!» Ведь язык должен быть другом человека. 
    - Дмитрий Сергеевич утверждал «по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем имеем дело», что «учиться хорошей, спокойной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».   Дмитрий Сергеевич утверждал, что «в основе любых жаргонных, циничных, выражений и ругани лежит слабость. “По- настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо». 
    - Как научиться высокой культуре речи?
    (Для этого необходимо не только знать правила и нормы русского языка).
    - Вам, ребята, предложено ознакомиться с текстом песни вашего современника , молодого поэта. Пожалуйста, найдите в тексте слова, выходящие за рамки общеупотребительной лексики, попробуйте дать им определение и заменить близкими по смыслу словами.
    Полный невесел 
    Автор текста: Козырев Олег 
    
    Почему, блин, говорят мне,
    Что язык мой засорен, блин.
    Я по типу все ж не ламер,
    Я рулезный, клевый, модный.
    
    Припев:
    Невесел у меня,
    Полный невесел.
    Не модный типа я
    И все, блин, такое.
    
    Я на клаве текст фигачу,
    Тэги трудные вставляю.
    Я для вас же, блин, хреначу.
    Я вэбмастер, понимаешь?
    
    
    Припев.
    Я страницу залудил, блин.
    Гостевую, чат повесил.
    А мне гости замутили,
    Мол отстой тут и невесел.
    
    
    Творческий перевод текста:
    Ламер (чайник) (от англ. lame – "слабак") "Ламер" – это прозвище, которым люди, претендующие на продвинутость в компьютерном деле, именуют тех, кто, по их мнению, плохо в этом разбирается.
    Тэги — это специальные команды, написанные на HTML (Hyper Text Marker Language) - языке гипертекстовой разметки, заключенные между двумя треугольными скобками < >
    Веб-мастер (англ. webmaster) — человек, профессионально или в качестве хобби занимающийся разработкой веб-сайтов в Интернете или корпоративных приложений в интранете.
    Невесел –житуха , Находящийся в грустном настроении; скучный 2 Выражающий грусть, печаль 3 Вызывающий, содержащий в себе грусть, печаль. Воровской жаргон.
    Залудить – запустить, открыть доступ.
    -Я думаю, что вы согласитесь с тем, что подобный текст будет понятен и интересен далеко не всем. Поэтому , чтобы не выглядеть вычурно, нелепо или смешно , необходимо следить за чистотой речи. Я хочу привести для анализа речевые ошибки,  допущенные в экзаменационных работах выпускников, а вы поможете мне их исправить.
    2. Анализ речевых ошибок.
    Выпускники нарушают коммуникативную точность высказываний, употребляя слова и фразеологизмы в несвойственном им значении или без должного учета стилистических или эмоционально-экспрессивных оттенков выражений  Люди, которые повязли в лени, много теряют. Наши чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры обличают поэта как романтика. Славка выступает в этом тексте в роли патриота-трудоголика. Лень – это монстр современной молодежи.
    Многочисленны примеры смешения паронимов, то есть однокоренных или сходно звучащих слов с различными значениями: Книга дает гормональное воспитание человеку. Кристаллическая честность. Он не хотел лечиться от алкоголя. 
    Плеоназм – ошибка, состоящая в употреблении лишнего слова: Немецкая Германия. Рабочий пролетариат. В сельской деревне. Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую книгу. Но эти герои только пустословят и болтают. Здесь раскрыта и затронута интересная проблема. Мать стояла тихо и молча. Эти модницы интересуются только платьями и нарядами. Лестные комплименты. Денежный штраф.
    Нарушение привычной лексической сочетаемости слов: Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор. Нервы и волнения переполнили автора. У нас сегодня опасное и невоспитанное подростковое поколение
    Нарушение норм употребления устойчивых сочетаний: С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем. Эти дети были обделены от радости. Тяжелая доля выпала на голову нашего народа .Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом. Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы.
    3. Анализ стилистических ошибок.
     Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие смешения лексики разных исторических и социальных эпох: Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили. Собственно стилистическими являются и ошибки в результате смешения выражений разных стилей, немотивированное использование диалектных, просторечных выражений, что противоречит нормам литературного языка: Я маленько не согласна с точкой зрения автора. Подобным жмотом показал Гоголь Плюшкина. Нам необходимо набивать голову знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире. Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком.
    4.Анализ грамматических ошибок.
    Словообразовательные ошибки – это результат словотворчества с нарушением норм: слова образуются по не существующим в литературном языке моделям или не учитывается, что совокупность реально существующих лексем не полностью совпадает с системой слов, которые могли быть в языке, но в речи они не употребляются: Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид матери. Взятничество – бич нашего времени. Оплошки героев. Основная проблема – робкость молодого преподавателя. Бороться с нахальностью трудно. Просторечивые слова. С детства у нее были приклонности к музыке. 
    Недочеты при образовании форм тех или иных частей речи также разнообразны и многочисленны.
    Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.
    Более худшего примера не привести.
    Мы узнаем об ихних планах.
    Еще Гоголь писал о великости русского народа.
    Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая. 
    Меня захватили сердцетрепещущие мысли. 
    
    5.Анализ синтаксических ошибок.
    Среди синтаксических ошибок встречаются нарушения норм управления, норм согласования между сказуемым и подлежащим, неверный порядок слов в предложении, смешение прямой и косвенной речи, ошибки в построении сложного предложения:
    С отсталой страны Россия превратилась в великую державу. 
    Российская молодежь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого.
    Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже сказки.
     За подвиг ученого он был удостоен орденом.
    Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом писателя.
    Особенно часто встречаются нарушения в предложениях с деепричастными оборотами:
    Походив по музеям, путешественнику стало скучно смотреть на все эти физические ценности.
    Не заботясь о памятниках малых народов, они могут исчезнуть с лица земли.
    Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью уток.
    Не став развивать талант, его можно загубить.
    6.Этические ошибки- проявление речевой агрессии, недоброжелательности, обнаруживались высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности:
    Этот текст меня бесит.
    Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.
    Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.
    Наличие грубых жаргонизмов также рассматривается в качестве этической ошибки: Малые народы дали нашей стране множество вещей, знаний, а мы, как последние свиньи, повернулись к ним спиной. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал.
    7.Фактологические ошибки - ошибки при пересказе содержания литературных произведений, путаница в датах исторических событий, в названиях произведений, именах героев, фамилиях их авторов, неточности при цитировании и т.д.: Солдаты, победившие фашизм, возвращались к мирной жизни и продолжали писать: «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось! Счастьем для Обломова, как известно, было одиночество и равнодушие. В повести Тургенева «Преступление и наказание
    8.Работа по карточкам
    1. Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.
    2. Молодому преподавателю не оставалось другого выбора, как показать свои огромные знания.
    3.  В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает.
    4. Этот человек был дворянином от мозга до костей. 
    5. Это главная проблема, заложенная в тексте.
    6. От своего лица и автора советую путешествовать.
    7. Человек в наше время читает книгу по нужде.
    8. Автор, Д.Лихачев, умело подмечает проблему и убеждает своих сообщников, молодых людей, сохранять памятники культуры малых народов. 
    9. Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.
    10. Жарким углем в костре мировой литературы пылает имя моего любимого писателя Гоголя.
    11. Это был рок судьбы.
    12. Она хотела помочь семье и отцу.
    13. Школьные годы пропали не зря.
    14. Человек в наше время читает книгу по нужде.
    
    9.Домашнее задание:
    1.Вспомним диалог Митрофанушки и Правдина.(тексты)
    Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
    Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
    Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или
    прилагательное?
    Митрофан. Дверь? Котора дверь?
    Правдин. Котора дверь! Вот эта.
    Митрофан. Эта? Прилагательна.
    Правдин. Почему ж?
    Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста
    неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
    Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что
    оно прилагается к глупому человеку?
    Митрофан. И ведомо.
    Это, конечно, была шутка. А сейчас  – серьёзно.
    Задания к тексту:
    1. Определите тип текста(монологический, диалогический)?
    2.  Найдите слова , имеющие разговорную или просторечную окраску.
    3.  Какую роль они играют  в тексте? Зачем их использует автор?
    4. Укажите неполные предложения. Для какого стиля они они особенно характерны?
    5.  Передайте содержание диалога в форме прямой и косвенной речи.
    6. Как Митрофан рассуждает о частях речи?
    7. Какой вывод делает Стародум , следуя логике Митрофанушки?
    8. Напишите, почему Митрофанушку называют недорослем.
    10.Рефлексия : Завершить урок хотелось бы стихотворением замечательного поэта-современника Эдуарда  Асадова «Нежные слова»
    
    
    То ли мы сердцами остываем,
    То ль забита прозой голова,
    Только мы всё реже вспоминаем
    Светлые и нежные слова. 
    
    Словно в эру плазмы и нейтронов,
    В гордый век космических высот
    Нежные слова, как граммофоны,
    Отжили и списаны в расход. 
    
    Только мы здесь, видимо, слукавили
    Или что-то около того:
    Вот слова же бранные оставили,
    Сберегли ведь все до одного! 
    
    Впрочем, сколько человек ни бегает
    Средь житейских бурь и суеты,
    Только сердце всё равно потребует
    Рано или поздно красоты. 
    
    Не зазря ж оно ему даётся!
    Как ты ни толкай его во мглу,
    А оно возьмёт и повернётся
    Вновь, как компас, к ласке и теплу. 
    
    Говорят, любовь немногословна:
    Пострадай, подумай, раскуси...
    Это всё, по-моему, условно,
    Мы же люди, мы не караси! 
    
    
    
    И не очень это справедливо –
    Верить в молчаливую любовь.
    Разве молчуны всегда правдивы?
    Лгут ведь часто и без лишних слов! 
    
    Чувства могут при словах отсутствовать.
    Может быть и всё наоборот.
    Ну а если говорить и чувствовать?
    Разве плохо говорить и чувствовать?
    Разве сердце этого не ждёт? 
    
    
    Что для нас лимон без аромата?
    Витамин, не более того.
    Что такое небо без заката?
    Что без песен птица? Ничего! 
    
    Пусть слова сверкают золотинками,
    И не год, не два, а целый век!
    Человек не может жить инстинктами,
    Человек – на то и человек! 
    
    И уж коль действительно хотите,
    Чтоб звенела счастьем голова,
    Ничего-то в сердце не таите,
    Говорите, люди, говорите
    Самые хорошие слова!
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Галиуллина Г. Р.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx