Название предмета: русский язык. Класс: 10 УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013 Уровень обучения: базовый Тема урока: Слово о русском языке Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 1-ый урок в разделе «Повторение за 5-9 классы» Цель урока: показать значение, роль и свойства слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом, дать рекомендации правильного употребления слов. Задачи: 1.Дать сведения о русском литературном языке, о его роли и месте среди международных языков. 2.Развивать творческих возможностей учащихся, умение работать с текстом и справочной литературой. 3.Способствовать проявлению творческих способностей учащихся;привить живой интерес к русскому языку. Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно употреблять слова в речи, обращаться со словарями. Техническое обеспечение урока: тексты Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1. Д. С. Лихачев «О языке устном и письменном, старом и новом». «Русская культура» (Изд. «Искусство», М., 2000) 2. Денис Иванович Фонвизин. Недоросль ( Гос.изд. детской литературы министерства просвещения РСФСР, Л., 1952) 3.Асадов Э. А. Лучшие стихотворения. Избранная проза.(Изд. « Эксмо» 2010 г.) Ход урока. 1.Мотивация к учебной деятельности. Тот, кто жизнью живет настоящей, Кто к поэзии с детства привык, Вечно верует в животворящий, Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий). 2.Целеполагание и работа по теме урока. -Люди всегда, во все времена размышляли о слове, о его неисчерпаемых возможностях, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь. Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно», а поэт Шефнер предупреждал: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести… -Какую силу имеет наше слово? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей. «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162). - Итак, в чем сила слова? ( Словом можно спасти, умудрить и исцелить. Но словом же можно и посеять зло, отравить душу, ранить.) -Какую важную проблему мы рассмотрели? Как она будет связана с темой нашего урока? 1.Беседа. «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев. -О чем чаще всего свидетельствует речь человека? О том, что у него в голове и на сердце. Поэтому иногда бывает полезней промолчать, чем показать свои некрасивые мысли. Отчего мы так часто говорим : «Язык мой – враг мой!» Ведь язык должен быть другом человека. - Дмитрий Сергеевич утверждал «по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем имеем дело», что «учиться хорошей, спокойной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Дмитрий Сергеевич утверждал, что «в основе любых жаргонных, циничных, выражений и ругани лежит слабость. “По- настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо». - Как научиться высокой культуре речи? (Для этого необходимо не только знать правила и нормы русского языка). - Вам, ребята, предложено ознакомиться с текстом песни вашего современника , молодого поэта. Пожалуйста, найдите в тексте слова, выходящие за рамки общеупотребительной лексики, попробуйте дать им определение и заменить близкими по смыслу словами. Полный невесел Автор текста: Козырев Олег Почему, блин, говорят мне, Что язык мой засорен, блин. Я по типу все ж не ламер, Я рулезный, клевый, модный. Припев: Невесел у меня, Полный невесел. Не модный типа я И все, блин, такое. Я на клаве текст фигачу, Тэги трудные вставляю. Я для вас же, блин, хреначу. Я вэбмастер, понимаешь? Припев. Я страницу залудил, блин. Гостевую, чат повесил. А мне гости замутили, Мол отстой тут и невесел. Творческий перевод текста: Ламер (чайник) (от англ. lame – "слабак") "Ламер" – это прозвище, которым люди, претендующие на продвинутость в компьютерном деле, именуют тех, кто, по их мнению, плохо в этом разбирается. Тэги — это специальные команды, написанные на HTML (Hyper Text Marker Language) - языке гипертекстовой разметки, заключенные между двумя треугольными скобками < > Веб-мастер (англ. webmaster) — человек, профессионально или в качестве хобби занимающийся разработкой веб-сайтов в Интернете или корпоративных приложений в интранете. Невесел –житуха , Находящийся в грустном настроении; скучный 2 Выражающий грусть, печаль 3 Вызывающий, содержащий в себе грусть, печаль. Воровской жаргон. Залудить – запустить, открыть доступ. -Я думаю, что вы согласитесь с тем, что подобный текст будет понятен и интересен далеко не всем. Поэтому , чтобы не выглядеть вычурно, нелепо или смешно , необходимо следить за чистотой речи. Я хочу привести для анализа речевые ошибки, допущенные в экзаменационных работах выпускников, а вы поможете мне их исправить. 2. Анализ речевых ошибок. Выпускники нарушают коммуникативную точность высказываний, употребляя слова и фразеологизмы в несвойственном им значении или без должного учета стилистических или эмоционально-экспрессивных оттенков выражений Люди, которые повязли в лени, много теряют. Наши чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры обличают поэта как романтика. Славка выступает в этом тексте в роли патриота-трудоголика. Лень – это монстр современной молодежи. Многочисленны примеры смешения паронимов, то есть однокоренных или сходно звучащих слов с различными значениями: Книга дает гормональное воспитание человеку. Кристаллическая честность. Он не хотел лечиться от алкоголя. Плеоназм – ошибка, состоящая в употреблении лишнего слова: Немецкая Германия. Рабочий пролетариат. В сельской деревне. Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую книгу. Но эти герои только пустословят и болтают. Здесь раскрыта и затронута интересная проблема. Мать стояла тихо и молча. Эти модницы интересуются только платьями и нарядами. Лестные комплименты. Денежный штраф. Нарушение привычной лексической сочетаемости слов: Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор. Нервы и волнения переполнили автора. У нас сегодня опасное и невоспитанное подростковое поколение Нарушение норм употребления устойчивых сочетаний: С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем. Эти дети были обделены от радости. Тяжелая доля выпала на голову нашего народа .Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом. Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы. 3. Анализ стилистических ошибок. Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие смешения лексики разных исторических и социальных эпох: Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили. Собственно стилистическими являются и ошибки в результате смешения выражений разных стилей, немотивированное использование диалектных, просторечных выражений, что противоречит нормам литературного языка: Я маленько не согласна с точкой зрения автора. Подобным жмотом показал Гоголь Плюшкина. Нам необходимо набивать голову знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире. Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком. 4.Анализ грамматических ошибок. Словообразовательные ошибки – это результат словотворчества с нарушением норм: слова образуются по не существующим в литературном языке моделям или не учитывается, что совокупность реально существующих лексем не полностью совпадает с системой слов, которые могли быть в языке, но в речи они не употребляются: Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид матери. Взятничество – бич нашего времени. Оплошки героев. Основная проблема – робкость молодого преподавателя. Бороться с нахальностью трудно. Просторечивые слова. С детства у нее были приклонности к музыке. Недочеты при образовании форм тех или иных частей речи также разнообразны и многочисленны. Петруша Гринев сначала тоже был недорослью. Более худшего примера не привести. Мы узнаем об ихних планах. Еще Гоголь писал о великости русского народа. Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая. Меня захватили сердцетрепещущие мысли. 5.Анализ синтаксических ошибок. Среди синтаксических ошибок встречаются нарушения норм управления, норм согласования между сказуемым и подлежащим, неверный порядок слов в предложении, смешение прямой и косвенной речи, ошибки в построении сложного предложения: С отсталой страны Россия превратилась в великую державу. Российская молодежь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого. Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже сказки. За подвиг ученого он был удостоен орденом. Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом писателя. Особенно часто встречаются нарушения в предложениях с деепричастными оборотами: Походив по музеям, путешественнику стало скучно смотреть на все эти физические ценности. Не заботясь о памятниках малых народов, они могут исчезнуть с лица земли. Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью уток. Не став развивать талант, его можно загубить. 6.Этические ошибки- проявление речевой агрессии, недоброжелательности, обнаруживались высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности: Этот текст меня бесит. Судя по тому, что говорит автор, он маньяк. Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов. Наличие грубых жаргонизмов также рассматривается в качестве этической ошибки: Малые народы дали нашей стране множество вещей, знаний, а мы, как последние свиньи, повернулись к ним спиной. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал. 7.Фактологические ошибки - ошибки при пересказе содержания литературных произведений, путаница в датах исторических событий, в названиях произведений, именах героев, фамилиях их авторов, неточности при цитировании и т.д.: Солдаты, победившие фашизм, возвращались к мирной жизни и продолжали писать: «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось! Счастьем для Обломова, как известно, было одиночество и равнодушие. В повести Тургенева «Преступление и наказание 8.Работа по карточкам 1. Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах. 2. Молодому преподавателю не оставалось другого выбора, как показать свои огромные знания. 3. В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает. 4. Этот человек был дворянином от мозга до костей. 5. Это главная проблема, заложенная в тексте. 6. От своего лица и автора советую путешествовать. 7. Человек в наше время читает книгу по нужде. 8. Автор, Д.Лихачев, умело подмечает проблему и убеждает своих сообщников, молодых людей, сохранять памятники культуры малых народов. 9. Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности. 10. Жарким углем в костре мировой литературы пылает имя моего любимого писателя Гоголя. 11. Это был рок судьбы. 12. Она хотела помочь семье и отцу. 13. Школьные годы пропали не зря. 14. Человек в наше время читает книгу по нужде. 9.Домашнее задание: 1.Вспомним диалог Митрофанушки и Правдина.(тексты) Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете? Митрофан. Много. Существительна да прилагательна… Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь? Котора дверь? Правдин. Котора дверь! Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему ж? Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна. Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан. И ведомо. Это, конечно, была шутка. А сейчас – серьёзно. Задания к тексту: 1. Определите тип текста(монологический, диалогический)? 2. Найдите слова , имеющие разговорную или просторечную окраску. 3. Какую роль они играют в тексте? Зачем их использует автор? 4. Укажите неполные предложения. Для какого стиля они они особенно характерны? 5. Передайте содержание диалога в форме прямой и косвенной речи. 6. Как Митрофан рассуждает о частях речи? 7. Какой вывод делает Стародум , следуя логике Митрофанушки? 8. Напишите, почему Митрофанушку называют недорослем. 10.Рефлексия : Завершить урок хотелось бы стихотворением замечательного поэта-современника Эдуарда Асадова «Нежные слова» То ли мы сердцами остываем, То ль забита прозой голова, Только мы всё реже вспоминаем Светлые и нежные слова. Словно в эру плазмы и нейтронов, В гордый век космических высот Нежные слова, как граммофоны, Отжили и списаны в расход. Только мы здесь, видимо, слукавили Или что-то около того: Вот слова же бранные оставили, Сберегли ведь все до одного! Впрочем, сколько человек ни бегает Средь житейских бурь и суеты, Только сердце всё равно потребует Рано или поздно красоты. Не зазря ж оно ему даётся! Как ты ни толкай его во мглу, А оно возьмёт и повернётся Вновь, как компас, к ласке и теплу. Говорят, любовь немногословна: Пострадай, подумай, раскуси... Это всё, по-моему, условно, Мы же люди, мы не караси! И не очень это справедливо – Верить в молчаливую любовь. Разве молчуны всегда правдивы? Лгут ведь часто и без лишних слов! Чувства могут при словах отсутствовать. Может быть и всё наоборот. Ну а если говорить и чувствовать? Разве плохо говорить и чувствовать? Разве сердце этого не ждёт? Что для нас лимон без аромата? Витамин, не более того. Что такое небо без заката? Что без песен птица? Ничего! Пусть слова сверкают золотинками, И не год, не два, а целый век! Человек не может жить инстинктами, Человек – на то и человек! И уж коль действительно хотите, Чтоб звенела счастьем голова, Ничего-то в сердце не таите, Говорите, люди, говорите Самые хорошие слова!
Автор(ы): Галиуллина Г. Р.
Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx