Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Голосование, выборы, референдум (Овчинникова Г. П.)

Текст урока

  • Конспект

     
                                                          
                                         Пояснительная записка:
    Конспект урока «Голосование, выборы, референдум» составлен по  учебнику 
    А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс».- «Русское слово». Данный урок соответствует программе и календарно-тематическому планированию, проводится в первом полугодии и рассчитан на два часа. Урок способствует повышению уровня правовой грамотности и политической культуры будущих избирателей; повышению интереса к институту выборов у школьников; способствует воспитанию у подростков активной жизненной позиции. В 2016-2017гг. урок еще более актуален в связи с прошедшими  выборами депутатов в Законодательное  собрание области  и  Государственную Думу.
    
    Учитель: Овчинникова Г.П.
    Предмет: обществознание.
    Класс:9
    УМК: А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс».- «Русское слово».2010г.
    Уровень: базовый
    Раздел: Политическая сфера.
    Оборудование: проектор, ноутбук, приложения.
    Тема: Голосование, выборы, референдум.
    Цель  урока: Разъяснить учащимся основные формы  участия граждан в политической жизни, сформировать элементарные   умения грамотного поведения в политической  сфере общества.
     Задачи:
    1.  познакомить учащихся с понятием «избирательное право»; раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе; научить  различать  активное  и  пассивное  избирательное  право; познакомить с понятиями «выборы» и «референдум», с процедурой голосования.
    2.  Развивать  умение  анализировать   ситуацию,  делать  выводы,  приводить    примеры, анализировать. Способствовать  развитию  логического  мышления,  памяти. Развивать умение правильно использовать терминологию.
    3.  Способствовать  правовому  воспитанию; формировать активную жизненную позицию; готовить к осознанному выполнению роли избирателя.
    
         Оборудование: интерактивная доска, учебники, тетради, презентация  , выдержки из Конституции РФ и федеральных законов, анкета .
    Литература:
    1. А.И.Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание. 9 класс».- «Русское слово».
    2. Конституция РФ.
    3. Никитин А.Ф. «Право и политика» 9 класс. Учебник.– «Просвещение»
    4. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан»
    5. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
    6. ФЗ «О выборах президента РФ»
    
        Форма урока  - комбинированный
    
    Ход урока
    1. Организационный момент
    2.Проверка домашнего  задания (по параграфу №6)  15 мин.
    Учащимся предлагается выбрать задание самостоятельно.
    Определи  к правовому или тоталитарному типу государства относятся следующие признаки:
    1.Аппарат подавления
    2.Преследование инакомыслия
    3.Жесткая цензура
    4.Диктатура одной политической партии
    5. Монополия государственной собственности
    6.Геноцид собственного народа
    7. Подавление личности ,отчуждение от государства
    
                                                      Запиши в таблицу.
     Правовой тип государства
    Тоталитарный тип государства
    
    
    
    
    
    
    2.Что такое гражданское общество? Почему его надо понимать в двух значениях? Аргументируйте свой ответ?
    3.Что общего между понятиями «гражданство» и «гражданственность».                
          Выскажите свою точку зрения.
    
                                        4. Верно ли высказывание:
    1. «Все находится внутри государства, нет никого и ничего вне его,никто не может противостоять государству сказал Бенито Муссолини.
    2. Тоталитаризм существовал в Германии с 1931 по 1945гг.
    3.Одним из признаков правового государства является принцип разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную власть .
    4. Идея правового государства  получила философское обоснование у немецкого философа И.Канта.
    5.Тоталитаризм существовал в  СССР с 1920-1987гг.
    6.Гражданство-постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях 
    
    3. Постановка темы урока. Определение целей и задач. 
    
    Для этого учащиеся отвечают на вопросы: что мы будем изучать на уроке, какие слова темы вам уже знакомы и вы можете их объяснить, какие слова в теме являются для вас новыми.
     1 группа -работа с текстом
    «В Москве на Красной площади состоялся митинг. В нем приняло участие 800 человек. Выступавшие требовали, чтобы государство более активно защищало малоимущие слои населения. Маленькие пенсии, стипендия и пособия  не позволяют нормально существовать людям»
    На основании документа определите каким образом граждане могут принимать участие в политической жизни страны?
    
       2 группа -Работа со словарем. Определите значение слов:   «голосование, выборы, референдум»
    
     - Что вам известно по данной теме? Что бы вы хотели узнать? (учащиеся отвечают )
    
    Учитель обобщает ответы учащихся и окончательно формулирует тему урока: «Голосование, выборы, референдум»; а также цель урока -  знакомство с понятием «избирательное право»;  с  принципами избирательного права;   с понятиями «выборы» и «референдум», с проце)дурой голосования, с формами участия граждан в выборах.   (слайд№1,2,3)
    Учитель: В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование. Выборы – арена для политической борьбы. Для того, чтобы эта борьба не принесла вред обществу, ее ограничили определенными рамками, которые установлены законами, содержащими нормы избирательного права.  (слайд №3-4)
    Итак, избирательное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и порядок проведения выборов. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)
    Учитель: Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ. Кроме этого к нормативной основе выборов можно отнести и следующие документы:                      (слайд №4)
    Всеобщая декларация прав человека 1948г
    ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан»
    ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
    ФЗ «О выборах президента РФ»
    
    Учитель: Обратимся к тексту Конституции РФ и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» и ответим на следующие вопросы:
    1. кто имеет право избирать?
    2. кто не имеет права избирать и быть избранным?
    3. какими качествами должен обладать избиратель?
       
    Работа учащихся с текстами Конституции – ст.32,81, 96; выдержками из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» (Приложение №1)
    Учитель: Таким образом гражданин принимает участие в голосовании потому, что знает: его выбор – это фундамент будущего страны, его детей, внуков. От результатов выборов зависит жизнь в нашей стране, нашем городе.
    Учитель: Свое избирательное право граждане могут осуществлять в разных формах. 
    Работа учащихся с текстом учебника – стр.55-56 и с раздаточным материалом – выдержками из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…»  
           Читают тексты и отвечают на вопросы:      (Приложение №2).  
    1. Что такое активное избирательное право и пассивное избирательное право?
    2. В чем отличия?
    3. Скольки лет должны достигнуть граждане, чтобы получить возможность осуществить свое активное избирательное право?
    4. Кто может назвать возраст, достигнув которого можно выдвигать свою кандидатуру в депутаты, на пост президента? 
    5. Как вы думаете, какие еще требования предъявляются к кандидатам на выборах?   
      Учитель: Таким образом одной из форм участия граждан в выборах является голосование ими за определенную кандидатуру, т.е. активное избирательное право.                                         
                                                                                                                               (слайд 7-8)
                            Самостоятельная   работа со справочником П.А. Баранова стр.350-352
    1 группа определяет плюсы и минусы пропорциональной избирательной системы.
    2 группа определяет плюсы и минусы мажоритарной системы.
    
    По окончанию работы предлагается  проверить правильность выполнения заданий по типам избирательных систем                                                                                   (слайд 9-11) 
    Учитель: Существует  и смешанная система – система, при которой часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая  часть в соответствии с пропорциональной избирательной 
    системой                                                                                                                        (12 слайд)
    
    Учитель: Каким же образом происходит процедура выборов? У каждого мероприятия есть своеобразный план действий, определенный алгоритм. Есть он и у избирательного процесса. Работая с раздаточным материалом и текстом учебника, давайте проследим за порядком проведения выборов (на примере выборов президента), за процедурой голосования на избирательных участках.
    
                           Знакомство с принципами избирательного права                    (слайд 13-14)
    
          Работа учащихся с выдержками из федерального закона: «О выборах президента РФ», текстом учебника – стр.56, 58.                                                          (Приложение №3)
    
    Запишите по порядку этапы проведения избирательной компании
    В итоге работы получаются следующие этапы:   (слайд 16)
    1. объявление о выборах
    2. формирование избирательных комиссий
    3.создание избирательных участков и списков избирателей 
    4. выдвижение и регистрация кандидатов 
    5.Предвыборная агитация 
    6. Голосование и определение результатов выборов 
    7. Опубликование результатов выборов
    
    Учитель: При подсчете голосов делается вывод о состоявшихся или несостоявшихся выборах. По необходимости назначаются повторные выборы или второй круг выборов.
    Как вы думаете, что влияет на активность избирателей? От каких факторов зависит успешность выборов (голосования)? (ответы учащихся и комментарии учителя)
    
    Учитель: Во время избирательной компании все кандидаты борются за создание своего электората – круга избирателей. Каким же образом может происходить формирование электората?
    Учитель: каждый кандидат, каждая партия заинтересованы в расширении и 
    удержании электората, чтобы получить как можно больше голосов на выборах.
                                      работа с текстом учебника стр 58. 
    
    В каких случаях избирательная комиссия исключает кандидата из списка кандидатов?
    
    Учитель: Одним из проявлений активного избирательного права является участие граждан в референдуме. Референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования. 
    .                                                           
             Работа с текстом учебника стр 59. и заполнение таблицы             
    Название страны 
    Как используется референдум
    США
           Используется субъектами  федерации      (штатами).В масштабах страны прибегают в редких случаях.
     Великобритания
    Инициатором выступает парламент и правительство.
    Франция 
     Парламент правительство ,президент
    Италия 
    Непосредственно народ
     Россия 
    
    
    Учитель: познакомимся с историей референдума в Р.Ф.               (Сообщение ученика)
       
         Учащимся предлагается  по ходу выступления определить, как используется референдум в России и записать в таблицу)                                                (Приложение №4)
    
    IV. Закрепление изученного материала.
                                 Задание для закрепления.
     Какие  слова  характеризуют  демократические  выборы,  
            а  какие - недемократические.
    -Тайное  голосование 
    – открытое  голосование.
      -Один  кандидат 
      – несколько  кандидатов
      -25 лет
      – 18 лет
      -Избиратели 
      –белые  избиратели
      -Отсутствие  прессы 
       – присутствие  прессы
       -90%  избирателей 
       – 30%  избирателей
    
    Учащимся предлагается выполнить в тесте:                                                (Приложение №5)
    
    Рефлексия:
    1.Если бы была возможность, вы бы приняли участие в выборах в Государственную Думу РФ  18 сентября 2016г.?
         2.Что надо сделать, чтобы молодежь активно участвовала в выборах?
         3. Какое практическое значение имеет данная тема  ?
    
    IV.   ИТОГ  УРОКА 
    1.Учитель обобщает весь изученный материал, выставляет оценки и даёт домашнее задание.
    Домашнее  задание. параграф №7,вопросы стр 60,
    
    Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
    1. Почему так важно участие граждан в выборах?
    2. Если бы вас избрали президентом России, какие социальные проблемы молодежи вы решили бы в первую очередь?
    3. Зачем нужны выборы?
    4. Как вы думаете, почему падает активность избирателей на выборах? Какими могут быть последствия этого явления для личности, общества, государства?
     

    Автор(ы): Овчинникова Г. П.

    Скачать: Обществознание 9кл - Конспект.doc

Презентация к уроку

Задания к уроку