Пояснительная записка:
Конспект урока «Голосование, выборы, референдум» составлен по учебнику
А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс».- «Русское слово». Данный урок соответствует программе и календарно-тематическому планированию, проводится в первом полугодии и рассчитан на два часа. Урок способствует повышению уровня правовой грамотности и политической культуры будущих избирателей; повышению интереса к институту выборов у школьников; способствует воспитанию у подростков активной жизненной позиции. В 2016-2017гг. урок еще более актуален в связи с прошедшими выборами депутатов в Законодательное собрание области и Государственную Думу.
Учитель: Овчинникова Г.П.
Предмет: обществознание.
Класс:9
УМК: А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс».- «Русское слово».2010г.
Уровень: базовый
Раздел: Политическая сфера.
Оборудование: проектор, ноутбук, приложения.
Тема: Голосование, выборы, референдум.
Цель урока: Разъяснить учащимся основные формы участия граждан в политической жизни, сформировать элементарные умения грамотного поведения в политической сфере общества.
Задачи:
1. познакомить учащихся с понятием «избирательное право»; раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе; научить различать активное и пассивное избирательное право; познакомить с понятиями «выборы» и «референдум», с процедурой голосования.
2. Развивать умение анализировать ситуацию, делать выводы, приводить примеры, анализировать. Способствовать развитию логического мышления, памяти. Развивать умение правильно использовать терминологию.
3. Способствовать правовому воспитанию; формировать активную жизненную позицию; готовить к осознанному выполнению роли избирателя.
Оборудование: интерактивная доска, учебники, тетради, презентация , выдержки из Конституции РФ и федеральных законов, анкета .
Литература:
1. А.И.Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание. 9 класс».- «Русское слово».
2. Конституция РФ.
3. Никитин А.Ф. «Право и политика» 9 класс. Учебник.– «Просвещение»
4. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан»
5. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
6. ФЗ «О выборах президента РФ»
Форма урока - комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент
2.Проверка домашнего задания (по параграфу №6) 15 мин.
Учащимся предлагается выбрать задание самостоятельно.
Определи к правовому или тоталитарному типу государства относятся следующие признаки:
1.Аппарат подавления
2.Преследование инакомыслия
3.Жесткая цензура
4.Диктатура одной политической партии
5. Монополия государственной собственности
6.Геноцид собственного народа
7. Подавление личности ,отчуждение от государства
Запиши в таблицу.
Правовой тип государства
Тоталитарный тип государства
2.Что такое гражданское общество? Почему его надо понимать в двух значениях? Аргументируйте свой ответ?
3.Что общего между понятиями «гражданство» и «гражданственность».
Выскажите свою точку зрения.
4. Верно ли высказывание:
1. «Все находится внутри государства, нет никого и ничего вне его,никто не может противостоять государству сказал Бенито Муссолини.
2. Тоталитаризм существовал в Германии с 1931 по 1945гг.
3.Одним из признаков правового государства является принцип разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную власть .
4. Идея правового государства получила философское обоснование у немецкого философа И.Канта.
5.Тоталитаризм существовал в СССР с 1920-1987гг.
6.Гражданство-постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях
3. Постановка темы урока. Определение целей и задач.
Для этого учащиеся отвечают на вопросы: что мы будем изучать на уроке, какие слова темы вам уже знакомы и вы можете их объяснить, какие слова в теме являются для вас новыми.
1 группа -работа с текстом
«В Москве на Красной площади состоялся митинг. В нем приняло участие 800 человек. Выступавшие требовали, чтобы государство более активно защищало малоимущие слои населения. Маленькие пенсии, стипендия и пособия не позволяют нормально существовать людям»
На основании документа определите каким образом граждане могут принимать участие в политической жизни страны?
2 группа -Работа со словарем. Определите значение слов: «голосование, выборы, референдум»
- Что вам известно по данной теме? Что бы вы хотели узнать? (учащиеся отвечают )
Учитель обобщает ответы учащихся и окончательно формулирует тему урока: «Голосование, выборы, референдум»; а также цель урока - знакомство с понятием «избирательное право»; с принципами избирательного права; с понятиями «выборы» и «референдум», с проце)дурой голосования, с формами участия граждан в выборах. (слайд№1,2,3)
Учитель: В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование. Выборы – арена для политической борьбы. Для того, чтобы эта борьба не принесла вред обществу, ее ограничили определенными рамками, которые установлены законами, содержащими нормы избирательного права. (слайд №3-4)
Итак, избирательное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и порядок проведения выборов. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)
Учитель: Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ. Кроме этого к нормативной основе выборов можно отнести и следующие документы: (слайд №4)
Всеобщая декларация прав человека 1948г
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан»
ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
ФЗ «О выборах президента РФ»
Учитель: Обратимся к тексту Конституции РФ и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» и ответим на следующие вопросы:
1. кто имеет право избирать?
2. кто не имеет права избирать и быть избранным?
3. какими качествами должен обладать избиратель?
Работа учащихся с текстами Конституции – ст.32,81, 96; выдержками из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» (Приложение №1)
Учитель: Таким образом гражданин принимает участие в голосовании потому, что знает: его выбор – это фундамент будущего страны, его детей, внуков. От результатов выборов зависит жизнь в нашей стране, нашем городе.
Учитель: Свое избирательное право граждане могут осуществлять в разных формах.
Работа учащихся с текстом учебника – стр.55-56 и с раздаточным материалом – выдержками из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…»
Читают тексты и отвечают на вопросы: (Приложение №2).
1. Что такое активное избирательное право и пассивное избирательное право?
2. В чем отличия?
3. Скольки лет должны достигнуть граждане, чтобы получить возможность осуществить свое активное избирательное право?
4. Кто может назвать возраст, достигнув которого можно выдвигать свою кандидатуру в депутаты, на пост президента?
5. Как вы думаете, какие еще требования предъявляются к кандидатам на выборах?
Учитель: Таким образом одной из форм участия граждан в выборах является голосование ими за определенную кандидатуру, т.е. активное избирательное право.
(слайд 7-8)
Самостоятельная работа со справочником П.А. Баранова стр.350-352
1 группа определяет плюсы и минусы пропорциональной избирательной системы.
2 группа определяет плюсы и минусы мажоритарной системы.
По окончанию работы предлагается проверить правильность выполнения заданий по типам избирательных систем (слайд 9-11)
Учитель: Существует и смешанная система – система, при которой часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной
системой (12 слайд)
Учитель: Каким же образом происходит процедура выборов? У каждого мероприятия есть своеобразный план действий, определенный алгоритм. Есть он и у избирательного процесса. Работая с раздаточным материалом и текстом учебника, давайте проследим за порядком проведения выборов (на примере выборов президента), за процедурой голосования на избирательных участках.
Знакомство с принципами избирательного права (слайд 13-14)
Работа учащихся с выдержками из федерального закона: «О выборах президента РФ», текстом учебника – стр.56, 58. (Приложение №3)
Запишите по порядку этапы проведения избирательной компании
В итоге работы получаются следующие этапы: (слайд 16)
1. объявление о выборах
2. формирование избирательных комиссий
3.создание избирательных участков и списков избирателей
4. выдвижение и регистрация кандидатов
5.Предвыборная агитация
6. Голосование и определение результатов выборов
7. Опубликование результатов выборов
Учитель: При подсчете голосов делается вывод о состоявшихся или несостоявшихся выборах. По необходимости назначаются повторные выборы или второй круг выборов.
Как вы думаете, что влияет на активность избирателей? От каких факторов зависит успешность выборов (голосования)? (ответы учащихся и комментарии учителя)
Учитель: Во время избирательной компании все кандидаты борются за создание своего электората – круга избирателей. Каким же образом может происходить формирование электората?
Учитель: каждый кандидат, каждая партия заинтересованы в расширении и
удержании электората, чтобы получить как можно больше голосов на выборах.
работа с текстом учебника стр 58.
В каких случаях избирательная комиссия исключает кандидата из списка кандидатов?
Учитель: Одним из проявлений активного избирательного права является участие граждан в референдуме. Референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования.
.
Работа с текстом учебника стр 59. и заполнение таблицы
Название страны
Как используется референдум
США
Используется субъектами федерации (штатами).В масштабах страны прибегают в редких случаях.
Великобритания
Инициатором выступает парламент и правительство.
Франция
Парламент правительство ,президент
Италия
Непосредственно народ
Россия
Учитель: познакомимся с историей референдума в Р.Ф. (Сообщение ученика)
Учащимся предлагается по ходу выступления определить, как используется референдум в России и записать в таблицу) (Приложение №4)
IV. Закрепление изученного материала.
Задание для закрепления.
Какие слова характеризуют демократические выборы,
а какие - недемократические.
-Тайное голосование
– открытое голосование.
-Один кандидат
– несколько кандидатов
-25 лет
– 18 лет
-Избиратели
–белые избиратели
-Отсутствие прессы
– присутствие прессы
-90% избирателей
– 30% избирателей
Учащимся предлагается выполнить в тесте: (Приложение №5)
Рефлексия:
1.Если бы была возможность, вы бы приняли участие в выборах в Государственную Думу РФ 18 сентября 2016г.?
2.Что надо сделать, чтобы молодежь активно участвовала в выборах?
3. Какое практическое значение имеет данная тема ?
IV. ИТОГ УРОКА
1.Учитель обобщает весь изученный материал, выставляет оценки и даёт домашнее задание.
Домашнее задание. параграф №7,вопросы стр 60,
Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
1. Почему так важно участие граждан в выборах?
2. Если бы вас избрали президентом России, какие социальные проблемы молодежи вы решили бы в первую очередь?
3. Зачем нужны выборы?
4. Как вы думаете, почему падает активность избирателей на выборах? Какими могут быть последствия этого явления для личности, общества, государства?
Автор(ы): Овчинникова Г. П.
Скачать: Обществознание 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Овчинникова Г. П.
Скачать: Обществознание 9кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Овчинникова Г. П.
Скачать: Обществознание 9кл - Приложение.docx