Пояснительная записка: Конспект урока «Голосование, выборы, референдум» составлен по учебнику А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс».- «Русское слово». Данный урок соответствует программе и календарно-тематическому планированию, проводится в первом полугодии и рассчитан на два часа. Урок способствует повышению уровня правовой грамотности и политической культуры будущих избирателей; повышению интереса к институту выборов у школьников; способствует воспитанию у подростков активной жизненной позиции. В 2016-2017гг. урок еще более актуален в связи с прошедшими выборами депутатов в Законодательное собрание области и Государственную Думу. Учитель: Овчинникова Г.П. Предмет: обществознание. Класс:9 УМК: А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс».- «Русское слово».2010г. Уровень: базовый Раздел: Политическая сфера. Оборудование: проектор, ноутбук, приложения. Тема: Голосование, выборы, референдум. Цель урока: Разъяснить учащимся основные формы участия граждан в политической жизни, сформировать элементарные умения грамотного поведения в политической сфере общества. Задачи: 1. познакомить учащихся с понятием «избирательное право»; раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе; научить различать активное и пассивное избирательное право; познакомить с понятиями «выборы» и «референдум», с процедурой голосования. 2. Развивать умение анализировать ситуацию, делать выводы, приводить примеры, анализировать. Способствовать развитию логического мышления, памяти. Развивать умение правильно использовать терминологию. 3. Способствовать правовому воспитанию; формировать активную жизненную позицию; готовить к осознанному выполнению роли избирателя. Оборудование: интерактивная доска, учебники, тетради, презентация , выдержки из Конституции РФ и федеральных законов, анкета . Литература: 1. А.И.Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание. 9 класс».- «Русское слово». 2. Конституция РФ. 3. Никитин А.Ф. «Право и политика» 9 класс. Учебник.– «Просвещение» 4. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан» 5. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» 6. ФЗ «О выборах президента РФ» Форма урока - комбинированный Ход урока 1. Организационный момент 2.Проверка домашнего задания (по параграфу №6) 15 мин. Учащимся предлагается выбрать задание самостоятельно. Определи к правовому или тоталитарному типу государства относятся следующие признаки: 1.Аппарат подавления 2.Преследование инакомыслия 3.Жесткая цензура 4.Диктатура одной политической партии 5. Монополия государственной собственности 6.Геноцид собственного народа 7. Подавление личности ,отчуждение от государства Запиши в таблицу. Правовой тип государства Тоталитарный тип государства 2.Что такое гражданское общество? Почему его надо понимать в двух значениях? Аргументируйте свой ответ? 3.Что общего между понятиями «гражданство» и «гражданственность». Выскажите свою точку зрения. 4. Верно ли высказывание: 1. «Все находится внутри государства, нет никого и ничего вне его,никто не может противостоять государству сказал Бенито Муссолини. 2. Тоталитаризм существовал в Германии с 1931 по 1945гг. 3.Одним из признаков правового государства является принцип разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную власть . 4. Идея правового государства получила философское обоснование у немецкого философа И.Канта. 5.Тоталитаризм существовал в СССР с 1920-1987гг. 6.Гражданство-постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях 3. Постановка темы урока. Определение целей и задач. Для этого учащиеся отвечают на вопросы: что мы будем изучать на уроке, какие слова темы вам уже знакомы и вы можете их объяснить, какие слова в теме являются для вас новыми. 1 группа -работа с текстом «В Москве на Красной площади состоялся митинг. В нем приняло участие 800 человек. Выступавшие требовали, чтобы государство более активно защищало малоимущие слои населения. Маленькие пенсии, стипендия и пособия не позволяют нормально существовать людям» На основании документа определите каким образом граждане могут принимать участие в политической жизни страны? 2 группа -Работа со словарем. Определите значение слов: «голосование, выборы, референдум» - Что вам известно по данной теме? Что бы вы хотели узнать? (учащиеся отвечают ) Учитель обобщает ответы учащихся и окончательно формулирует тему урока: «Голосование, выборы, референдум»; а также цель урока - знакомство с понятием «избирательное право»; с принципами избирательного права; с понятиями «выборы» и «референдум», с проце)дурой голосования, с формами участия граждан в выборах. (слайд№1,2,3) Учитель: В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование. Выборы – арена для политической борьбы. Для того, чтобы эта борьба не принесла вред обществу, ее ограничили определенными рамками, которые установлены законами, содержащими нормы избирательного права. (слайд №3-4) Итак, избирательное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и порядок проведения выборов. (Учащиеся записывают определение в тетрадь) Учитель: Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ. Кроме этого к нормативной основе выборов можно отнести и следующие документы: (слайд №4) Всеобщая декларация прав человека 1948г ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан» ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» ФЗ «О выборах президента РФ» Учитель: Обратимся к тексту Конституции РФ и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» и ответим на следующие вопросы: 1. кто имеет право избирать? 2. кто не имеет права избирать и быть избранным? 3. какими качествами должен обладать избиратель? Работа учащихся с текстами Конституции – ст.32,81, 96; выдержками из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» (Приложение №1) Учитель: Таким образом гражданин принимает участие в голосовании потому, что знает: его выбор – это фундамент будущего страны, его детей, внуков. От результатов выборов зависит жизнь в нашей стране, нашем городе. Учитель: Свое избирательное право граждане могут осуществлять в разных формах. Работа учащихся с текстом учебника – стр.55-56 и с раздаточным материалом – выдержками из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» Читают тексты и отвечают на вопросы: (Приложение №2). 1. Что такое активное избирательное право и пассивное избирательное право? 2. В чем отличия? 3. Скольки лет должны достигнуть граждане, чтобы получить возможность осуществить свое активное избирательное право? 4. Кто может назвать возраст, достигнув которого можно выдвигать свою кандидатуру в депутаты, на пост президента? 5. Как вы думаете, какие еще требования предъявляются к кандидатам на выборах? Учитель: Таким образом одной из форм участия граждан в выборах является голосование ими за определенную кандидатуру, т.е. активное избирательное право. (слайд 7-8) Самостоятельная работа со справочником П.А. Баранова стр.350-352 1 группа определяет плюсы и минусы пропорциональной избирательной системы. 2 группа определяет плюсы и минусы мажоритарной системы. По окончанию работы предлагается проверить правильность выполнения заданий по типам избирательных систем (слайд 9-11) Учитель: Существует и смешанная система – система, при которой часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой (12 слайд) Учитель: Каким же образом происходит процедура выборов? У каждого мероприятия есть своеобразный план действий, определенный алгоритм. Есть он и у избирательного процесса. Работая с раздаточным материалом и текстом учебника, давайте проследим за порядком проведения выборов (на примере выборов президента), за процедурой голосования на избирательных участках. Знакомство с принципами избирательного права (слайд 13-14) Работа учащихся с выдержками из федерального закона: «О выборах президента РФ», текстом учебника – стр.56, 58. (Приложение №3) Запишите по порядку этапы проведения избирательной компании В итоге работы получаются следующие этапы: (слайд 16) 1. объявление о выборах 2. формирование избирательных комиссий 3.создание избирательных участков и списков избирателей 4. выдвижение и регистрация кандидатов 5.Предвыборная агитация 6. Голосование и определение результатов выборов 7. Опубликование результатов выборов Учитель: При подсчете голосов делается вывод о состоявшихся или несостоявшихся выборах. По необходимости назначаются повторные выборы или второй круг выборов. Как вы думаете, что влияет на активность избирателей? От каких факторов зависит успешность выборов (голосования)? (ответы учащихся и комментарии учителя) Учитель: Во время избирательной компании все кандидаты борются за создание своего электората – круга избирателей. Каким же образом может происходить формирование электората? Учитель: каждый кандидат, каждая партия заинтересованы в расширении и удержании электората, чтобы получить как можно больше голосов на выборах. работа с текстом учебника стр 58. В каких случаях избирательная комиссия исключает кандидата из списка кандидатов? Учитель: Одним из проявлений активного избирательного права является участие граждан в референдуме. Референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования. . Работа с текстом учебника стр 59. и заполнение таблицы Название страны Как используется референдум США Используется субъектами федерации (штатами).В масштабах страны прибегают в редких случаях. Великобритания Инициатором выступает парламент и правительство. Франция Парламент правительство ,президент Италия Непосредственно народ Россия Учитель: познакомимся с историей референдума в Р.Ф. (Сообщение ученика) Учащимся предлагается по ходу выступления определить, как используется референдум в России и записать в таблицу) (Приложение №4) IV. Закрепление изученного материала. Задание для закрепления. Какие слова характеризуют демократические выборы, а какие - недемократические. -Тайное голосование – открытое голосование. -Один кандидат – несколько кандидатов -25 лет – 18 лет -Избиратели –белые избиратели -Отсутствие прессы – присутствие прессы -90% избирателей – 30% избирателей Учащимся предлагается выполнить в тесте: (Приложение №5) Рефлексия: 1.Если бы была возможность, вы бы приняли участие в выборах в Государственную Думу РФ 18 сентября 2016г.? 2.Что надо сделать, чтобы молодежь активно участвовала в выборах? 3. Какое практическое значение имеет данная тема ? IV. ИТОГ УРОКА 1.Учитель обобщает весь изученный материал, выставляет оценки и даёт домашнее задание. Домашнее задание. параграф №7,вопросы стр 60, Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся): 1. Почему так важно участие граждан в выборах? 2. Если бы вас избрали президентом России, какие социальные проблемы молодежи вы решили бы в первую очередь? 3. Зачем нужны выборы? 4. Как вы думаете, почему падает активность избирателей на выборах? Какими могут быть последствия этого явления для личности, общества, государства?
Автор(ы): Овчинникова Г. П.
Скачать: Обществознание 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Овчинникова Г. П.
Скачать: Обществознание 9кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Овчинникова Г. П.
Скачать: Обществознание 9кл - Приложение.docx