Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Вводный урок (Мажаева Г. А.)

Текст урока

  • Конспект

     Предмет: обществознание
    Класс: 9
    УМК: Обществознание. 9 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева, А.Ю. Лазебниковой. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: «Вводный урок»
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 34.
    Место урока в системе уроков по теме: 1.
    Цель урока: определение места учебного курса в процессе обучения обществознанию; знакомство учащихся со справочным и методическим аппаратом учебника, структурой учебника; способствование развитию интереса к учебному предмету.
    Задачи урока: 
    1. Кратко осветить содержание тем, которые предстоит изучать в 9 классе.
    2. Ознакомить учащихся с требованиями ФГОС основного общего образования к выпускникам основной школы и кратко охарактеризовать форму итоговой аттестации по обществознанию.
    3. Актуализовать в памяти учащихся разделы, изученные в 8 классе.
    4. Напомнить учащимся о структуре каждого параграфа учебника 9 класса и назначении каждой рубрики в нём.
    5. Напомнить требования к оформлению письменных работ.
    Планируемые результаты:
    В результате занятия учащиеся научатся:
    Классифицировать основные понятия, изученные в 6-8 классах;
    характеризовать структуру учебника и основные темы, которые предстоит изучить в 9 классе
    разбираться в структуре учебника
    знаниям требований ФГОС ООО
    Учащиеся получат возможность научиться:
    самостоятельно оценивать правильность выполненных действий;
    осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
    анализировать информацию из различных источников;
    аргументировать собственную позицию, выслушивать мнение партнёра, вырабатывать общую позицию;
    получать нужную информацию, задавая вопросы; сопоставлять полученные ответы.
    Техническое обеспечение урока:
    компьютеры (с выходом в Интернет);
    мультимедийный проектор; 
    презентация;
    интерактивная доска.
    Основные понятия: право, политика.
    Методическое и дидактическое обеспечение урока:
    А.Ф. Никитин. Право и политика. 9 класс. М.: Просвещение,2009.
    В.В. Барабанов. Обществознание. Справочник школьника. М.: Астрель, 2003.
    А.И. Кравченко. Обществознание. 8-9 класс. М.: Русское слово, 2005.
    Карточки с текстом.
    http://tak-to-ent.net/load/338-1-0-7575
    Учебники по обществознанию для 8, 9 классов.
    
    Содержание урока (технологическая карта)
    
    Этапы урока.
    Цель этапа
    Деятельность  учителя
    
    Деятельность  учащихся
    
    Формируемые УУД (регулятивные – Р, познавательные – П, коммуникативные – К, личностные -Л)
    Этап мотивации
    Сегодня мы начинаем цикл уроков обществознания, являющихся важной составляющей изучения учебного курса познания общества. Значение изучаемых в 9 классе тем очень важно для успешной работы на следующем этапе школьного образования, а также в целом для вашей жизни и деятельности в современном обществе.
    Великие люди разных эпох говорили (материал на индивидуальных карточках):
    Человек становится человеком только среди людей.                                               И. Бехер
    Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество.          В.Г. Белинский
    Человеческое общество... похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает...                             П.А. Сорокин
    Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него…       М. Аврелий
    Многознание не научает мудрости. Знание основ и причин - вот истинная мудрость.
                                                              Гераклит
    Какое высказывание стоит особняком? На основании чего вы сделали такой вывод?
    Как можно сформулировать цели курса обществознания в 9 классе, опираясь на данные высказывания?
    Работают с раздаточным материалом. 
    
    
    
    
    
    
    Анализируют высказывания великих людей. 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Делают выводы.
    целеполагание (П)
    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
    самоопределение (Л)
    Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
    Что мы уже знаем и умеем?
    Давайте вспомним основные итоги прошлого года обучения.
    Краткое собеседование по вопросам:
    - Что такое общество?
    - Охарактеризуйте основные сферы жизни общества.
    - Что такое природа?
    - Что означает понятие «духовная культура»? 
    - Какова роль экономики в жизни общества?
    - Что такое рыночная экономика? 
    - Что включает в себя социальная сфера?
    - Какова социальная структура общества?
    Далее используется презентация, содержанием которой являются тесты по изученному ранее материалу.
    Отвечают на вопросы.
    
    
    Высказывают своё мнение, защищают свою точку зрения. 
    анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
    извлечение необходимой информации из текстов (П);
    осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
    подведение под понятие (П);
    выполнение пробного действия (Р);
    фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
    волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
    аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
    использование критериев для обоснования своего суждения (К)
    Этап выявления места и причины затруднения
    Вся ли информация прошлого года твёрдо запомнилась?
    Какой вывод можно сделать из проведённого повторения?
    Какие сферы жизнедеятельности человеческого общества остались неизученными?
    Что мы будем изучать в новом учебном году?
    Что необходимо выяснить на сегодняшнем уроке, чтобы успешно работать на протяжении учебного года?
    Попробуйте сформулировать вопросы, которые мы будем разбирать на сегодняшнем уроке.
    Высказывают своё мнение. 
    
    
    
    
    
    
    Делают предположение о темах, находящихся в учебнике 9 класса, и об основных вопросах, которые необходимо рассмотреть на уроке?
    анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);
    определение основной и второстепенной информации (П);
    постановка и формулирование проблемы (П);
    структурирование знаний (П);
    осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
    волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
    учет разных мнений, координирование разных позиций (К);
    аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
    Этап построения проекта выхода из затруднения
    Знакомство с основным содержанием курса 9 класса. (Оглавление, с. 3 учебника.)
    На что вы обратили внимание при рассмотрении содержания учебника?
    Какая тема сложнее и объёмнее – «Политика» или «Право»?
    Какой документ постоянно будет необходим на уроках? 
    Деление класса на группы для выполнения групповых заданий.
    Работают с учебником.
    
    Отвечают на вопросы.
    
    
    
    
    
    Распределяются на группы.
    осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
    выражение своих мыслей с остаточной полнотой и точностью (К);
    аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
    использование критериев для обоснования своего суждения (К);
    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
    смыслообразование (Л);
    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
    поиск и выделение необходимой информации (П);
    учет разных мнений (К);
    Этап реализации построенного проекта. Первичная проверка понимания.
    Работа по учебнику обществознания для 9 класса.
    На примере двух параграфов из различных разделов в 1 и 2 группах рассматривается назначение представленных рубрик.
    Внимание учащихся из 3 группы должно быть привлечено к выводам по главам.
    4-й группе следует выявить необходимость использования словаря по обществознанию.
    Беседа о задачах курса «Обществознание»:
    - Что слово «обществознание» означает по правилам русского языка? 
    - Что такое общество? 
    - В каких учебных дисциплинах изучается человеческое общество? Давайте определим, какие аспекты жизни человека затрагиваются в них.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    В чём отличие обществознания от этих учебных дисциплин? 
    
    А для чего нам нужны систематизированные знания об обществе? 
    
    
    
    Попробуйте привести примеры, когда неполные знания об обществе приводили к ошибкам.
    Пример учителя: Закон № 122-ФЗ и социальная реакция на него в 2006 г. (Приложение 1.)
    Работа в группах:
    
    1 группа. § 1, с. 4-11.
    2 группа. § 8, с. 69-78.
    
    3 группа. Выводы к главе 1, с. 66-68.
    4 группа. Словарь, с. 216-223.
    Дают ответ, аргументируя его:
    
    (Знания об обществе.)
    
    (Совокупность людей.)
    (История - это наука о том, как жили люди в прошлом, как живут в настоящее время и как будут жить в будущем. География изучает ареал расселения людей и влияние природно-климатического, геополитического факторов, географических условий на жизнь и деятельность человека. Биология объясняет анатомию и физиологию человека, выясняет механизм функционирования его высшей нервной деятельности. Физическая культура развивает и закрепляет навыки двигательной активности и здорового образа жизни. ИЗО и музыка создают эстетическое представление об окружающей человека реальности.)
    (Происходит обобщение полученных знаний, приведение их в систему.)
    (Только обладая целостным представлением о мире, можно адекватно на него реагировать и принимать правильные решения.)
    Приводят примеры.
    смыслообразование (Л);
    анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
    волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
    поиск и выделение необходимой информации из текстов (П);
    познавательная инициатива (Р);
    выдвижение гипотез и их обоснование (П);
    установление причинно-следственных связей (П);
    самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);
    осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
    построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
    осознание ответственности за общее дело (Л);
    следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);
    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
    формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
    достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
    разрешение конфликтов (К).
    адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
    учет разных мнений, координирование разных позиций (К);
    использование критериев для обоснования своего суждения (К);
    Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
    Итак, как следует работать с учебником обществознания в 9 классе?
    Какие дополнительные источники информации имеются для вас (рекомендованные авторами учебника)?
    Какие источники информации вы ещё можете назвать?
    Не забудем ещё один важный момент: по предмету необходимо завести рабочую тетрадь, словарь и тетрадь для выполнения работ по подготовке к ОГЭ. 
    Примечание: хорошо, если такая работа велась с учащимися с первого года изучения обществознания и тетради с зафиксированным учебным материалом  и глоссарием у них уже имеются.
    Далее проговариваются требования учителя к ведению тетрадей.
    По темам данного курса планируется выполнение следующих видов работы: рефераты, семинары, практикумы, деловые игры.
    Примечание: Темы следует озвучить устно или лучше разместить на информационном стенде в кабинете. Если будут расставлены примерные даты, это поможет учащимся лучше распределить своё время, чтобы подготовиться к занятию или написать реферат.
    Отвечают на вопросы.
    адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
    формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
    использование критериев для обоснования своего суждения (К);
    достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
    следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
    анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
    моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);использование знаково-символических средств (П);
    установление причинно-следственных связей (П);
    выполнение действий по алгоритму (П);
    построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
    осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
    учет разных мнений, координирование разных позиций (К);
    осознание ответственности за общее дело (Л);
    Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
    Самостоятельно выполните следующие задания:
    1. Найдите в словаре термины, являющиеся ключевыми в этом учебном году, и запишите их определения в словари.
    Работа в парах:
    2. Используя адреса интернет-ресурсов, зайдите на сайты, рекомендованные авторами учебника, просмотрите их и сделайте выводы о том, какую информацию можно в них найти и для каких видов работы использовать.
    Заполняют «словарь урока»: записывают определения понятий в тетрадь. Озвучивают для всех.
    
    Работа в парах:
    1. Внимательное изучение сайтов интернета.
    2. Подготовка сообщения.
    3. Представление сайта, описание его достоинств и полезности для изучения обществознания.
    анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
    извлечение необходимой информации из текстов (П);
    использование знаково-символических средств (П);
    доказательство (П);
    коррекция (Р);
    оценка (Р);
    использование критериев для обоснования своего суждения (К);
    подведение под понятие (П);
    выполнение действий по алгоритму (П);
    оценка (Р);
    волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
    осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
    Этап включения в систему знаний и повторения
    Домашнее задание:
    Просмотреть дополнительный список интернет-ресурсов (Приложение 2) (хорошо, если список имеется на информационном стенде) и подготовить сообщение о том, каким образом данный ресурс можно будет использовать для изучения курса обществознания в 9 классе.
    Примечание: список сайтов раздаётся учащимся индивидуально или отправляется на их электронный адрес (возможно использование флеш-носителя). Ребята могут распределить между собой, кто какие адреса будет изучать и представлять.
    Творческое задание для сильных учащихся: Выберите одно из высказываний (афоризмов), к которым мы обращались в начале урока, и напишите сочинение-рассуждение (эссе) 
    Обратите внимание, что при написании эссе важно найти ключевое слово в цитате. И строить свои размышления именно в этом аспекте.
    Выполняют тестовую работу (индивидуально).
    Знакомятся с вариантами домашнего задания, выбирают и записывают в дневник. 
    понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
    выведение следствий (П);
    выполнение действий по алгоритму (П);
    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
    формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
    следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);
    нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
    подведение под понятие (П);
    моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);
    самостоятельное создание алгоритмов действий (П);
    учет разных мнений, координирование разных позиций (К);
    достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
    Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
    Итоги урока.
    Заполнение оценочного листа (Приложение 3).
    Заполняют оценочный лист.
    рефлексия способов и условий действия (П);
    контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
    самооценка на основе критерия успешности (Л);
    адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
    формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
    следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);
    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
    использование критериев для обоснования своего суждения (К);
    планирование учебного сотрудничества (К);
    
    Приложение 1.
    Федеральный Закон № 122 от 22.08.2004 «О монетизации льгот».
    Социальная реакция: Первые денежные выплаты начались в 20-х числах декабря, они не вызвали общественного резонанса. Реакция началась в новом 2005 году. С 1 января 2005 г. в регионах начались массовые волнения граждан, которые должны были получить денежные компенсации вместе с пенсией только в конце месяца. Основными группами граждан, которых затронула реформа, были в основном пенсионеры, которым сложно приспособиться к новым условиям жизни. В некоторых случаях органы власти расценили выступления как провокацию и пытались привлечь организаторов акций к административной ответственности. По опросам социологов недовольство в феврале-марте 2005 года постоянно нарастало. Тем не менее, федеральные органы власти достаточно долго не предпринимали никаких мер, считая, что регионы сами могут справиться со сложившейся ситуацией. Впоследствии, однако, было принято решение по привлечению дополнительных трансфертов в регионы. Председатель Пенсионного фонда РФ Г. Батанов заявил, что с 1 марта базовый размер пенсии будет увеличен до 900 рублей. Это позволит пенсионерам компенсировать расходы, связанные с принятием закона о монетизации льгот. Кроме того, с 1 апреля 2005 г была проведена индексация денежных выплат в соответствии с инфляцией. Повышение пенсий обошлось Пенсионному фонду дополнительно в 115 млрд. рублей.
    
    Приложение 2.
    Список интернет-ресурсов:
    http://school-collection.edu.ru/
    http://uroki.ru/ur_rus/index.htm
    http://festival.1september.ru/
    http://ege.edu.ru/
    http://fipi.ru/
    http://fcior.edu.ru/
    http://pedsovet.org/
    http://bobrdobr.ru/
    https://www.euroki.net/
    http://dnevnik.ru/
    http://www.rosolymp.ru/
    http://infourok.ru/
    http://ru.yourwebsite.com/lesson-history.narod.ru/
    http://www.firo.ru/
    http://www.openclass.ru/
    http://www.proshkolu.ru/
    http://www.farosta.ru/
    http://prezentacii.com/
    http://nayrok.ru/
    http://therules.ru/
    http://www.uchmet.ru/
    http://www.skilopedia.ru/
    www.economy.gov.ru
    http://5-ege.ru/
    
    Приложение 3.
    Оценочный лист
    
    № п/п
    ФИ ученика:
    Оценка
    1
    Задачи курса
    
    2
    Структура учебника
    
    3
    Основные источники для изучения предмета
    
    4
    Степень усвоения материала прошлого учебного года
    
    5
    Эффективность моей работы на уроке
    
    
     

    Автор(ы): Мажаева Г. А.

    Скачать: Обществознание 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку