Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Конфликтное поведение (Уразаева Г.Ф.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: обществознание 
    Класс:11 
    УМК (название учебника, автор, год издания) А.И. Кравченко, Певцова Е.А.Москва, «Русское слово» , 2010 г
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый
    Тема урока: Конфликтное поведение.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1
    Место урока в системе уроков по теме: 1 
    Цель урока: показать учащимся возможные варианты конфликтов, кото­рые могут возникать в обществе, и научить находить варианты их разрешений. 
     Задачи урока:
    способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;
    создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).
     содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей учащихся
    создать условия для выражения учащимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.
    Планируемые результаты:
    - пояснять сущность социальной напряженности общества;
    -знать особенности возникающих в обществе конфликтов и уметь давать советы по их разрешению, используя разные способы, известные в науке;
    -характеризовать протестные формы поведения людей.
    
    Техническое обеспечение урока: ноутбук, экран
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы: Е.Н. Сорокина « Поурочные разработки по обществознанию»
    План урока:
    1. Конфликт и основные способы его разрешения.
    2. Протест как активная форма конфликтного поведения.
    3. Социальные движения и их характеристика.
    Ход урока.
    I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Введение в тему. Формулирование целей.
    II. Проверка домашнего задания.
    1) Проведение терминологического диктанта. 
    Социальное поведение,  элементы социального поведения, поступок, взаимодействие, кооперация, конкуренция, паника, социальное взаимодействие.
    2) В это время несколько учащихся выполняют письменные индивидуальные задания по вопросам:
    Чем различаются действия и поступки?                                                                                                                            Почему в толпе нормальные люди могут стать неумышленными убийцами?                                                                         
    III. Изучение нового материала.
     1) Учитель предлагает посмотреть инсценировку заранее подготовленного фрагмента басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Инсценировка не требует большой подготовки. Костюмы только обозначаются,  например таблички или бумажные шапки с надписями «Лебедь»,  «Рак», «Щука».)
    -    Как вы думаете, от чего зависит успех любого дела? (От  согласованных действий тех, кто берется за выполнение дела, который не приводит к конфликту)
    - Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов.… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом другим?
    2)Что же такое конфликт?                                                                                                                                     - Дайте ему определение из своего личного опыта.                                                                                                           ( учащиеся дают определения, затем учитель предлагает поработать со словарем и дать определение конфликта, затем открывает записи на доске или работа приготовленные заранее или работа с презентацией)
    1. Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев).
    2. Конфликт – это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан).
    3. Конфликт – это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина).
    - Сравните полученные определения. Есть ли у них что-то общее?                                                                                                            (противоречие, две стороны)                                                                                                                                      - Какие признаки, элементы конфликта можно выделить?
    3) Самостоятельная работа учащихся с учебником. 
    Активной формой конфликтного поведения является протест.
    Ученики знакомятся самостоятельно с примерами акций протеста (с. 79 учебника), читая дополнительный текст.
    
    Вопросы
    1. Приходилось ли ученикам принимать участие в демонст­рациях или наблюдать за ними?
    2. Чем характеризуется такая форма открытого активного протеста?
    3. Какие цели и задачи преследовали демонстранты?
    4. Чего удалось добиться?
    При необходимости в пример могут приводиться конкретные исторические факты. Ученики, используя свои знания из исто­рии, могут выписать формы протеста в тетрадь и проанализиро­вать их с позиции изучаемого материала.
    3. Большую роль в обществе играют социальные движения. Задание для всего класса: осуществить сравнительный анализ основных типов социальных движений и сделать вывод об их общности и различиях.
    4)Каковы же причины конфликтов?
    В вашей жизни бывают конфликты? (Да) Приведите примеры (приводят).
    Причины конфликтов – это рассогласование:
    1. Целей, интересов.
    2. Взглядов, убеждений.
    3. Личностных качеств.
    4. Понимания информации.
    5. Ожиданий, позиций.
    Физминутка.   Упражнение. «Очищение от тревог»
    Мы иногда очень устаем, и тогда хочется отдохнуть...Садитесь  удобнее, закройте глаза и постарайтесь представить себе необычное путешествие.
    Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование... Завяжем его и отправимся в путь...    Мы вышли из дома, где вы живете, на широкую дорогу... Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давайте так и сделаем. Снимаем мешок и ложимся на землю. Глубоко вздохнем: вдох (задержать 3сек), выдох (задержать 3 сек) – повторить 3 раза. Дышится легко, ровно глубоко… Вы чувствуете, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью...  Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче… Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим звукам… Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете ладошки в воду и пьете с удовольствием эту чистую и прохладную воду. Чувствуете, как она растекается приятно по всему телу прохладой. Внутри приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле... Хорошо! Войдите в воду. Она приятно ласкает ноги, снимает напряжение и усталость. Вы прыгаете с камушка на камушек, вам легко и радостно, мешок совсем не мешает, он стал ещё легче... Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Хорошо-о! Вы легко перебрались на другой берег. Никакие препятствия не страшны!... На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Перед вами печка, можно посушиться. Вы садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает лицо, руки, тело, ноги,... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть... 
    Посмотрите, ваш мешок опустел... Вы выходите из дома. Вы довольны и успокоены. Вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает ваши волосы, лицо, тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким и невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром, любовью...Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми, родными, друзьями. (Пауза не менее 30 сек). Теперь можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас любят.
    IV.  Домашнее  задание.   Составьте тезисы «Формы протестного движения», практикум стр.84-85
    V. Итог урока. Рефлексия.
    Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте проанализируем, чему каждый из вас научился. Да, сегодня мы расширили представление о конфликте, его признаках, причинах и видах. Пришли к выводу, что конфликт – это не всегда плохо, у него есть и положительные стороны. Это только начало вашего знакомства с конфликтами. Как вести себя в конфликтной ситуации и как найти пути выхода из неё, вы узнаете на следующих уроках. Нужно учиться, вовремя распознавать зарождающийся конфликт, быть терпимее к другому. Я благодарю вас за вашу активность, сотрудничество. Оцените свою деятельность на уроке.
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку