Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Юридическая ответственность (Карпова Л.П.)

Текст урока

  • Конспект

     Методическая разработка урока
    «Юридическая ответственность»
    
    Название предмета:  обществознание (включая экономику и право) 
    Класс: 11
    УМК: учебник А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. Учебник для 11 класса общеобразовательных  учреждений.  М. «Русское слово» 2012 г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Юридическая ответственность»
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы раздела: 13
    Место урока в системе уроков по теме раздела: 10
    Цель урока: Сформировать у обучающихся общее представление о юридической ответственности. Познакомить с поведением человека в правовой сфере.
    Задачи урока:
               - углубить знания о сущности юридической ответственности, её целях, принципах, видах.
    - способствовать развитию правовой культуры, ценностных ориентаций личности.
     - воспитывать чувство ответственности, самостоятельность, независимость суждений, 
    критичность мышления.
    
    Планируемые результаты:
    
    После изучения данной темы обучающийся должен уметь:
    работать с нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения в обществе;
    приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, случаев юридической ответственности;
    применять полученные знания при решении учебных ситуацион­ных задач.
    После изучения данной темы обучающийся должен знать:
    понятие, признаки и виды правонарушения;
    понятие, признаки и основания юридической ответственности, виды юридической ответственности;
    об обстоятельствах, исключающих юридическую ответственность и преступность деяния.
    
    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор.
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 
    
    презентация, 
    раздаточный материал
    
    1. Литература:
    1. Мелихова Л.В. Основы права: учебник для студентов сред.проф. учеб. заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. –Гл. 16. – С. 64-72.
    2. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства:  / Под общ.ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2014. – Гл. 10. – С. 517-528.
    3. Правонарушение и юридическая ответственность // Проблемы общей теории права и государства:  / Под общ.ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2010. – Гл. 5. – С. 477-498.
    4. Правонарушение и юридическая ответственность // Теория государства и права: Учеб. / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 2010. – Гл. XXVII. – С. 595-611.
    Нормативные правовые акты:
    1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  от 30.12.2001 года № 195-ФЗ  (изм. 01.09.2016 г.)
    2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (изм. 20.07.2016г.)
    3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (изм.31.07.2016 г.)  – 198 с.
    4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (изм.01.09.2016 г.) – 173 с.
    Интернет-источники:
    1. wwwHYPERLINK "http://www.garant.ru/".HYPERLINK "http://www.garant.ru/"garantHYPERLINK "http://www.garant.ru/".HYPERLINK "http://www.garant.ru/"ru
    2. wwwHYPERLINK "http://www.consultantplus.ru/".HYPERLINK "http://www.consultantplus.ru/"consultantplusHYPERLINK "http://www.consultantplus.ru/".HYPERLINK "http://www.consultantplus.ru/"ru
    3. wwwHYPERLINK "http://www.medinfopravo.ru/".HYPERLINK "http://www.medinfopravo.ru/"medinfopravoHYPERLINK "http://www.medinfopravo.ru/".HYPERLINK "http://www.medinfopravo.ru/"ru
    
    
                                                         Содержание урока 
    
    План проведения занятия
    № п/п
    Название этапа
    Описание этапа
    Цель этапа
    Время (мин.)
    1
    Организационный этап
    Преподаватель отмечает присутствующих, объявляет тему, цель урока, обосновывает актуальность изучаемой темы, ставит проблемный вопрос
    Сформировать мотив для необходимости изучения данной темы, активизировать познавательную деятельность обучающихся
    2
    
    2
    
    
    
    
    Контроль и коррекция исходного уровня знаний
    Решение проблемных вопросов, заранее известных обучающимся, с применением  мультимедийной презентации
    Проверить и скорректировать уровень знаний обучающихся
    
    
    
    5
    3
    
    
    
    
    Изучение нового материала
    Изучение нового материала с применением  мультимедийной презентации. Работа в группах. Заполнение таблицы. Записи в тетради. Ответы на вопросы по теме.
    Введение знаний, обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний
    22
    4
    Контроль конечного уровня знаний
    Выполнение заданий в тестовой форме. Работа над ошибками
    Выяснить степень достижения цели занятия, закрепить приобретенные знания
    10
    5
    Подведение итогов, выводы и обобщения по теме
    Преподаватель оценивает активность и качество ответов каждого обучающегося, обсуждаются ошибки и трудности в работе
    Закрепить мотив к дальнейшему углубленному изучению дисциплины для будущей успешной деятельности
    3
       6
    Задание на дом
    Преподаватель даёт задание на дом и пояснения к его выполнению
    Закрепить мотив к осуществлению поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на обучающихся задач
    1
      7
    Резерв времени преподавателя
    2
    
    Эпиграф: Каково твоё деяние, таково и воздаяние.
    
    Организационный этап
    1. Приветствие.
    2. Тема урока: назвать, записать в тетради.(слайд 1)
    3. Цель и задачи урока.
    4. Актуальность темы: в большинстве случаев граждане ведут себя в соответствии с существующими нормами права, то есть правомерно. Однако нормы права не всегда и не всеми соблюдаются. Юридическая ответственность - важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Юридическая ответственность всегда связана с государственным применением к правонарушителю  установленных законом санкций.  Это есть реакция государства на совершенное правонарушение. Она выступает как государственное принуждение к выполнению требований правовых норм. Цель юридической ответственности состоит в защите правопорядка, в воспитании граждан к уважению закона.
    5. Проблемный вопрос: почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения?(слайд 2)
    Контроль и коррекция исходного уровня знаний
    1. Беседа по вопросам:
    Что такое противоправное поведение? (Поведение, направленное на нарушение закона, причинение вреда обществу, личности, государству)
    Что такое правонарушение? (Нарушение права, правового предписания)
    Каковы основные признаки правонарушения? (Происходит нарушение требований закона, совершается дееспособными лицами, наличие вины в виде умысла или неосторожности, влечет применение мер юридической ответственности)(Работа со схемой - слайды 3-4)
    Назовите виды правонарушений. (Преступления, проступки – гражданские, административные, дисциплинарные)(Работа со схемой - слайды 5-6)
    В чём отличие проступка от преступления? (Проступок – это правонарушение, которое отличается малой степенью наносимого общественного вреда. Преступление – это правонарушение, которое отличается высокой степенью наносимого общественного вреда)
    2. Классификация данных.Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки и преступления:
    грабеж,
    торговля с рук в неустановленном месте,
    кража,
    невыполнение договора,
    неоплаченный проезд в транспорте,
    вымогательство,
    повреждение ограды на детской площадке,
    мошенничество.(слайд 7)
    Изучение нового материала
    1. Вопрос.«Каково твоё деяние, таково и воздаяние», - говорили древние. Как вы думаете, что они имели в виду? (Ответственность за совершённое правонарушение) (слайд 8)
    2. Запись определения.Именно поэтому возникло понятие «юридическая ответственность». Запись определения в тетрадь.(слайд 9)
    3. Вопрос. Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания? (От характера правонарушения и степени нанесённого вреда)
    4. Работа в группах.Поскольку наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов. Сейчас мы разделимся на пять групп, каждой из которых будет дано задание – рассмотреть на основе текста определённый вид юридической ответственности.(раздаточный материал 1)Результаты своей деятельности вы должны представить в виде таблицы, шаблон которой лежит у каждой группы на парте.(слайд 10, раздаточный материал 2) В шаблоне таблицы надо отметить:
    название вида ответственности;
    его характеристику;
    наказание, устанавливаемое в соответствии с данным видом ответственности.
    Каждая группа в течение пяти минут изучает текст и заполняет таблицу по своему виду юридической ответственности, а также выбирает эксперта, который ознакомит членов других групп с результатами их работы.В процессе выступления эксперта из одной группы обучающиеся, члены других групп, заполняют общую таблицу на основе информации, даваемой экспертом. Задача эксперта – дать ответ строго на основе плана, чтобы информация могла быть сразу записана в таблицу.
    5. Просмотр образца таблицы. Преподаватель демонстрирует обучающимся таблицу-образец. (слайд 11)
    6. Классификация данных. Выберите ситуации, за которые наступает уголовная ответственность:
    Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. 
    Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. 
    Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
    На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку. 
    Подростки курили в школьном туалете.
    Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба. 
    Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. 
    Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.(слайд 12)
    7. Работа со схемой.Ознакомиться с содержанием схемы.(слайд 13)  Объяснить принципы юридической ответственности:
    Принцип индивидуализации ответственности.
    Принцип законности.
    Принцип справедливости.
    Принцип равенства перед законом.
    Принцип гуманизма.
    Принцип неотвратимости наказания.
    8. Вопрос. С какого возраста наступает юридическая ответственность граждан Российской Федерации?
    уголовная: с 14 (за особо тяжкие преступления), 16 (частичная), 18 лет (полная);
    административная: с 16 лет;
    гражданская: с 14 (частичная),18 лет (полная);
    дисциплинарная и материальная: в соответствии с уставом или договором, трудовая – с 16 лет.
    9. Вопросы из сказок.
    1. Кто из сказочных героев стал жертвой преступления, проявив преступную самонадеянность и пренебрегая  элементарными правилами техники безопасности?(слайд 14)
    А) Красная Шапочка
    Б) Муха-Цокотуха
    В) Стойкий оловянный солдатик
    Г) Колобок
    2. Какое обвинение по степени  значимости  правонарушения  можно предъявить Карабасу-Барабасу как хозяину кукольного театра?(слайд 15)
    А) неуплата налогов
    Б) эксплуатация детского труда
    В) жестокое обращение с детьми
    Г) отсутствие лицензии
    3. Как с позиции юридических норм можно квалифицировать действия паука по отношению к Мухе-Цокотухе?(слайд 16)
    А) хулиганство
    Б) покушение на убийство
    В) терроризм
    Г) разбой
    Контроль конечного уровня знаний.
    1. Выполнение тестового задания.(раздаточный материал 3)Задания теста требуют выбора только одного правильного ответа. На работу отводится четыре минуты.
    2. Работа над ошибками.Обучающиеся обмениваются тестами друг с другом. Проговариваются правильные варианты ответов. Обучающиеся делают пометки в тестах (+, -), выставляют итоговую оценку (1 правильный ответ – 1 балл), сдают тесты преподавателю.
    Подведение итогов, выводы и обобщения по теме.
    1. Ответ на проблемный вопрос.Почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения? Работа со схемой.(слайд 17) О какой роли государства говорит она? Что представляет собой правонарушение для общества?(Государство обеспечивает исполнение норм права и стабильность жизни общества. Правонарушение представляет собой общественную опасность, поэтому государство устанавливает специальные наказания 
    2. Выставление оценок за урок. Преподаватель выставляет оценки и комментирует их.
    
    Задание на дом.
    
    Подобрать не менее трёх крылатых фраз, пословиц, поговорок, относящихся к понятиям «правонарушение» и «юридическая ответственность». Объяснить их значение.(слайд 18)
    
                      
                                
                                                                                                                                         Приложение
    
    
    
    
    Раздаточный материал 1
    1 группа
    Уголовная ответственность – это наказание за состав преступления, предусмотренный действующим уголовным законом. Уголовное наказание назначается только по приговору суда. Действующий УК РФ (ст. 44) предусматривает следующие виды наказаний: конфискация имущества; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы.
    При назначении наказания судом учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личности виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
    2 группа
    Административная ответственность – это предусмотренное административным законодательством административное взыскание за нарушение в сферах государственного управленияи общественного порядка.
    За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий: предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест.
    Юридическая ответственность за административные правонарушения устанавливается соответствующими компетентными государственными органами и должностными лицами (судами, административными комиссиями, органами внутренних дел, таможенной службы, санитарного надзора и т.д.).
    3 группа
    Дисциплинарная ответственность – это дисциплинарное взыскание за нарушение в сфере служебных отношений (трудовых, военных, учебных).
    Видами дисциплинарных взысканий являются замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.
    До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения и не позднее шести месяцев со дня его совершения.
    Дисциплинарная ответственность налагается администрацией предприятия и учреждения либо руководством соответствующего государственного органа, в котором работает лицо, совершившее дисциплинарное правонарушение.
    4 группа
    Гражданская ответственность – это юридическая ответственность за правонарушение в сфере имущественных и договорных отношений.
    Видами гражданско-правовой ответственности являются: возмещение убытков (реального ущерба и упущенной выгоды); взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения и т.д.
    Применение этих видов юридической ответственности за гражданские правонарушения осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной гражданским процессуальным законодательством, судом общей юрисдикции, арбитражным судом или третейским судом.
    
    5 группа
    Трудовое законодательство предусматривает материальную ответственность работника за ущерб, причиненный по его вине предприятию, учреждению, организации. Такая материальная ответственность представляет собой возмещение ущерба и может быть ограниченной (определенной частью заработка работника) или в ряде случаев – полной (в полном размере ущерба).
    Возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению администрации предприятия, учреждения, организации. При несогласии работника с решением администрации, а также в случае, если размер ущерба превышает среднемесячный заработок, вопрос о материальной ответственности решается в судебном порядке».
    Раздаточный материал 3
    Тест
    1. Леонид заключил договор на ремонт автомобиля, но работники автосервиса  нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?
    1) Административного
    2) Уголовного
    3) Гражданского
    4) Трудового
    2. Что является примером административного правонарушения?
    1) безбилетный проезд в общественном транспорте
    2) кража шубы в меховом салоне
    3) опоздание сотрудника к началу рабочего дня
    4) порча имущества другого гражданина
    3. Что из перечисленного является примером правонарушения
    1) отказ одного из супругов от совместного проживания в семье
    2) ложное свидетельство в процессе уголовного расследования
    3) досрочный уход студента из института
    4) отказ избирателя от голосования
    4. Преступление отличается от административного проступка
    1) наличием угрозы применения государственного принуждения
    2) виновностью деяния
    3) степенью общественной опасности
    4) наличием возможности рассмотрения в суде
    5. В отличие от административного проступка, к преступлению относится
    1) оскорбительное приставание к гражданам
    2) нецензурная брань в общественном месте
    3) управление автомобилем в нетрезвом виде
    4) изготовление, хранение, сбыт наркотиков
    Ответы
    Задание
    Ответ
    1
    3
    2
    1
    3
    2
    4
    3
    5
    4
    Раздаточный материал 3
    Виды юридической ответственности
    Вид юридической ответственности
    За что наступает
    Наказание
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку