Название предмета: обществознание Класс: 11 УМК: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание», 2011 Уровень обучения: базовый Тема урока : Почетное право – защита Родины. Цель урока : осознание обучающимися своей гражданской ответственности перед Отечеством через понимание роли вооруженных сил в его защите и их личного участия как гражданина Задачи: 1. Определить особенности формирования ВС РФ на основе анализа документов. 2. Познакомиться с информацией о роли Российской Армии в государстве. 3. Развивать умения формулировать основную проблему урока и решать ее в ходе “мозгового штурма”. 4. Проводить представление результатов работы в группе. Оборудование урока: Оформление доски: высказывания, тема урока, словарь, нормативные документы, памятки, раздаточный материал: таблицы, задания, ТСО: компьютер и мультимедиа проектор для демонстрации презентации. Тип урока: усвоение новых знаний и понятий. Вид урока: урок - рассуждение Методы обучения: словесный, наглядный, практический; проблемный, частично-поисковый (эвристическая беседа) – систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся проблемы, создание ситуации альтернативности и неожиданности; аналитический, обобщающий – анализ документов и источников по проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление обобщающих выводов. Словарь: Воинская обязанность Призыв на военную службу Воинский контракт Альтернативная военная служба Нормативные документы: 1. Конституция РФ (ст.57-59) 2. Федеральный закон РФ “ О воинской обязанности и военной службе” от 28.03.1998 N 53-ФЗ. 3. Федеральный закон “Об альтернативной гражданской службе” от 1 января 2004 года. 4. Федеральная целевая программа о военной службе по контракту. Вестник Правительства РФ № 12 2002 г. Ход урока 1. Организационный момент - доклад, приветствие 1. Мотивационно - целевая деятельность Задача: вызвать интерес к теме урока, обеспечить психологический настрой учащихся, организовать рабочее место Цель: Подвести учащихся к пониманию того, что Защита Отечества – это долг и обязанность каждого гражданина страны. Приветствие: Я рада нашей встрече на сегодняшнем уроке. Мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Человеке – бесконечной теме для размышлений не только философов, историков, правоведов, писателей, но и всех образованных людей. Человек – целый мир, который включает в себя такие понятия: индивид, личность, общество и Гражданин. А что такое гражданин? Выброс информации на интерактивную доску: Какое главное качество которое определяет понятие Гражданин ? (отдать жизнь за Родину) Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын,-… Иди в огонь за честь отчизны, За убежденья, за любовь… Н.А. Некрасов Беседа: Какой смысл вкладывает Некрасов в понятие гражданин? Какой вы вкладываете смысл в это понятие? Каждому ли необходимо служить в армии? Вопрос: Защита Отечества – это почетный долг или принудительная обязанность? Отчего зависит мощь нашего государства Играет ли роль участие одного человека в могуществе вооруженных сил? (во время войны освобождали от службы в армии ученых) Что нам поможет понять, что нам нужно узнать чтобы определиться: каждый ли гражданин должен служить в армии? А как вы думаете с вашего класса все должны служить в армии? Что нам нужно с вами понимать чтобы иметь убедительный ответ на этот вопрос? Можно ли защитить родину не служив в армии? Прогнозируемый результат: сейчас если мы с вами поговорим о воинском долге, что это вам даст? К тем, кто защищал Родину в разные периоды истории, наш народ всегда относился с большим уважением и гордостью. Мужество и слава – эти слова связаны со служением Отечеству. Гражданин-человек, который имеет права и обязанности. Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями. правовой смысл соблюдает законы; имеет права и обязанности; пользуется защитой государства; участник общественной жизни; управление государством. нравственный смысл любит и гордится Родиной; готов защищать Родину; ответственность перед государством; гражданский выбор. Предполагаемые ответы: Защита Отечества – это долг и обязанность каждого гражданина страны Да - нет. Ответы содержащие противоречивый характер с аргументами Понять должны: что такое гражданин, какова роль в армии, способна ли армия своими силами защитить государство в любой ситуации, что такое право, что такое долг, что такое вооруженные силы и какова их роль Чувством долга защищать отчество обладают люди волевые, мужественные 2. Информационно-аналитическая деятельность Ребята в группах на листочках записывают как они понимают Что такое такое долг? Что такое право? Что можете добавить ? А что для вас самое важное? Вы все обратили внимание, что Человек – Гражданин постоянно сталкивается с такими понятиями как “право”, “нравственный долг”, “обязанность”. Попробуйте объяснить эти слова: Для защиты страны от проявления агрессии создана государственная военная организация – Вооруженные силы РФ. Работа в группах. Учитель. Инструктаж. В папках есть инструктивные материалы для работы в группах: выдержки из нормативных документов об особенностях формирования Вооруженных сил РФ. Прочитайте их, вместе обсудите и заполните таблицы. Объяснение заданий. Подведение итогов работы . Учитель. Итак, мы увидели, что служба в армии, защита Отечества является почетной и важной обязанностью гражданина. Но в тоже время сегодня – это серьезная школа жизни, испытание на прочность духа. Увы, не все проходят его с честью. Каждый год возникает проблема с набором юношей для прохождения службы в рядах ВС. Я предлагаю вам попробовать самостоятельно сформулировать эту проблему учащиеся предлагают свои варианты формулировки проблемы Проблема: Современные молодые люди не хотят служить в армии. Почему? Для данной работы мы проведем “мозговой штурм”. “Мозговой штурм”. Цель: создать условия для интенсивной мыслительной деятельности учащихся, формирования умений и навыков, для успешного решения учебных и практических задач. Учитель. Инструктаж для учащихся по проведению “Мозгового штурма”. Работа учащихся по выполнению задания №3 – 15 мин. 9. Выступление представителей групп. Представление результатов “мозгового штурма” - 3-4 мин. Вопросы представителей групп. “долг” означает…? (обязанность сделать что-то, но не связано с законом) “право” …? (связано с законом, а значит с понятием “обязан”, что означает обязанность возложенную государством на каждого члена общества) Чем больше прав имеет гражданин…? (тем больше у него обязанностей) 3. Рефлексивная деятельность Подведение итогов урока. Учитель: За один урок невозможно найти решения проблем современных Вооруженных Сил РФ. Над этим думают ученые, законодатели, государственные деятели. У нас еще будет возможность тоже вернуться к обсуждению этих вопросов. Очень важно, что мы с вами сегодня рассмотрели содержание одной из обязанностей гражданина “Защита Отечества” с двух противоречивых позиций. Вы должны помнить: Кто, если не мы сами, граждане России, сможем защитить свою Родину в минуту опасности? Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии? Рейтинг мнений. Определение позиции по итогам урока. Учащиеся могут выбрать кружок: Зеленый – “Защита Отечества – почетный долг и обязанность”; Синий – “Защита Отечества – принудительная обязанность”; красный – “Защита Отечества – почетный долг и обязанность, но проблемы современной армии необходимо решать”. Наш урок хотелось бы закончить этими строками: Когда он подвиг совершает, то не заботится ничуть, узнает кто, иль не узнает о нем самом когда-нибудь. Но жизнь подарена планете и небо мирное над ней лишь потому, что есть на свете солдаты Родины моей. Домашнее задание: Параграф 30 , вопросы и задания к параграфу . Написать минисочинение в формате ЕГЭ по теме «Почетное право – защита Родины» или составить компьютерную презентацию.
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docx