Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Почётное право (Чернов С.Д.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: обществознание
    Класс: 11
    УМК: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание», 2011
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока : Почетное право – защита Родины.
    Цель урока : осознание обучающимися  своей гражданской ответственности перед Отечеством через понимание роли вооруженных сил в его защите и их личного участия как гражданина
    Задачи:
    1. Определить особенности формирования ВС РФ на основе анализа документов.
    2. Познакомиться с информацией о роли  Российской Армии в государстве.
    3. Развивать умения формулировать основную проблему урока и решать ее в ходе “мозгового штурма”.
    4. Проводить представление результатов работы в группе.
    Оборудование урока:
    Оформление доски: высказывания, тема урока, словарь, нормативные документы, памятки, раздаточный материал: таблицы, задания, ТСО: компьютер и мультимедиа проектор для демонстрации презентации.
    Тип урока: усвоение новых знаний и понятий.
    Вид урока: урок - рассуждение
    Методы обучения:
    словесный, наглядный, практический;
    проблемный, частично-поисковый (эвристическая беседа) – систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся проблемы, создание ситуации альтернативности и неожиданности;
    аналитический, обобщающий – анализ документов и источников по проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление обобщающих выводов.
    Словарь:
    Воинская обязанность 
    Призыв на военную службу 
    Воинский контракт 
    Альтернативная военная служба
    Нормативные документы:
    1. Конституция РФ (ст.57-59)
    2. Федеральный закон РФ “ О воинской обязанности и военной службе” от 28.03.1998 N 53-ФЗ.
    3. Федеральный закон “Об альтернативной гражданской службе” от 1 января 2004 года.
    4. Федеральная целевая программа о военной службе по контракту. Вестник Правительства РФ № 12 2002 г.
    
    Ход урока
    1. Организационный момент - доклад, приветствие
    1. Мотивационно - целевая деятельность
    Задача:
    вызвать интерес к теме урока, обеспечить психологический настрой учащихся, организовать рабочее место
    
    Цель: Подвести учащихся к пониманию того, что Защита Отечества – это долг и обязанность каждого гражданина страны.
    
    Приветствие: Я рада нашей встрече на сегодняшнем уроке. Мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Человеке – бесконечной теме для размышлений не только философов, историков, правоведов, писателей, но и всех образованных людей. Человек – целый мир, который включает в себя такие понятия: индивид, личность, общество и Гражданин.
    А что такое гражданин?
    Выброс информации на интерактивную доску:
    Какое главное качество которое определяет понятие Гражданин ?
    (отдать жизнь за Родину)
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    А что такое гражданин?
    Отечества достойный сын,-…
    Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденья, за любовь…
    Н.А. Некрасов
    Беседа: Какой смысл вкладывает Некрасов в понятие гражданин?
    Какой вы вкладываете смысл в это понятие?
    Каждому ли необходимо служить в армии?
    Вопрос: Защита Отечества – это почетный долг или принудительная обязанность?
    Отчего зависит мощь нашего государства
    Играет ли роль участие одного человека в могуществе вооруженных сил? (во время войны освобождали от службы в армии ученых)
    Что нам поможет понять, что нам нужно узнать чтобы определиться: каждый ли гражданин должен служить в армии?
    А как вы думаете с вашего класса все должны служить в армии?
    Что нам нужно с вами понимать чтобы иметь убедительный ответ на этот вопрос?
    Можно ли защитить родину не служив в армии?
    Прогнозируемый результат: сейчас если мы с вами поговорим о воинском долге, что это вам даст?
     К тем, кто защищал Родину в разные периоды истории, наш народ всегда относился с большим уважением и гордостью. Мужество и слава – эти слова связаны со служением Отечеству.
    
    Гражданин-человек, который имеет права и обязанности.
    Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями.
    правовой смысл
    соблюдает законы;
    имеет права и обязанности;
    пользуется защитой государства;
    участник общественной жизни;
    управление государством.
    нравственный смысл
    любит и гордится Родиной;
    готов защищать Родину;
    ответственность перед государством;
    гражданский выбор.
    Предполагаемые ответы:
    Защита Отечества – это долг и обязанность каждого гражданина страны
    Да - нет.
    Ответы содержащие противоречивый характер с аргументами
    Понять должны: что такое гражданин, какова роль в армии, способна ли армия своими силами защитить государство в любой ситуации, что такое право, что такое долг, что такое вооруженные силы и какова их роль
    Чувством долга защищать отчество обладают люди волевые, мужественные
    
    2. Информационно-аналитическая деятельность
    Ребята в группах на листочках записывают как они понимают
    Что такое такое долг?
    Что такое право?
    Что можете добавить ? А что для вас самое важное?
    Вы все обратили внимание, что Человек – Гражданин постоянно сталкивается с такими понятиями как “право”, “нравственный долг”, “обязанность”. Попробуйте объяснить эти слова:
     Для защиты страны от проявления агрессии создана государственная военная организация – Вооруженные силы РФ.
    Работа в группах.
    Учитель. Инструктаж.
    В папках есть инструктивные материалы для работы в группах: выдержки из нормативных документов об особенностях формирования Вооруженных сил РФ. Прочитайте их, вместе обсудите и заполните таблицы. Объяснение заданий.
    Подведение итогов работы .
    Учитель. Итак, мы увидели, что служба в армии, защита Отечества является почетной и важной обязанностью гражданина. Но в тоже время сегодня – это серьезная школа жизни, испытание на прочность духа.
    Увы, не все проходят его с честью. Каждый год возникает проблема с набором юношей для прохождения службы в рядах ВС.
    Я предлагаю вам попробовать самостоятельно сформулировать эту проблему
    учащиеся предлагают свои варианты формулировки проблемы
    Проблема: Современные молодые люди не хотят служить в армии. Почему?
    Для данной работы мы проведем “мозговой штурм”.
    “Мозговой штурм”.
    Цель: создать условия для интенсивной мыслительной деятельности учащихся, формирования умений и навыков, для успешного решения учебных и практических задач.
    Учитель. Инструктаж для учащихся по проведению “Мозгового штурма”. 
    Работа учащихся по выполнению задания №3 – 15 мин.
    9. Выступление представителей групп. Представление результатов “мозгового штурма” - 3-4 мин. Вопросы представителей групп.
    
    “долг” означает…? (обязанность сделать что-то, но не связано с законом)
    “право” …? (связано с законом, а значит с понятием “обязан”, что означает обязанность возложенную государством на каждого члена общества)
    Чем больше прав имеет гражданин…? (тем больше у него обязанностей)
    
    3. Рефлексивная деятельность
     Подведение итогов урока.
    Учитель: За один урок невозможно найти решения проблем современных Вооруженных Сил РФ. Над этим думают ученые, законодатели, государственные деятели. У нас еще будет возможность тоже вернуться к обсуждению этих вопросов. Очень важно, что мы с вами сегодня рассмотрели содержание одной из обязанностей гражданина “Защита Отечества” с двух противоречивых позиций.
    Вы должны помнить:
    Кто, если не мы сами, граждане России, сможем защитить свою Родину в минуту опасности?
    Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии?
    
    
    Рейтинг мнений. Определение позиции по итогам урока. Учащиеся могут выбрать кружок: Зеленый – “Защита Отечества – почетный долг и обязанность”;
    Синий – “Защита Отечества – принудительная обязанность”;
    красный – “Защита Отечества – почетный долг и обязанность, но проблемы современной армии необходимо решать”.
    Наш урок хотелось бы закончить этими строками:
    Когда он подвиг совершает,
    то не заботится ничуть,
    узнает кто, иль не узнает
    о нем самом когда-нибудь.
    Но жизнь подарена планете
    и небо мирное над ней
    лишь потому, что есть на свете
    солдаты Родины моей.
    Домашнее задание:
    Параграф 30 , вопросы и задания к параграфу .
    Написать минисочинение в формате ЕГЭ по теме «Почетное право – защита Родины» или составить компьютерную презентацию.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docx