Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Гражданские правоотношения

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: обществознание
    Класс: 11
    УМК: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание», 2011
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема: «Гражданские правоотношения: понятие и виды»
    
    Цель урока: научиться применять свои права и защищать их.
    Задачи:
    Образовательная: создать условия для  усвоения понятий учащимися, интерактивных умений, позволяющих эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
    Развивающие: продолжить формирование специальных умений и навыков : анализа первоисточников, осуществления учащимися самостоятельного целеполагания, способствовать активизации самостоятельной и познавательной деятельности учащихся, формированию положительной мотивации к изучению предмета, развитие аналитического мышления, пространственного воображения, грамотной устной речи;
    Воспитательные: формирование отношения к праву как общественной ценности, повышение уровня правовой культуры учеников;
    Формирование ключевых метапредметных компетенций:
    Учебных: совершенствование навыков работы с информацией;
    Коммуникативных: уметь организовать учебное сотрудничество и       принимать позицию собеседника;
    Личностные: уметь разрешать проблемные ситуации неконфликтными способами; способность к саморазвитию учащихся; развивать навыки социоконструкции и социализации подростков.
    Регулятивные: уметь определять цели, планировать работу , контролировать выполнение заданий.
    Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, строить логические рассуждения и делать выводы, умение создавать модели для решения познавательных задач.
    Планируемый результат: ученики могут дать характеристику рассматриваемым понятиям, определить их сущностные признаки, использовать полученные знания для решения юридической задачи.
    
    Основные понятия: гражданские правоотношения, субъект гражданских правоотношений, содержание и объекты гражданских правоотношений, правоспособность и дееспособность,физическое лицо, юридическое лицо.
    Форма урока: изучение нового материала.
    Вид урока: урок – практикум.
    Используемая педагогическая технология: 
    Технология развития критического мышления.
    Используемые методы работы: «корзина понятий», работа с текстом в методике «инсерт», составление кластера.
    Оборудование. Кравченко А И «Обществознание» 11 класс, Просвещение Ход урока: Что такое гражданское право?
    Мы с вами знаем, что гражданское право является одной из сложнейших отраслей Российской системы права и , как вы помните, относится к области частного права. 
        Мы живем в условиях рыночной экономики. Постоянно совершаем какие-то сделки: покупаем, продаем, обмениваем и т.д. Эти вопросы регулируются гражданскими правоотношениями. Именно гражданские правоотношения связаны с ситуациями в нашей повседневной жизни.  В каких документах прописаны гражданские правоотношения?
    Учащиеся: Конституция РФ, ГК РФ и т.д.
    Физическое лицо – это гражданин Российской Федерации, иностранного государства либо лицо без гражданства, наделённое правами и обязанностями в силу самого факта существования. Иными словами, это человек, который выступает в качестве субъекта правоотношений. В силу рождения он обладает правоспособностью, в силу возраста и субъективных качеств – дееспособностью. Как первое, так и второе свойство может быть ограничено только законодательством и лишь по решению суда.
    Юридическое лицо – это организация, созданная и прошедшая регистрацию в порядке и на основаниях, определённых законом. Она может быть коммерческой и некоммерческой, обладать определённым перечнем имущества, участвовать в хозяйственно-экономической деятельности. По своим обязательствам юридическое лицо отвечает лишь той собственностью, которая находится у неё на балансе. Оно обладает определённой правовой формой (ЗАО, ОАО, ОДО, УП, ООО), что определяется Гражданским кодексом России.Подробнее: http://thedifference.ru/otlichie-fizicheskogo-lica-ot-yuridicheskogo-lica/
    
    Учащиеся: содержание – в правах и обязанностях гражданина.
    Учитель: обратите внимание, что между субъективными правами участников правоотношений и их субъективными обязанностями существует неразрывная связь, т.к. наличие права порождает обязанность по соблюдению этого права. 
    Учитель:  Всегда ли существуют элементы гражданских правоотношений? Есть ли какие-либо ограничения? Обратимся к ст.12 ГК РФ.
    ( правоспособность и дееспособность). Человек как участник правоотношений является физическим лицом, и для участия в правоотношениях ему необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью. Возможность участия граждан в гражданских правоотношениях определяется наличием у них гражданской правоспособности и дееспособности. Правоспособность гражданина -  Способность иметь гражданские права и нести обязанности. Одинакова у всех граждан
    Обладая правоспособностью, человек не всегда может реализовать свои права в полном объеме. Объем и возможность реализации этих прав определяется гражданской дееспособностью -способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
    
    Учитель: Рассмотрим виды гражданских правоотношений.
    Учащиеся 2 группы (Имущественные и неимущественные правоотношения)
    Вещи: делимые и неделимые, движимые и недвижимые. 
    Учитель: Что еще может быть объектом гражданских имущественных правоотношений?
    Ученики: Деньги и ценные бумаги.
    Учитель: В нашем государстве все может быть предметом гражданско-правовых сделок, все можно продать или купить? В каких статьях ГК РФ это прописано?
    Учащиеся: ст. 40, 142 ГК РФ.
     Учитель: Особая категория гражданских прав, неотделимых от человека и принадлежащих ему с рождения – личные неимущественные права. Что вы можете сказать об этой категории?
    Учащиеся 2 группы: личные неимущественные права, интеллектуальная собственность.
    Учитель: Следующий вопрос, который нам необходимо обсудить. Не все права и обязанности умирают вместе с человеком. Они могут передаваться по наследству. Что такое наследование?
    Учащиеся 3 группы… ( презентация). 
    Учитель: давайте обратимся к документу на стр. 257.
    Документ стр.257.
    Учитель: И наконец , последний вопрос: каковы способы защиты гражданских прав.
    Учащиеся 4 группы…
    (По ходу учебного занятия 2 человека заполняют фишбоум на мониторе ).
    Д.З. Проанализировать, какими гр. правами сегодня обладаете лично вы.
    
    Гражданский кодекс РФ (извлечение)
    Статья 21. Дееспособность гражданина
    1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
    2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.
    Гражданский кодекс РФ (извлечение)
    Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
    1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.
    Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.
    2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
    1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
    2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
    3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;
    4) совершать мелкие бытовые сделки.
    3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.
    4. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами.
    Статья 27. Эмансипация
    1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
    Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
    2. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.
    Статья 28. Дееспособность малолетних
    1. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
    2. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:
    1) мелкие бытовые сделки;
    2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
    3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
    3. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.
    Приложение 2
    Название вида дееспособности
    Условия возникновения
    В чем заключается
    Полная дееспособность
    Наступает с 18 лет (совершеннолетие) или при эмансипации.
    Возможность осуществлять все, не запрещенные законом сделки, иные действия, права.
    Дееспособность несовершеннолетних
    Наступает с 14 лет до достижения совершеннолетия.
    Возможность осуществлять сделки с письменного согласия законных представителей (родителей, усыновителей, попечителя), за исключением оснований п.2 ст26ГК РФ
    Дееспособность малолетних
    Дети до 14 лет
    Сделки от имени малолетних осуществляются законными представителями, за исключением мелких бытовых сделок.
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docx
  • урок 3 жилищные правоотношения (Гурова Л.М.)

     Предмет: обществознание
    Класс: 11
    УМК: Учебник: А.И. Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание», 11 класс. М.:Русское слово, 2012 г.
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема: Жилищные правоотношения. Урок №16
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: третий урок в разделе «Гражданские правоотношения»
    
    Цель урока: формирование правовой компетенции в жилищных вопросах
    
    Задачи урока:
    создать представления о жилищных правоотношениях;
    формировать умения разрешать ситуации;
    воспитывать правовую грамотность.
    
    Планируемые результаты: 
    Раскрыть обществоведческие термины и определения: «жилищный фонд»; «жилищные правоотношения»; «рента», «регистрация», «приватизация». 
    Развивать критическое мышление,  общеучебные умения и навыки (работать с текстом, выделять главное, анализировать, делать выводы, самостоятельная работа, сотрудничество и работа в группе)
    Продолжить выработку умений выступать публично, выражать свои мысли ясно, уверенно.
    Воспитывать у учащихся правое сознание, правовую и социальную культуру, нравственные качества личности.
    
    Техническое обеспечение урока: ноутбук, мультимедийный проектор
    
    
    Содержание урока.
    
    Этапы урока
    Деятельность учителя
    Деятельность обучающихся
    1.Мобилизационное начало.
    
    Приветствие обучающихся, положительная мотивация
    Подготовка к уроку
    2.Проверка домашнего задания
    Раскрыть вопросы: 
    1.Правовое регулирование трудовых отношений. 
    2.Источники трудового права. 
    3.Трудовые права российских граждан. 
    4.Трудовой договор (контракт). 
    5.Прекращение трудовых правоотношений. 
    6.Права несовершеннолетних по трудовому законодательству. 7.Социальное партнерство. 
    Ответы детей
    3.Работа над темой урока
    1.Жилищные правоотношения.
    
    Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений независимо от формы собственности, включая жилые дома, общежития, гостиницы, интернаты, квартиры, служебные квартиры.
    
    Жилищные правоотношения регулируются конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, другими нормативными актами.
    Жилищные правоотношения – правоотношения, которые связаны с жильем.
    Это отношения по использованию жилых помещений, по их управлению и эксплуатации, обеспечению сохранности, учету нуждаемости граждан в жилье. Граждане должны поддерживать свое жилье в надлежащем порядке, соблюдать правила проживания, оплачивать коммунальные услуги. У каждого гражданина нашей страны есть право на жилище 
    
    2. Реализация гражданами права на жилье. 
    Приобрести жилье в собственность может любой гражданин нашей страны. Закон не ограничивает количество квартир и домов. Собственники квартир многоквартирных домов могут создавать товарищества собственников. 
    
    - Как можно стать собственником жилья:
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Право собственности на жилье возникает с момента государственной регистрации. Регистрация – запись фактов с целью придания им статуса официально признанных актов.
    Органы регистрации – специальные регистрационные палаты осуществляют регистрацию в Едином государственном реестре прав на территории регистрационного округа по месту нахождения жилого права.
    Документы – свидетельство о регистрации права. Сделки с жильем осуществляются только письменно. Составляется договор купли-продажи, который подписывают стороны. В нем закрепляются основные права и обязанности. Желательно удостоверить договор у нотариуса, чтобы сделка была чистой. Для договоров ренты удостоверение нотариуса обязательно.
    Гражданам РФ разрешено заключать договоры мены и обмена жилья. Здесь есть и покупатель и продавец. 
    Договор дарения – одна сторона безвозмездно передает жилье в собственность другой стороне, кроме денег или права.
    Договор ренты или пожизненного содержания – одна сторона передает другой в собственность жилье, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде денежной суммы либо предоставления средств на его содержание.
    Виды ренты:
    1) бессрочная постоянная рента в денежной форме – выплачивается в течение жизни получателя, но и после его смерти
    2) пожизненная рента в денежной форме – выплачивается в течение жизни получателя
    3) рента на условиях пожизненного содержания гражданина с иждивением – разновидность пожизненной ренты, при которой плательщик ренты обеспечивает потребности получателя ренты в жилище, питании, одежде, заботе и уходе. 
    Граждане могут приватизировать жилье, законом гарантируется право бесплатной приватизации, но только не для несовершеннолетних.
    Приватизация жилья – передача на добровольной основе в собственность граждан жилых помещений государственного и муниципального фонда. 
    Деприватизация жилья – передача жилья из частной собственности в государственный или муниципальный жилищный фонд.
    Приобрести право собственности на жилище позволяет участие в жилищных кооперативах с 16 лет.
    Возможна передача жилья для проживания, такие взаимоотношения сторон определяются договором найма жилого помещения. Договор найма заключается в письменной форме. Жилое помещение можно передавать в поднаем, если не возражает наймодатель, за плату. Договор найма жилого помещения заключается на пять лет. 
    Особой формой взаимоотношений сторон является договор социального найма. В этом случае наймодателем является государство или муниципальное образование. Этот договор устанавливается без срока действия. 
    
    Работа с учебником (с. 164, с.165)
    Задания первой группе:
    1.Выписать в тетрадь права и обязанности наймодателя по договору социального найма  (с.164). 
    2.Права и обязанности нанимателя по договору социального найма (с.165).
    
    Работа с учебником (с.166-167, задание 1-3)
    
    Тесты:
    1Какие формы собственности закреплены в Конституции РФ:
    а)        колхозная;
    б)        социалистическая;
    в)        государственная;
    г)        частная;
    д)        муниципальная;
    е)        церковная?
    2Какие правомочия принадлежат собственнику:   
    а)        владение;        
    б)        завещание;        
    в)        дарение;        
    г)        пользование;        
    д)        распоряжение;        
    е)        хранение?        
    3Кто из указанных ниже лиц не является собственником:                                                                      
    а)        арендатор, пользующийся домом по договору аренды;        
    б)        фермер, собравший урожай с принадлежавшего ему участка;        
    в)        гражданин, на хранение которому передана  автомашина
    4.Как называется заявление в суд по поводу защиты права собственности:
     а) петиция;
     б) жалоба;
    в) исковое заявление (иск)
    
    
    
    
    
    Совместно с учителем составляют кластер
    
    
    
    
    
    
    
    
    Работа с Конституцией РФ, ст. 40 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Работая в парах, обучающиеся отвечают на вопрос в тетрадях:
    - приобрести жилье в собственность
    - обменять жилье
    - получить в подарок
    - по договору ренты, пожизненного содержания с иждивением
    - приватизировать
    - построить
    - наследовать
    - участвовать в жилищно-строительных кооперативах.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Работа в группах, затем один обучающийся выступает от каждой группы
    
    
    
    
    Самостоятельное выполнение с последующей проверкой
    
    Выполнение тестовых заданий
    Домашнее задание: 
    
    № 17
    
    Оценки
    
    
    Подведение итогов урока. Рефлексия
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - урок 3 жилищные правоотношения (Гурова Л.М.).doc