Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Виды уголовных наказаний и порядок их назначения (Мустафина Э.М.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: обществознание
    Класс: 11
    УМК: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание», 2011
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Виды уголовных наказаний  и порядок их назначения»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: заключительный  урок  раздела «Закон и право»
    Цель урока:  - познакомить учащихся с видами уголовных наказаний и порядком их назначения;
                 - показать,  каких случаях может наступать уголовная ответственность.
    Задачи: 
    1. образовательные:
     - сформировать представление о видах уголовных наказаний и порядке их назначения;
     - показать взаимосвязь и сущность изучаемых понятий, раскрывая их структуру;
     - углубить знания об уголовном законодательстве РФ
     - познакомить с конкретными статьями УК РФ и показать на примерах как они работают в современном обществе.
    2. развивающие: 
     - развивать навык правильно употреблять изучаемые юридические термины;
     - развивать навыки работы с законами (УК РФ), нормативно-правовыми документами и выработать навыки их практического применения;
     - сформировать умение давать правовую оценку поступков людей и собственных действий.
    3. воспитательные:
     - развитие гражданственности и чувства патриотизма, ответственности;
     - воспитать уважение к закону и к социально-правовым нормам;
     - развитие чувства уважения к правам и свободам других граждан.
    
    Планируемые результаты:
     - уметь различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения;
     - знать основные виды наказаний, предусмотренные российским законодательством. 
    
    Техническое обеспечение урока:  - 
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: статьи Уголовного кодекса РФ, статьи «Теории наказаний» (приложение)
    
    Содержание урока: 
    1. Организационный  момент
    2. Проверка домашнего задания
    3. Объяснение нового материала
    4. Работа с текстом  «Теории уголовного наказания» (по группам)
    5. Работа с Уголовным кодексом РФ
    6. Закрепление изученного (практикум)
    7. Домашнее задание. 
    
    
    
    
    
    
    
    Ход урока. 
    
    Деятельность учителя
    Деятельность учеников.
    Возможные ответы.
    1. Эпиграфом к нашему уроку будут следующие слова:  
    Черная роба, руки назад, стриженая голова опущена… человек идет по длинному мрачному коридору в сопровождении охранника. Открываются и тут же закрываются зарешеченные двери. Звенят ключи. Это тюрьма. Сюда попадают те, кто преступил уголовный закон. Для человека в робе наступила та самая ответственность. Он будет отбывать наказание.
    
    О чем они? О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Мы будем продолжать говорить о таком виде юридической ответственности как уголовная. О том, какие виды наказаний определяет закон.
    
    1. Итак, вспомним, что такое преступление?
    
    
    Вспомним признаки преступления (необходимо заполнить пропуски)
    Ответы: 1) общественная опасность. 2)противоправность 3) виновность 4)наказуемость
    
    
    
    
    
    
    Назовите виды преступлений.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    3. За совершение преступления Уголовный кодекс предусматривает привлечение преступника к уголовной ответственности, которая является самым тяжелым и сложным видом юридической ответственности.
     Обращаемся к Уголовному кодексу РФ и выпишем в тетрадь определение уголовного наказания (статья 43 УК РФ)
    
    Уголовный кодекс  РФ выделяет наказания, которые могут быть назначены как в качестве основных, так и в качестве дополнительных.
    Используя статью 45 УК РФ, выпишите в тетрадь основные и дополнительные наказания.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    4. В настоящее  время целями уголовного наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение новых преступлений. При этом важна не степень суровости и жестокости наказания, а неотвратимость его.
    А теперь обратимся к истории и узнаем, какие теории наказания существовали в разные периоды времени. Прочитайте текст и выделите суть той или иной теории.
    Работа по группам.
    Текст для 1 группы «Теория устрашения» (приложение № 1)
    Текст для 2 группы  «Теория предупреждения» (приложение № 2)
    Текст для 3 группы «Теория исправления»
    (приложение № 3) 
    Текст для 4 группы «Теория заглаживания вреда» (приложение № 4)
    
    Физминутка 
    При назначении наказания лицу, совершившему преступление, суд находится перед выбором: какое наказание заслуживает виновный. Чем же руководствуется судья? Закон предписывает суду при назначении наказания учитывать обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание. 
    
    Поднимаем сигнальные карточки:
     смягчающие обстоятельства – зеленые, отягчающие обстоятельства – красные: 
    Несовершеннолетие виновного 
    Чистосердечное раскаяние, явка с повинной
    Совершение преступления организованной группой
    Совершение преступления впервые 
    Совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды
    Совершение преступления под влиянием угрозы бедствия, чрезвычайного положения
    Оговор заведомо невинного лица
    Совершение преступления из корыстных побуждений
    Совершение преступления с особой жестокостью
    Совершение преступления вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств 
    Совершение преступления в состоянии опьянения
    Совершение преступления в условиях стихийного бедствия
    Совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти
    
    5. Продолжаем работу с Уголовным кодексом.
    Перечислите виды наказаний и меры воспитательного характера, которые могут быть назначены несовершеннолетнему (статья 88, 90 УК РФ). Расположите наказания в определенном порядке – по мере убывания их тяжести (от более тяжелых к менее тяжелым). Свой ответ обоснуйте.
    
    
    
    
    
    
    6. Закрепление изученного. Практикум. 
    Уткин, находясь в нетрезвом состоянии, решил испробовать имевшееся у него ружье. На улице перед своим домом он сделал два выстрела в сторону приусадебного участка. Одним из выстрелов он смертельно ранил проходившего невдалеке соседского мальчика. Тот возвращался из школы не по центральной улице, а по тропинке, идущей сзади домов. 
    Вопросы к задаче:
    1) Какие нормативные акты регулируют уголовную ответственность?
    2) За что следует привлечь Уткина к уголовной ответственности?
    3) Какова мера наказания за данное преступление?
    (для решения этой задачи обращаемся к Уголовному кодексу РФ ) 
    
    
    
    
    
    
    Подведение итогов урока.
    А сейчас давайте подумаем, что нового вы узнали на уроке и продолжим уже известную нам фразу: «Я думал, что…, а оказалось…»
    
    Выставление оценок.
    
    
    Домашнее задание. 
    Острые споры вызывает проблема «Смертная казнь: за и против». Подготовьте несколько аргументов в защиту этой высшей меры наказания и контраргументы о необходимости ее отмены. 
    
    
    Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. 
    Признаками преступления являются:
    1………………...– выражается в причинении ущерба каким-либо законным интересам личности, общества, государства, охраняемым уголовным правом. Общественная опасность определяется величиной ущерба, способом совершения преступления, его мотивами, временем и обстановкой совершения и т.д.;
    2 ………………….означает, что деяние должно быть предусмотрено уголовным законом. В противном случае оно не является преступлением;
    3. ………………………означает, что лицо считается виновным в совершении преступления, если оно его совершило умышленно или по неосторожности;
    4 ……………..деяния предполагает, что Уголовный кодекс устанавливает уголовное наказание за данное преступление.
    Виды преступлений:
    1. преступления небольшой тяжести;
    2. преступления средней тяжести;
    3. тяжкие преступления;
    4. особо тяжкие преступления 
    Так же законом определены следующие виды преступлений:
     - государственные (преступления против государства)
     - против личности;
     - против собственности;
     - хозяйственные;
     - должностные;
     - против правосудия;
     - против порядка управления; 
    - против общественной безопасности, общественного порядка
    
    
    
    
    
    
    Запись в тетради: наказание – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.
    
    
    
    
    
    
    Работа со статьей 45 УК РФ (выписывают в тетрадь)
    Основные наказания:
    обязательные работы, исправительные работы, ограничения по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.
    
    Дополнительные наказания:
    лишение специального, воинского или почетного звания, государственных наград, конфискация имущества.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ответы 1 группы.
    
    Ответы 2 группы.
    Ответы 3 группы.
    Ответы 4 группы.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ответы учащихся.
    Виды наказаний:
    1. штраф
    2. обязательные работы
    3. исправительные работы
    4. лишение права заниматься определенной деятельностью
    5. арест
    6. лишение свободы на определенный срок
    Принудительные меры воспитательного характера:
    1. предупреждение
    2. передача под надзор родителей
    3. возложение обязанности загладить причиненный вред
    4. ограничение досуга
    
    
    
    
    
    
    
    Ответы учащихся.
    1) Статья 26 – преступление, совершенное по неосторожности; статья 63 – отягчающие обстоятельства (оружие); статья 109 – причинение смерти по неосторожности
    2) Привлечь Уткина к уголовной ответственности за причинение смерти по неосторожности с использованием оружия
    3) Мера наказания за данное преступление – согласно статье 109 п.1 – ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок. (Учитывая отягчающие обстоятельства – лишение свободы на 3 года)
    
    Ответы учащихся.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение № 1
    Теория устрашения
    Одной из наиболее старых утилитарных теорий является теория устрашения наказанием лиц, готовящихся совершить преступление. Её основания можно найти в средневековых кодексах, в Соборном уложении 1649 года; в доктрине она была весьма распространена в конце XVIII—начале XIX века, а в жизни её сторонники встречаются и в настоящее время.
    Конечная цель карательного закона, по воззрению этого учения, заключается в том, чтобы осуществлением наказания произвести впечатление, способное удержать преступника от дальнейших посягательств на общественное спокойствие и других от подражания его примеру. При этом наказание должно быть не только по возможности жестоко, чтобы внушать спасительный страх, но оно должно поражать своим внешним видом, самим обрядом его исполнения. Оттого необходимой принадлежностью этой системы является, по крайней мере у её наиболее последовательных сторонников, квалифицированная смертная казнь, исполняемая по возможности при большом стечении народа, публичные телесные наказания, при которых брызги крови и крики наказываемых надолго бы сохранились в памяти зрителей, различные осрамительные наказания и т. д.
    Словом, теория устрашения проводилась самым последовательным и энергическим образом; думали отвратить народ от преступления путём, так сказать, наглядного обучения»
    Более поздние теории устрашения устанавливают, что устрашительность наказания должна заключаться не во впечатлении казней, а в сознании неизбежности наказания. Всякий соблазн к преступлению исчезнет, как скоро укоренится мнение, что за всяким преступлением неминуемо должно следовать осуждение и наказание. В факте неизбежности наказания заключается достаточное основание для воздержания: угроза смертной казнью, если она из 10 преступников не применяется к 9, менее действительна, чем угроза тюрьмою, если только угроза неминуемо осуществляется по отношению к всякому преступлению.
    Приложение № 2
    Теория предупреждения
    По мнению авторов данных теорий, закон может и должен требовать от каждого гражданина правомерной воли, из каких бы мотивов она ни выходила (в этом право и отлично от нравственности), и тот, кто не обладает такой волей, относительно коего нельзя рассчитывать на наличность у него мотивов, препятствующих посягательству на право, находится в противоречии с правовым порядком, и против него может быть употреблено принуждение.
    Таким образом, целью наказания является уничтожение посредством принуждения в преступнике состояния общеопасности, обнаруженного учиненным им деянием, причем это принудительное предупреждение зла может быть достигнуто или путём угрозы, заставляющей преступника отказаться от преступных пожеланий, или уничтожением для преступника физической возможности делать зло; таково, например, применение смертной казни, пожизненного заключения или изгнания.
    Приложение № 3
    Теории исправления
    Ещё Протагор определил наказание как попытку распрямления кривого дерева; то же начало исправления наказанием, хотя и в неопределенной форме, выставляется Аристотелем; однако наибольшее распространение теории исправления получили в конце XIX — XX веке
    Цель наказания, по мнению представителей данных теорий, может быть только одна — исправление преступника, так, чтобы он по собственному своему почину перестал быть опасным для общественного спокойствия. Конечно, государство может иметь в виду только юридическое исправление преступника, т. е. развитие в лице настроения, соответствующего требованиям права, чувства правоподчиненности; при этом совершенно безразлично, будет ли данное лицо видеть в этом подчинении внутреннюю обязанность по отношению к самому себе или только обязанность внешнюю, связывающую его деятельность; будет ли он признавать в этом нечто «должное» или только «обязательное»; будет ли он считать это априорно необходимым или необходимым только в силу требования государства, которое не может требовать чего-либо неразумного
    Приложение № 4
    Теории заглаживания вреда
    Основная мысль этих теорий заключается в том, что наказанием должен быть изглажен тот идеальный вред, который преступление причинило государству. Как скоро человек, находящийся в состоянии вменяемости, под влиянием чувственных побуждений совершает сознательное посягательство на правовые отношения, причиняет вред правовому порядку, то его первой правовой обязанностью, условием дальнейшего его существования в обществе, является заглаждение причиненного им вреда; это заглаждение вреда и восстановление попранного права могут быть учинены им добровольно, или он будет принужден к тому государственной властью. Вред, который причиняет преступник, может быть материальный или идеальный: материальный вред заглаживается в порядке гражданского правосудия; заглаждение идеального вреда дает содержание карательной деятельности государства.
    
    
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc